logo
методика-гос

103) Одна из задач школы на современном этапе – научить учащихся учиться. Один из способов развития самостоятельности учеников – их самостоятельная работа на уроке и во внеурочное время.

Формирование навыков и умений учебной деятельности – это процесс формирования учебной самостоятельности школьников. Он начинается с подражательных действий на ступени совместной деятельности учителя и учащихся, проходит через стадию возникновения осознанности и произвольности собственных психических процессов, стадию усвоенных действий к стадии творческой деятельности.

Принято выделять три этапа самостоятельности, которые проходит ученик в процессе ее формирования:

репродуктивно-подражательный,

поисково-исполнительский,

творческий.

Исходя из этого, выделяются три вида самостоятельной работы: воспроизводящий, преобразующий и творческий. На начальном этапе обучения иностранному языку основные виды самостоятельной работы – это воспроизводящий и преобразующий. Они способствуют  формированию репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской учебной самостоятельности школьников, что создает основу для перехода на средней и старшей ступенях к самостоятельной работе творческого вида. Формирование репродуктивно-подражательной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдения, восприятия, осмысления, анализа и сравнения, включающих операции распознавания, сличения, вычленения и запоминания существенных признаков объекта. В результате самостоятельной работы воспроизводящего вида учащиеся приобретают умение принять учебную задачу, уяснить последовательность выполнения задания, накопить опорные факты и способы действий, выполнять задания рациональным способом, адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Таким образом, создаются условия для перехода школьников к выполнению заданий более высокого уровня самостоятельности – самостоятельной работе преобразующего вида. На этом уровне происходит формирование поисково-исполнительской самостоятельности. Учащиеся приобретают умения произвести операции выбора, подстановки, расширения, трансформации, комбинирования, принять учебную задачу и отыскать пути решения.

Обязательным условием успешности учебной работы является внимание. Самостоятельная работа способствует развитию таких его свойств, как объем, концентрированность, устойчивость, интенсивность, сосредоточенность, что обеспечивает четкое и яркое восприятие и понимание учебного материала, а также более быстрое, прочное его запоминание и сохранение в памяти на длительный срок. Развитию внимания ученика способствует четкое понимание им учебного материала, знание способа выполнения упражнений. Так, например, при выполнении подстановочных упражнений учитель может предложить следующую опору для выполнения учебного задания:

Вам предстоит заполнить пропуски в тексте, заданными под чертой словами и сочетаниями слов.

– Просмотрите заданные слова и сочетания слов, воспроизведите их, уточните их значение.

– Прочитайте предложения с пропусками, представьте себе, о чем в них идет речь.

– Предположите, что может обозначать пропущенное слово и к какой части речи оно относится, опираясь на значение окружающих слов (если перед пропуском стоит артикль или артикль с прилагательным, а после пропуска – глагол, то пропущенное слово является существительным. Если перед пропуском стоит существительное, личное местоимение или наречие, тогда вы можете предположить, что пропущенное слово – глагол).

– Соотнесите значение каждого из заданных под чертой слов со смыслом всего предложения и выберите нужное.

– Поставьте выбранное слово в нужную форму. Определите для этого то слово в предложении, с которым выбранное слово должно согласоваться в роде, числе, падеже. Преобразуйте начальную форму слова по известному вам правилу. Проследите за порядком слов в предложении.

– В заключение проверьте себя. Воспроизведите каждое из полученных предложений, следя за его смыслом. В случае сомнения переведите его на родной язык.

На основе выполнения однотипных заданий по подробной пошаговой инструкции, учащиеся сами мысленно выделяют наиболее существенные элементы деятельности, отделяют их от второстепенных, выявляют обобщенный образец действия. Он включает:

прогнозирование смысла предложения, в котором предстоит заполнить пропуски;

догадку о значении пропущенной лексической единицы на основе ее ближайшего окружения;

выбор нужной лексической единицы и ее грамматическое оформление в соответствии с содержанием и смыслом заданного предложения;

осмысление полученного предложения в целом.

Иначе говоря, пользуясь приемом абстрагирования, учащиеся обращаются уже не к конкретному, а к своего рода абстрактному образцу, приходят к овладению осознанным приемом учебного труда. Деятельность ученика начинает выходить за рамки воспроизводящей и приближается к творческому процессу.

Эффективное использование своего рода абстрактных образцов в виде моделей – схем диалога, моделей связного высказывания. Деятельность учащихся в этом случае носит более творческий характер.

Практически образцы действий представляют собой инструкции – предписания разной степени развернутости. Поскольку не все учащиеся могут одинаково четко и в одном и том же темпе следовать предписанию, целесообразно предъявлять инструкцию дифференцированно – "пошагово" или "комплексно", устно или в виде письменно фиксированных "памяток". Последние облегчают работу школьникам любого уровня обученности как на уроке, так и дома.

Однако зачастую работа на основе разветвленной системы опор занимает львиную долю времени урока, вследствие чего не остается времени для самостоятельного поиска опор и ориентиров самими учащимися. При этом учащиеся не испытывают необходимости самостоятельно актуализировать в памяти языковые средства, задуматься над планом своего высказывания, стремиться к индивидуальному замыслу высказывания.

Важно предупредить такое положение, шире практикуя с первого года обучения иностранному языку на каждом уроке обучающие самостоятельные работы, направленные на активизацию языкового материала применительно к коммуникативным задачам, к тематике текущего урока (серии уроков). Выполняя такие работы, учащиеся по совету учителя обращаются к ранее выполненным подобным заданиям, к языковому материалу пройденного параграфа, стремятся к созданию образных ассоциаций с лексическими единицами, выработке собственных мнемонических приемов. Одновременно школьники учатся объединять материал нового и ранее выполненных заданий, объединять тематически близкую информацию.

