logo
методика-гос

53. Дидактические основы компьютерного обучения

«Многие специалисты полагают, что в настоящее время только компьютер позволит осуществить качественный рывок в системе образования;

Эффективность применения компьютеров в процессе обучения учащихся образовательной области « Технология» определяется системой критериев. Критерий (от греч. Criterion средство для суждения)- признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Дидактические (от греческого didaktikos - поучающий) принципы - это руководящие идеи и положения, примен

яемые в обучении всем учебным предметам. В педагогической литературе описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др.

Свои специфические особенности имеет и компьютерная техника в системе средств обучения. Сергеева Т. и Чернявская А. отмечают, что компьютер является лишь средством обучения, а компьютерное обучение, так же, как и безмашинное, определяется теми же дидактическими принципами, но эти принципы наполняются новым содержанием. Эти же авторы отмечают, что пересмотрены и откорректированы применительно к компьютерной технике такие принципы, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Компьютерное обучение определило два новых принципа: индивидуализации обучения и активности.

Проблема дидактических функций ПЭВМ в нашей стране рассматривалась в работах Т.В. Габай, Б.С. Гершунского, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, А.С. Лесневского и др. Психологические аспекты вопроса исследовались в трудах П.Я. Гальперина, Е.И. Машбица, В. В. Рубцова, Н.Ф. Талызиной, О. К. Тихомирова и других.

Рассмотрим основные дидактические принципы компьютерного обучения.

Научность определяет содержание, требует включения в него не только традиционных научных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития, что особенно актуально для трудового обучения. При этом «способы усвоения учебного материала... должны быть адекватны современным научным способам познания».

Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы учащихся или для некоторого усредненного учащегося данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения.

Наиболее широко рассмотрен в литературе, применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности. Если в традиционном понимании под наглядностью понимается прежде всего иллюстративный компонент, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой- либо форме предмет или явление, произвести с ним минимальные манипуляции, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов (пример из физики: броуновское движение молекул). Более того, с представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях (броуновское движение молекул при разных температурах). При этом компьютер позволяет как вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть его в деталях. Например, в статье Сергеевой Т. и Чернявской А. говорится: «…в программе должна быть представлена не любая модель, а только та, которая способствует реализации дидактических целей данной обучающей программы; модель, содержащуюся в программе, следует предъявить в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта; существенные признаки, связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированы цветом, миганием, звуком и т.д.».

Принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению. Для обеспечения принципа последовательности учащемуся в начале сеанса компьютерного обучения полезно дать ориентировочную основу действия, сформулировать цель обучения. Независимо от сложности и длины пути, приводящего обучаемого к цели, это происходит систематично и последовательно за счет компьютерной программы.

Принцип сознательности обеспечен в компьютерном обучении методикой организующей стратегии, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления. Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей.

Принцип адаптивности, то есть приспосабливаемости к индивидуальным особенностям обучаемого, предполагает реализацию индивидуальных возможностей воспринять предложенный учебный материал. Реализация адаптивности может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который хотя и присутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерному обучению, принцип можно назвать принципом когнитивности коммуникации.

Мы же отмечаем еще один принцип компьютерного обучения, присущий комплексному изучению образовательной области «Технология». Это принцип системного подхода. Что же означает этот принцип?» Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого».

Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. Системный подход неразрывно связан с материалистической диалектикой, является конкретизацией ее основных принципов.

Таким образом, названные дидактические принципы компьютерного обучения являются основополагающими при составлении и подборе программного обеспечения для школьного пользования.

Отвечая на вопрос о том, как использовать компьютер эффективно, Г.А. Козлова выделяет те области обучения, где компьютер может сделать что-либо лучше, чем это происходит в настоящее время. А именно:

- Текстовое редактирование. Исследования зарубежных ученых показали, что работа с текстом на компьютере активизирует интеллектуальный процесс, обеспечивает методологией проверки написанного, снижает физические и умственные нагрузки. В настоящее время создано большое количество текстовых редакторов. С простейшими из них учащиеся должны знакомиться в среднем школьном возрасте.

- Решение проблем. Это другая область, где учебный курс нуждается в силе компьютера. Он способен помочь в обучении мыслительным навыкам, способствует развитию, в том числе и технического мышления.

- Моделирование. Одно из основных преимуществ компьютерного моделирования связано с использованием его в качестве средства имитации, что позволяет моделировать сложные процессы, выделяя их отдельные моменты. Это принципиально отличается от непосредственного изучения реальных событий, которое часто бывает просто физически невозможным. Суть имитационного моделирования в возможности имитировать функцию управления изучаемыми процессами, прослеживая в соответствии с заложенной программой, моделью, различные последствия принимаемых решений.

Основное преимущество любой моделирующей программы - возможность неоднократного повторения имитации до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. Это позволяет лучше понять механизм действия и взаимодействия различных факторов, а также приобрести некоторые представления о достигнутом.

Применение имитационного моделирования оправдано только в том случае, если оно ориентировано на достижение определенного результата, т.е. при наличии положительного влияния на мышление, эмоции, память учащегося, его познавательную, мотивационную и психомоторную активность.

Имитационное моделирование, также как и компьютерные игры, представляет собой ценный методологический инструмент, который, тем не менее, нуждается в продуманном и осторожном применении, чтобы избежать отрицательных последствий.

54. Основные компоненты профессиональной компетенции учителя.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]:специальнуюсоциальнуюличностную индивидуальную:

1.      Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2.      Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3.      Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4.      Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а такжеиспользовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.

Вызывает интерес иерархическая модель педагогической компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая «платформу для “вырастания”» следующих компонентов [Коточитова, 2001]. Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности: знаниевую,деятельностнуюкоммуникативнуюэмоциональнуюличностнуютворческую. Подчеркивается особая значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога.

Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.