logo
методика-гос

21. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике.

Термин дидактика происходит от греческих слов: didacticos - поучающий и didasko - изучающий. Термин дидактика был введен в употребление в 1613 году в Германии, дидактика занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил чешский педагог Я.А.Коменский. Дидактика включает в себя три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные факты и их теоретическое обобщение), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческую (взгляды и убеждения). Их усвоение способствует многостороннему развитию и личностному формированию учащихся, что привело к появлению в дидактике специального термина - образование. под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности (обучающий компонент), а также нравственно-эстетической культуры (воспитательный компонент), которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Факторы: они подразделяются на две группы - объективные и субъективные. К объективным факторам относятся: потребности общества в определенном уровне образования подрастающего поколения, а также изменения в развитии науки и техники, требующие постоянного обновления и совершенствования образования. Субъективные факторы - это политика и идеология государства в области образования и воспитания. В отдельную группу входят факторы чисто педагогические (например, учет возрастных возможностей учащихся). В педагогике разработана система научных требований, на всех ступенях образования его содержание должно:

обеспечивать осуществление основной цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности; способствовать умственному развитию, техническому обучению, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся; включать в себя цикл естественно-математических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов;

базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социально-экономических изменений в обществе и развития науки, техники и культуры и иметь гражданско-патриотическую направленность;

строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующих наук;

раскрывать взаимосвязь между отдельными учебными предметами;

укреплять связь теории с практикой, с включением учащихся в доступную для них трудовую деятельность;

соответствовать возрастным возможностям учащихся;

сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации школьников.

Организация обучения связана прежде всего с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся. В этом отношении целевые установки обучения делают для учащихся понятными смысл, способы и направленность учебно-познавательной деятельности. В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей: 1. цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков);2 цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); 3. цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).