Важно посоветовать найти новую формулировку задания и получить новый вариант решения коммуникативно-познавательной задачи. Уместно подсказать, что в новой формулировке, в новом варианте результаты выполненного задания можно бы использовать в виде заметки в стенной газете, в школьной радиопередаче на немецком языке, в викторине или какой-либо другой соревновательной игре.

По мере развития самостоятельности происходит и развитие реальных творческих возможностей учащихся, накопление опыта творческой деятельности.

Для организации самостоятельной работы нужны специально разработанные дидактические материалы (различные упражнения, карточки, задания для парной и групповой работы, кинофрагменты, видеозаписи). С опорой на них учащиеся получают возможность выполнять достаточное количество действий и операций, необходимых для формирования и совершенствования языковых навыков и речевых умений, а также развития внимания, мышления и памяти.

Недостаточно использовать только материалы, входящие в УМК. Для поддержания интереса школьников рекомендуется применять материалы, входящие в состав других УМК. Несомненную пользу принесут различные опоры в виде плакатов, дополнительные тексты для аудирования, упражнения с постоянным снятием опор, карточки для парной работы и взаимоконтроля.

Для формирования репродуктивно-подражательной самостоятельности желательно составить материал так, чтобы учащиеся не только знали, как выполнить задание, но и получили возможность осуществить контроль за правильностью выполняемых действий при помощи ключей. Для самостоятельной работы воспроизводящего вида полезны такие упражнения: "Слушай и повторяй", разучивание песен и стихотворений под фонограмму, упражнения, записанные на СD, для выработки навыков чтения вслух.

Для организации самостоятельной работы преобразующего вида эффективны упражнения с постепенным снятием опор, а также задания типа:  Послушай текст и расскажи своему товарищу по телефону о ...", "Сравни ...", "Ответь на вопросы по прослушанному тексту", "Прослушай задание № ... и расскажи о себе".

Для развития у учащихся способности к вероятностному прогнозированию при аудировании и чтении важно, чтобы упражнения обеспечивали частую повторяемость языкового и речевого материала, а также содержали задания, стимулирующие учеников к аналитико-синтетическим операциям, например: "Прослушай начало фразы и закончи ее", "Вставь пропущенные в диалоге реплики", "Придумай продолжение рассказа" и т.п.

Чтобы обеспечить устойчивость и концентрированность внимания, содержание материалов должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть доступным и интересным для них, воздействовать на различные анализаторы.

В материалах для самостоятельной работы можно использовать лингвострановедческую информацию в объеме, доступном для усвоения детьми данного возраста. Это позволяет пробудить интерес к культуре народа страны изучаемого языка.

Задача учителя – оказать помощь учащимся, которая носит направляющий, объясняющий, организующий и коррегирующий характер, дать необходимые рекомендации о том, как выполнить то или иное задание, обучить их последовательности выполнения упражнений, создать необходимые для этого условия.

105) К.Д.Ушинский.Проблемы нравственного воспитания.Исследование теорий нравственности неизбежно встречает трудность, на которую указывал Д.Дьюи: «Все существующие виды противопоставления разума и действительности неизбежно выражаются в ней». Между мотивом и поступком определяется направление действия, которое в оценках норм может быть оценено как нравственное и безнравственное. Д.Дьюи называл это состояние внутренней рекогносцировкой части целостной деятельности в ее развертывании во времени. Он не относил этот процесс к психическим или физическим, а к тем, в которых сливаются внутреннее и внешнее, противопоставление долга и интереса, интеллекта, внешних императивов особенностей психики. Фундаментальная теория не может быть руководством к действию педагога. Она только вычленяет явления, встречающиеся в педагогическом опыте, не постигаемые чувственно-предметным познанием.

Главной проблемой для К.Д.Ушинского была проблема метода исследования. Для этого требовалась дифференциация феноменов по основанию, которое исключало бы их соотнесение с высшими животными, и феномены принадлежали бы только человеку. Таких феноменов К.Д.Ушинским было определено два: чувство нравственного и чувство прекрасного. Определив источник нравственности в духе, поставив задачу изучить сущность человеческого духа, К.Д.Ушинский должен был обратиться к истории философской мысли, которая в течение тысячелетий искала ответ на вопрос о его происхождении и значении. Гегелевский метод помог ему определить гипотезу, состоящую в том, что работа духа - это работа над противоречиями, появляющимися отнюдь не из опыта и наблюдения, поскольку он предполагает обращение к метафизике, то есть к оперированию отвлеченными категориями. Отличие объективного и субъективного, по К.Д.Ушинскому, заключается в следующем: олицетворение наших чувств в понятиях - «объективирование того, что мы чувствуем субъективно».

Создать теорию нравственного воспитания означало выделить эту структуру, определить ее функцию, дать ее дефиниции. В качестве рабочей гипотезы К.Д.Ушинский выдвинул положение о том, что в природе человека существует возможность прижизненного, онтогенетического генерирования нравственного чувства. Эта возможность заключается в способности человека, данной ему природой, к рассмотрению себя самого в качестве объекта собственного наблюдения, то есть в обладании способностью к самосознанию; поэтому ключевым понятием в теории нравственного воспитания К.Д.Ушинского является понятие самосознания. Способность сознания к рефлексии была обозначена еще И.Кантом, но педагогика того времени не воспользовалась его методологией и не указала генезис нравственности в субъективном сознании. В задачу К.Д.Ушинского входило соотнести понятие духа и понятие самосознания, проанализировать природу нравственности с педагогических позиций, рассмотреть самосознание в генезисе, исследовать акт зарождения нравственной установки, проследить развитие духа в онтогенезе.

По К.Д.Ушинскому, своеобразие рассудка человека заключается в том, что им руководят не потребности тела, а потребности самосознания. Они первичны по отношению к рассудку, поэтому не рассудок формулирует нравственный закон, а самостоятельные законы духа, которые К.Д.Ушинский отождествляет с самосознанием, диктуют законы развития человеческого рассудка и разума. Рассудочный процесс в человеке отличается не только средствами своего развития, но и вопросами, которые он решает. В его теории дух перестает быть метафизическим абстрактом и приобретает качество особой субстанции, входящей в структуру личности. От рождения человеку дан не сам дух, но способность к его генерированию; дух является прижизненно формируемым индивидуальным качеством каждого человека; именно дух придает личности ее индивидуальность. Самосознание, то есть человеческий дух, выполняет в жизнедеятельности человека свои собственные функции. Дух не произволен ни из рассудка, ни из разума; он представляет собой продукт особой деятельности человека в комплексном процессе бытийного, эмоционального, эстетического, языкового, художественного освоения мира. Каждый из этих процессов изолированно не генерирует целостное нравственное чувство, не создает условий для цепей актов сравнения в поле человеческой свободы.

К.Д.Ушинский создавал свою теорию в период сильнейшего влияния нигилизма, немецкого позитивизма, в России были сильны позиции и авторитет немецкой педагогики, допустившей редукцию многих положений немецкой классической философии в период торжества логики детерминизма. Его основной научный оппонент Ф.-Э.Бенеке допускал серьезнейший методологический просчет: он отождествлял акт поведения и нравственность. Признав за основание нравственности мнение большинства, отмечал К.Д.Ушинский, он попал в затруднительное положение, потому что практика навела его на положение, когда мнение большинства прямо противоположно основам нравственности. Перед нами, заметим, еще один пример того, что теория без практики слепа, а практика без теории бесплодна и вредна. Научный подвиг К. Д.Ушинского состоит не только в изучении процесса генезиса нравственного чувства и выделении особой структуры личности - самосознания, но в научной независимости, самостоятельности. В лице К.Д.Ушинского отечественная наука имеет образец фундаментализма, присущего ей, но так редко встречаемого в гуманитарных знаниях.

106) Школа – исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если пе-дагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой. Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой – общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы. Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это – директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной работе и др. Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.). Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие: а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении; б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов; в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций; г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении; д) поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе; е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы; ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.

107.Современные технологии обучения иностранным языкам. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Использование новейших информационных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, позволяет применить личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования. Применение мультимедийных технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также с проблемным и дифференцированным обучением. При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.Приоритетными направлениями в обучении иностранным языкам являются коммуникативность, интерактивность, аутентичность, изучение языка в культурном контексте, которые развивают межкультурную компетенцию. Конечной целью обучения иностранным языкам является свободное ориентирование в иноязычной среде и этому в большой степени способствуют новые мультимедийные инновации, которые определяются как «информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации».В процессе обучения иностранному языку применяются разнообразные цифровые образовательные ресурсы, такие как презентации в Power Point, On-line тесты, обучающие программы, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы, которые мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Преимущества применения информационных технологий по сравнению с традиционными методами выражаются в сочетании аудио- и видеонаглядности, возможности использования интерактивной доски, обеспечении эффективности восприятия и запоминания учебного материала, экономии учебного времени.Программы Power Point и Microsoft Office позволяют создавать качественные учебные материалы для реализации конкретных учебных задач наряду с обучающими отечественными и аутентичными компьтерными программами и электронными учебными пособиями.

Основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.Интернет-технологии играют позитивную роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, т.к. эффективное изучение иностранного языка строится на работе с аутентичными аудио-, видео- и печатными материалами.При обучении используется одна из самых актуальных современных технологий – метод проектов. Данный метод, сочетая в себе элементы проблемного обучения и обучения в сотрудничестве, позволяет достигнуть наивысшего уровня овладения любым предметом, в частности иностранным языком. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относится к мнению партнёров по общению, развивает умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создаёт языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.С успехом используются игровые технологии (деловые игры и ролевые игры), без которых не мыслится овладение умениями и навыками иноязычного общения и поведения. Говоря о технологии, имеют в виду систему действий, приводящую к ожидаемому результату. В системе преподавания иностранных языков уже давно созданы методики, претендующие на статус технологии, т.е. обладающие высокой степенью надёжности, стабильности и воспроизводимости результатов. Мы относим сюда прежде всего личностно-ориентированный подход при об учении иностранному языку, включающий метод проектов, обучение в сотрудничестве, ролевые игры, контекстное обучение, интенсивное обучение и разноуровневое обучение.Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направляет и стимулирует учебную деятельность. В своей деятельности учитель должен решать не только учебные задачи, но и создавать условия учащимся для самостоятельного творческого поиска, побуждения их к исследовательской деятельности, формирования навыков ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений. И как необходимое условие в решении поставленных задач рассматривается внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Постоянно развивающаяся система информационного обеспечения в сочетании с техническим сопровождением обеспечивает качество образовательного процесса.

109.Педагоги-новаторы:В.Ф.Шаталов,Е.И.Ильин,С.И.Лысенкова,Ш.Амонашвили.В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.

В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин.Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы. Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.Персональное влияние на личность ребенка посредством работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались преодолеть необщительность школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Учитель Е.И. Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения.Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения. Виктор Федорович Шаталов - гениальный педагог, разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ («Интеллект развивается до 11 лет...»). Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение самых сложным предметов в школе(физика математика...) можно облегчить и сократить время на обучение в два-три, и более число раз!). Изобрел несколько важнейших психологическо - дидактических методологических приемов (максимально эффективное использование времени учащихся, опорные конспекты", "плашки" и проч.). В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею "борьбы с двойками", которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда пытаются "реализовывать" некоторые методы, и тем самым оказываются неспособными реализовать систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталова содержат около 4000 оригинальных педагогических, психологических и дидактических приемов. Амонашвили Шалва Александрович — грузинский педагог и психолог, действительный член АПН СССР, почетный член Российской академии образования. Среди его идей: обучение детей с 6 лет, система воспитания и обучения — «педагогика целостной жизни детей и взрослых», отмена балльных оценок, многоуровневое обучение (например, при обучении чтению — от беглого чтения до знакомства с буквами), участие учеников в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника. Многие его идеи использованы Ланцбергом в «Концепции Школы саморазвития». Шаталов Виктор Фёдорович — донецкий учитель, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. Создатель оригинальной дидактической системы так называемых «опорных сигналов» — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Один из лидеров педагогики сотрудничестваС 1987 г. заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. В начале 90-х годов лаборатория закрыта за отсутствием финансирования. В настоящее время — профессор Донецкого института социального образования. Софья Николаевна Лысенкова. Идея опережения.На освоение темы одним детям нужно пять уроков, другим - пятьдесят. Исподволь, заранее подбираясь к будущей сложной теме, С.Н. Лысенкова дает всем детям необходимое время для созревания мысли. При этом сильные дети получают возможность отвечать на вопросы, которые еще не изучались в классе, пользоваться интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучают среди более слабых детей, не отвлекают от работы, как это часто случается.Можно ли закончить с шестилетками программу начальной школы за три года вместо четырех? А с семилетками - за два вместо трех?Искушенные учителя и родители горько усмехнутся: кому это надо? По восемь уроков в день, ничего, кроме школы и непомерной домашней работы для детей? А те, кому удалось увидеть это близко, просто возмутятся: "Видели бы вы этих учеников: сначала отбирают самых способных и здоровых, а потом и у них начинаются от перегрузок носовые кровотечения, обмороки. При этом тех, кто не справляется, приходится отсеивать, переводить в обычные классы, где проходят программу в общем темпе".Может быть, кто-то и называет это опережением, но сейчас речь идет не об этих амбициозных опытах, а о реальном педагогическом открытии народного учителя Софьи Николаевны Лысенковой. Полностью оно называется так: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом, а коротко - по ключевому, заметному даже непрофессионалу результату - опережение.Опережение Лысенковой - это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо отведенных по программе восьми, а как раз наоборот: значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы!Опережение Лысенковой - это не класс вундеркиндов, а самые обычные дети обычной школы без всякого отбора и отсева. Софья Николаевна умеет учить успешно всех, а классы коррекции считает преступлением против детей.Опережение Лысенковой - это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни в столице - музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и художественным образованием - и просто гулять. У Лысенковой строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям, и школа не должна на нее посягать.Самое занятное занятие - управлять своим временем!Открытию Софьи Лысенковой уже больше тридцати лет. В 1968/69 учебном году была введена новая программа - тогда четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметика стала математикой. Для многих этот переход от трудного к еще более трудному оказался непосильным. Все кричали о провале.В это время в журнале "Начальная школа" уже лежала первая статья Софьи Лысенковой "Использование опорных схем на уроках математики в первом классе". Это был шаг навстречу трудностям детей.Казалось бы, парадокс: опережать, чтобы справиться с непроходимыми программами, чтобы не оставить позади отстающих.Опережение, по Лысенковой, - это замена обычной и привычной линейной последовательности в изложении программы наложением тем. Всегда новая тема начиналась только тогда, когда завершена предыдущая: прошло объяснение, закрепление, проверка-контрольная, потом приклеивается следующая тема, потом еще - до тупика. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, - по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал. Для этого нужно 5-7 минут урока, хорошо - 10, а Софье Николаевне удается иногда выиграть и 15 минут.Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего.Получается, что дети от урока к уроку учат друг друга. Важно каждого спросить в его время, и тогда отметки у всех будут хорошими, а к тому моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят все, всем хватит времени и внимания учителя.Пять часов было в первом классе на сложение и вычитание с переходом через десяток. Надо объяснить, потренироваться, дать задание для самостоятельного выполнения. Это очень трудно. И для многих в классе тема оставалась неосвоенной. А это причина многих затруднений в старших классах. Учителя математики часто жалуются: дети не могут действовать с многозначными числами, потому что не владеют навыками сложения и вычитания с переходом через десяток.У Софьи Николаевны 60 уроков эта тема изучается только в перспективе, а потом еще четыре вместо пяти положенных по программе. В эти часы идет обобщение. И тут пяти часов оказывается даже много. Все ребята в классе активны: тема-то уже освоена.Программное время экономится (по этой теме - 1 час). Одна за другой перспективы дают значительное опережение в прохождении программы. Это время используется для закрепления, создания навыка - для развития быстроты реакции в устных ответах и в выполнении письменных упражнений.Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика - на чтение и досуг. А главное - у учителя и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно.Экономит он и время учителя. Когда-то проверка тетрадей занимала у Софьи Николаевны, как еще и сейчас у многих, 2,5 часа в день. Но уже три десятка лет все иначе. Лысенкова тетради домой не носит, проверяет в школе 25-30 минут (в классе тридцать учеников). 110.Работа классного руководителя с родителями. Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у курящей девочки - мама и папа курят; у мальчика, который отказывается мыть раздевалку – нет перед глазами примера родителей, работающих по дому; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.Нужно стараться сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.Знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты,которую классный руководитель раздаёт на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие классному руководителю хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. Вторая часть анкеты содержит вопросы только для родителей.  Родители должны заполнять их одни, без ребёнка. Для сохранения конфиденциальности они могут вернуть анкету запечатанной в конверте, либо передать её на родительском собрании или при индивидуальной встрече. Классный руководитель должен настроить родителей на откровенность и открытость при заполнении анкеты в целях создания более комфортного, психологически здорового климата, в котором будет находиться их ребёнок в школе. В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации.Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Изучение семьи ученика позволяет классному руководителю ознакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию,он имеет возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать.Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, он тем самым пробуждает эти же качества и доверие к нему,у детей и их родителей, которые начинают видеть в нём союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка.От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей.Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей. Основная задача родительского комитета – содействовать школе в обучении и воспитании детей. В состав родительского комитета должно входить не менее пяти человек, из которых выбирается председатель РК. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как родители ответят на вопрос: - “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе вы можете оказать классу и школе?”,классный руководитель познакомится с родителями и детьми,то он сразу должен использовать сведения впоследствии  использовать при составлении плана работы РК. На собрании классный руководитель должен объяснить,что он примет помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, экскурсий, походов, в постановке спектаклей; помощь, связанную с вопросами транспорта, мелкого ремонта, приобретения канцелярских товаров, озеленения класса, пришкольного участка и т.д.Заседания комитета вначале проводятся довольно часто (например, 1 раз в месяц), а затем – по мере необходимости. Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из пяти членов РК отвечает за своих пятерых “подопечных” из числа родителей. Для этого (с общего согласия) создается свой “телефонный справочник класса”, куда непременно вносится контактный телефон классного руководителя. Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей всех учащихся, может быть передана в течение одного дня.Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участия в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому родительский комитет и классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.Знания, умения, возможности членов РК используются в работе с родителями,при взаимодействии с детьми.Они могут оказать большую помощь в подготовке художественной самодеятельности, в организации встреч и бесед с учениками, в проведении экскурсий.Не надо забывать благодарить родителей и членов РК за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова.Родительские собрания (далее – РС) – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив. С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через РК по телефону.К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся. Перед РС я обязательно обхожу всех учителей - предметников, беседую с ними о классе и учениках; выписываю текущие оценки детей по предметам; пополняю фотоальбом класса новыми фотографиями, рассказывающими о школьной жизни ребят; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей.Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.Индивидуальная работа с родителями.Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.

111.Компетенция как результат обучения иностранным языкам. Наше государство становится все более открытым, входя на правах партнера в мировое сообщество. Расширяются международные связи, происходит национализация всех сфер жизни нашего общества. Иностранный язык становится реально востребуемым в деятельности человека. Он становится действительным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса. Все это, несомненно, повышает статус иностранного языка как учебного предмета. Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, [1; с.3].Овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция, выступающая в качестве искомого результата обучения, - явление сложное , многокомпонентное.

М.З.Биболетова предлагает следующий компонентный состав коммуникативной компетенции, [1; с.8]:1. Речевая компетенция – умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая речь), аудировании, чтении и письменной речи;Для достижения поставленных целей обучения английскому языку в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения. Под средствами обучения понимается все то материальное, что оказывает помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса,[4;c.90]. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где, когда целесообразно использовать и какие результаты можно получить. Для развития речевой компетенции необходимо обязательное использование следующих средств обучения:а) учебник, который является основным средством обучения и содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности;б) книга для чтения, которая находится в распоряжении учащегося и помогает ему в овладении чтением на английском языке. Чтение дополнительных текстов на различную тематику, кроме всего прочего, дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели,[4;c.95];в) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы обучаемых, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия могут полностью или частично разрабатываться преподавателями самих учебных заведений;г) аудио и видеозаписи при обучению английскому языку играют очень важную роль. Они дают возможность детям слышать подлинную речь на английском языке, являются образцом для подражания, что благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух;д) компьютерные программы и Интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности учеников, а также для возможности самостоятельного или дистантного обучения. Эти программы особенно эффективны для развития навыков письменной коммуникации, что в нашей практике учебного и профессионального общения в настоящий момент является наиболее слабым звеном,[7;c.12].2. Языковая компетенция – владение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией.Для наиболее эффективного развития языковой компетенции используют следующие средсва обучения:а) рабочая тетрадь, которая необходима для самостоятельной работы учащихся дома и позволяет им овладевать графикой и орфографией английского языка, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку. Кроме того, рабочая тетрадь формирует у детей самоконтроль, самокоррекцию и самооценку,[4;c.97];б) таблицы, схемы, раздаточный материал, иллюстрации позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи;в) учебник;г) аудиоматериал;д) компьютерные программы и Интернет.3.Социокультурная компетенция - владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка (в том числе о поведении, этикете) и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру.В условиях современного мира, когда все чаще слышны слова “глобализация” и “интернационализация”, особая актуальность проблемы развития социокультурного компонента в обучении иностранным языкам очевидна. Какими же средствами следует развивать социокультурную компетенцию у изучающего иностранный язык вне языковой среды?а) Когда-то одним из таких средств были аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка.б) Затем появились видеоматериалы, которые продолжают быть популярными и в настоящее время, поскольку являются своего рода культурными портретами страны.в) Погружение в виртуальное пространство – очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Безусловно, этим виртуальным пространством является Интернет, наряду с другими компьютерными технологиями, [5].г) Безусловно, самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка. Учителя иностранного языка, побывавшие в стране, являются своего рода “наглядным пособием” для учеников, поскольку они “впитали” в себя дух того общества, в котором пребывали.4.Компенсаторная компетенция – умения выходить их положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;Данный вид компетенции развивается такими средствами как:а) учебник; б) Интернет; в) пребывание в стране изучаемого языка.5. Учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.К средствам, развивающим учебно-познавательную компетенцию, относят следующие:а) разнообразные словари (англо-русские, русско-английские, толковые), где ученик найдет объяснения слов, сочетания их с другими словами, примеры употребления. Это поможет для выполнения упражнений и удовлетворения любознательности учащихся, проявляющих повышенный интерес к языку, [4;c.98];б) учебник;в) книга для чтения;г) учебные пособия;д) компьютерные программы и Интернет. Безусловно, только взаимосвязанное нормирование всех составляющих коммуникативной компетенции при обучении обеспечит развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности в процессе овладения школьниками языковыми, лингвострановедческими и социокультурными знаниями и навыками, [6;с.7]. В настоящее время уже практически никто не оспаривает тот факт, что иностранный язык, наряду с обучением общению и повышением уровня общей и профессиональной культуры, имеет еще и значительное воспитательное значение. В современных условиях - это понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; воспитание толерантности по отношению к другим языка и культуре.

113.Методы обучения и их классификация. Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:

Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют:

практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;

наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;

видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.

Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):

объяснительно-иллюстративные методы;

репродуктивные;

методы проблемного изложения;

частично поисковые методы;

исследовательские.

Бинарные классификации. Методы преподавания:

информационный;

объяснительный;

объяснительно-побуждающий;

побуждающий.

Им соответствуют методы учения:

исполнительный;

репродуктивный;

частично-поисковый;

поисковый.

По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):

методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:

Обучающую.

Развивающую.

Воспитывающую.

Мотивационную.

Контрольно-коррекционную.

У каждого метода свое распределение функций (например, у лекции мало выражена контрольная функция, зато сильно - развивающая, обучающая). Интенсивность одних методов ослабевает, а других возрастает при переходе от младших к старшим классам. В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, методы инсценизации, генерации и др.), методы программированного обучения, обучающего контроля.

Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:

Цели и задачи обучения.

Содержание и методы определенной науки и темы.

Принципы обучения и позиция педагога.

Учебные возможности учеников.

Время.

Внешние условия.

Возможности учителей.

Вывод: таким образом, ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения.

Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя:

игровое/социальное/имитационное моделирование;

деловые игры;

анализ конкретных ситуаций (кейсы);

метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!».

По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:

Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.

Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.

Подведение итогов игры. Самооценка действий.

Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные игры. 114.Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. Патриотизм и культура межнациональных отношений являются частью морального воспитания личности. Они имеют огромное значение для успешного нравственного и социального воспитания. На основе такого воспитания возникает любовь и уважение к родине, ее духовным и материальным ценностям, ответственность за могущество и независимость своего государства, бережное отношение к традициям своего народа уважение к особенностям культуры других народов и наций.

Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений не может быть разделено на два разных направления, так как имеют теснейшую связь. Истинный патриот не тот, кто заботится только о благополучии своей страны, своего народа, не замечая влияния своих действий на другие государства и их жителей. Истинный патриотизм имеет гуманистическую природу и неразрывно связан с благожелательным и уважительным отношением ко всему человечеству, пониманием и сознанием огромного значения общечеловеческих ценностей и идеалов, их роль в прогрессивном развитии общества. Такая гуманистическая направленность воспитания обеспечит в дальнейшем мирное и сотрудническое сосуществование разных народов в пределах одного государства и дружеские отношения разных стран мира.

Сущность понятия патриотизма состоит главным образом в отношениях к своей родине, отечеству, народу. Определяя патриотизм как нравственное личностное качество, следует формировать потребностно-мотивационную сферу личности в этом направлении, т. е. человек должен лично переживать успехи и неудачи своего государства, болеть за его независимость и развитие, стремиться внести свой вклад в общее дело на благо родины.

При воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений следует разобраться не только в сущности и содержании этих понятий, но и в психологических особенностях, присущих этому элементу воспитания и, учитывая все эти стороны, выбирать соответствующие методические подходы к такому воспитанию. Начиная работу по патриотическому воспитанию, прежде всего, нужно привить любовь и преданность к тем местам, где они родились и выросли.

Развитие потребностно-мотивационной сферы человеческой личности является основной частью воспитательного процесса, поскольку воспитание только тогда будет иметь успех, когда воспитанник ощущает в нем внутреннюю потребность, а педагог помогает ему реализовать ее. Как известно, потребности возникают тогда, когда человек переживает противоречия между его нынешним уровнем и тем, которому он хотел бы соответствовать.

Организуя воспитательную деятельность, педагог должен создавать условия, побуждающие учеников овладевать новыми знаниями и умениями, присущих своему народу и другим народам мира. Например, организовав выставку поделок учеников, на тему особенностей стилей и направлений предметов быта разных народов, воспитатель побуждает ребят изучить эти особенности у разных народов и выбрать наиболее понравившееся из них. Таким образом, человек проникает в атмосферу национальных особенностей разных народов, любуется произведениями древних ремесленников, учится уважать и ценить достижения других наций и т. д.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование интеллектуально-эмоциональной сферы личности. В этом отношении следует проводить работы по ознакомлению воспитанников с особенностями культуры, языка, традиций и обычаев своего народа, приводить примеры из истории становления государства о различных подвигах народа и его отдельных представителей в борьбе за независимость и политическое устройство родины. Эффективным методическим приемом в данном случае является обращение к художественной литературе отечественных классиков и современных поэтов и писателей, которые зачастую, ярко выражая чувства и эмоции своих героев, вызывают глубокие переживания в сознании читателей, благодаря чему оставляют глубокий след в памяти человека.

Воспитание только тогда считается успешным, когда сформированы определенные целью убеждения и взгляды, это определяет уверенный выбор линии поведения в различных противоречивых ситуациях. Формирование устойчивых взглядов и убеждений является задачей особенно сложной и требует долгого и терпеливого педагогического труда. Работая в этом направлении, воспитатель должен подбирать такие средства и методы, которые вызывают в душе воспитанников сильные переживания, способные превратить их смысл в личностную необходимость, устойчивые качества. Такими средствами и методами могут быть различные примеры исторических личностей или литературных героев, организация дискуссий, а так же различные виды внеклассной деятельности. Постоянное обсуждение вопросов патриотизма и межнациональных отношений помогает выработать под влиянием педагога свою точку зрения у воспитанников. Этот процесс особенно важен, так как выработанная позиция, в данном случае, не является навязанной из вне, а есть результат собственной мыслительной деятельности и поэтому меньше подвергается сомнению. Однако устойчивость взглядов и убеждений в полной мере достигается только при условии единства интеллектуально-чувственных переживаний и поведения. Для этого должна быть организована соответствующая практическая деятельность по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений. Проявить патриотическое отношение помогает общественно полезный труд на благо школы, родного города, дома или двора. Ощущение собственной ценности, полезности вызывает положительное отношение учеников к объектам труда. Особую роль в патриотическом воспитании учеников играет работа по охране природы родного края, она включает приобретение знаний о климате, географии, животном и растительном мире своей страны, порождает ответственность за сохранение природных богатств. Интерес у школьников вызывает поисковая работа, направленная на восстановление пробелов истории Великой Отечественной войны, поиск информации о выпускниках родной школы прошлых лет и их дальнейшей судьбе. Внеклассная работа, связанная с художественной самодеятельностью тоже имеет определенную связь с патриотическим воспитанием. В ее рамках готовятся концерты, посвященные различным знаменательным датам и событиям родной страны, а, следовательно, имеют соответствующую тематику.

Практическая деятельность, формирующая культуру межнациональных отношений, сводится к ознакомлению с особенностями родственных народов, изучению вопросов о возникновении разных направлений в развитии одного народа, формировании государств, их распадах и слияниях и т. д. Хорошие результаты дают поездки в соседние государства, при наличии таких возможностей, рассказы учеников о личных поездках в другие стран 115.Аудиовизуальные материалы как средство создания языковой иноязычной среды. Под аудиовизуальными средствами обучения (АВСО) подразумеваются учебные пособия, предназначенные для создания иноязычной среды и стимулирования речевой деятельности учащихся, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. Это диапроекции (диафильмы и диапозитивы), эпипроекции (демонстрация на экране рисунков, чертежей и т.п., напечатанных или нарисованных на бумаге и демонстрируемых с помощью эпископов), кодопроекции ( учебные кинофильмы, учебные телекинофильмы, звуковые пособия). АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Фонограммы

Видеограммы

Видеофонограммы

Грамзапись Магнитозапись Радиопередачи

Натуральные: предметы, действия Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы,   фотографии,  географические карты Графические: таблицы, схемы

Кинофильмы Видеофильмы Телепередачи Компьютерные программы

Таким образом, специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, кино- и видеофильмы, компьютерные программы) помогают учащимся овладевать звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения.  

АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий. 

Для правильной оценки эффективности применения аудиовизуальных средств в качестве источника знаний важно знать определенные   правила использования данных средств обучения.

Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся

Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях

Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)

Следует использовать в качестве визуальных средств обучения натуральную наглядность, учебные картинки, диафильмы, кино- и видеофильмы, таблицы. Основное назначение таких средств -  наглядная семантизация в тех случаях, когда значение слова можно пояснить, не прибегая к переводу. Визуальные средства полезны также при воссоздании ситуации общения и стимулирования высказывания, содержание которого задается зрительно- слуховыми образами.

С первых уроков необходимо применять звукозапись как источник образцовой речи для формирования звукопроизносительных навыков и развития понимания иноязычной речи на слух. Лучше всего для этого подходят фонограммы, входящие в учебные комплексы по иностранному языку.

Сотворчество педагога и обучающегося

 Особое  внимание стоит уделить самостоятельной работе учащихся с использованием технических средств, что позволяет продлить время пребывания в речевой среде и повысить эффективность обучения.  В основном, школьники и студенты путешествуют виртуально, используя телевидение, видео или компьютер. Очевидно, что медиаобразовательные задания и формы работы стимулируют тренировку навыков чтения, письма, аудирования и разговорной речи. Они развивают критическое мышление, творческие способности учащихся и значительно повышают познавательный интерес. Крупное цветное изображение на экране притягивает внимание учащихся, создаёт эффект таинственности и позволяет разнообразить языковую тренировку даже в тех случаях, когда запоминаемая лексика достаточно однотипна. Одним из достоинств видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Использование видеофильма помогает развитию внимания и памяти. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное.

Видеофильм является одновременно на уроках материалом для аудирования.

Язык, на котором говорят в классе, - это не чистый “живой” язык. Когда на экране появляется изображение – ученик, будучи одновременно слушателем и зрителем, погружается в иной мир, даже если перед ним вымышленный сценарий, язык все равно будет чистым, живым.

Видеофильм – это “аудиовизуальный опыт”, это значит, что когда ученик смотрит фильм с субтитрами, он слышит произносимые слова и одновременно видит их. Видя, что происходит на экране, ученик может лучше вникнуть в речь героев и понять, почему они произносят именно эти слова и фразы? Здесь становится понятной и очевидной разница между языком, который используется в формальных и неформальных ситуациях.

На этапе развития языковых навыков и умений устной речи возможны такие коммуникативные упражнения, как:

перекодирование информации из невербальной в вербальную и наоборот;

ролевая игра;

решение проблемных задач.

Для решения каждой из поставленных задач ученики должны использовать слова и выражения из речевого сопровождения видеофильма.

Возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами, помогает моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка.

Работа над формированием у учащихся умения называть дату может происходить на уроке с помощью двух демонстрационных блокнотов. Первый блокнот содержит набор дат для каждого месяца, во втором перечислены названия месяцев. Приводя в соответствие обе части перекидного календаря, можно выставить любую дату.

Календарь может быть использован для развития умений в монологической и диалогической речи. Например:

Назовите свой любимый месяц года. Объясните, почему он вам нравится.

Используя модули динамических транспарантов, которые демонстрируются с помощью проектора, можно комбинировать варианты одежды и, опираясь на картинки, развивать устно- речевые умения учащихся. Например,

Оденьте девочку для прогулки в тёплый солнечный день/ для зимней прогулки/ для школьного праздника и т.д.

В постерах представлена языковая информация, которая требует запоминания и последующего применения учащимися в процессе общения на ИЯ. Компьютер вообще и интернет в частности относятся к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые не были придуманы специально для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако в связи со своими большими возможностями интернет вскоре после своего возникновения привлек внимание преподавателей-практиков и методистов. Интернет используется сейчас для обучения самым различным предметам. Особое значение он приобрел в преподавании иностранного языка.

Преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети интернет.

Используя информационные ресурсы сети интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет;

пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Самое простое применение интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Благодаря электронной почте и Chat  (англ. - "разговор") ученики могут общаться  со своими  сверстниками  в   любых странах. Они расширяют  свой словарный запас,  в первую очередь обиходную лексику, приобретают опыт опосредованного общения путем быстрого обмена информацией, мнениями по той или иной проблеме. Учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока  и чувствуют себя более самостоятельными.

Кроме того, возможно участие в телекоммуникационных международных проектах, телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад).

АВСО при рациональном использовании улучшают условия труда, как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение АВСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстрированный материал, создаёт проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей АВСО открывается для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.

116.Педагогические идеи Байтурсынова. Ахмет Байтурсынов - один из первых просветителей Казахстана, осознавший,что просвещение, образование принесут ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен.Инновационные педагогические идеи А.Байтурсынова являются актуальными для современного образования:•модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала • качественное образование является основой индустриально-инновационого развития Казахстана.С именем А,Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы.Роль педагогической прессы,проблемы начальной школы,системы высшего образования, совершенствование содержания,форм и методов обучения,духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения-это не полный перечень проблем, рассматриваемых А.Байтурсыновым.В статье "Обучение по-казахски" он считает, что "улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей,ибо власть, управление, народ исправляется только образованием".Как предостережение для потомкв звучат его слова:"Каким бы богатством ни обладал народ,не стремящийся к образованию,через некоторое время его богатство перейдёт в руки более цивилизованных народов".Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.А. Байтурсынов – автор первого казахского букваря. Новый казахский алфавит, названный в честь ученого байтурсыновским, в свое время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов при проведении реформы письменности.  Созданная им и названная его именем графическая система позволила быстрее ликвидировать неграмотность, повысить письменную культуру казахов.Ахмет Байтурсынов не только автор первого казахского букваря,изданного в Оренбурге в 1912 году,но и разработчик научной терминологии для определения казахской грамматики,один из основателей казахского алфавита,. Именно Ахметов Байтурсыновым были изгнаны из употребления 12 арабских букв, совершенно для казахов не нужных и вносящих путаницу в правописание. Поэтому новый алфавит и азбука имели значение первостепенной важности для культурного развития казахского народа.Кстати, новый казахский алфавит, названный в свое время в честь ученого байтурсыновским имел огромное значение не только для казахов, но и послужил для всех тюрко-язычных народов при проведении реформы письменности, а наши зарубежные соотечественники до сих пор пользуются байтурсыновской графикой.

118.Использование технических средств обучения на уроках иностранного языка. В наши дни все чаще поднимается вопрос об использовании новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Использование компьютерных технологий обучения в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. XXI век – век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И наша задача - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе в рамках средней школы. Компьютер может выполнять многие функции и не зря, поэтому, его часто сравнивают с искусственным интеллектом.

Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии (НИТ).

Широкие перспективы для НИТ открываются и в педагогической области. Использование НИТ в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики.

Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании вызывает к жизни и новые формы обучения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно – слуховых средств подачи информации.

Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?»: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек не произвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти его источник. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых.  Значительную роль ТСО и на этапе применения знаний: уже много раз говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств. [Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении]

Смена кадров в фильме, слайдов и т.п., демонстрируемых с помощью технических средств объектов требует пристального внимания, иначе потом ученик не может ответить на вопросы, рассказать об увиденных процессах и явлениях, потому что все это на уроке, как правило, повторно не демонстрируется.

Требует внимания и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство языка. Таким образом, прослушивание фонозаписей, сочетающих слово и музыку развивает у учащихся устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус.

Компьютерные игры даже познавательного характера, содержащее анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание самых непоседливых пользователей.

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Наглядные пособия принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры. К мягким – носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы. [Цесарский  Л.Д. ]

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе.

Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.), и схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.). [Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования – Москва, Академа 2001г]

Классифицировать ТСО сложно в силу разнообразий их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

2) принцип устройства и работы;

3) роду обучения;

4) логике работы;

5) характер воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

1. По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции личного назначения – комбинированные.

* Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т.п.

* Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала.

* Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос.

* Тренажерные технические средства – специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков.

* Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей.

* К комбинированным техническим средствам (универсальным), относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

2. По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

3. По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного пользования.

4. По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

5. По характеру воздействия на органы чувств  выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.

6. По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические и экономические.

- Функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.

- Педагогические – соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

- Эргономические – удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

- Эстетические – гармония формы; целостность композиции, товарный вид.

Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе многообразны. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТСО в полном объеме.

Первая из функций ТСО – коммуникативная, функция передачи информации.

Вторая – управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

Третья – кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.

Четвертая – научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации. [Коджаспирова Г.М., Петров К.В. ТСО на уроках английского языка]

216