logo
методика-гос

58. Воспитание дисциплины и культуры поведения: роль эстетического воспитания в развитии личности

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Важнейшей целью воспитания как специально организованного процесса является создание условий для наиболее полного и разностороннего развития личности, для воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, развитый интеллект и физическое совершенство.

Развитие интеллекта осуществляется главным образом в процессе обучения. Физическое развитие предполагает организацию спортивно-оздоровительной деятельности.

Проблема формирования нравственности, духовного внутреннего мира ребенка, воспитания человеческих чувств, эстетического восприятия окружающей действительности решается в процессе жизнедеятельности человека в целом. Для ее решения необходимо учитывать целый ряд факторов. Среди них эстетическому воспитанию принадлежит ведущая роль.

Слово “эстетика” в переводе с греческого (aisthetikos) означает “чувственно воспринимаемый, имеющий отношение к чувственному восприятию”. Это слово в качестве названия определенной науки (науки о прекрасном) было впервые введено немецким теореттиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающего мира. Эту способность называют эстетическим чувством. Как социальное явление оно развивалось и обогащалось в процессе труда, по мере того, как человек, изменяя природу, изменял себя, социальные отношения, общество.

В этимологии слова раскрывается то важное обстоятельство, что эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия на эмоции, чувства людей. Эстетическое воспитание не менее актуально, чем развитие мыслительной деятельности детей, так как “человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через посредство всех чувств” (К.Маркс).

Потребность в формировании чувств, в эстетическом переживании своего бытия — одно из родовых свойств человека. Неудовлетворение этой потребности ведет к деградации личности, к развитию эмоциональной черствости, к духовной пассивности и безнравственности. Возможность воспринимать различные грани окружающей жизни эстетически, воспринимать действительность с точки зрения науки о прекрасном (эстетики) — важное условие формирования нравственно устойчивых отношений ребенка к себе, к окружающим его людям и предметам, к природе, к Родине, к труду.

Многие выдающиеся люди, занимающиеся эстетической деятельностью, художники и музыканты, педагоги и психологи, философы, постоянно обращали внимание на важность эстетического воспитания, воспитания чувств.

“Только в гармонии ума и чувства заключается совершенство человека” — утверждал В.Г. Белинский, понимая большую роль и важное значение эстетического воспитания для развития умственных и духовных сил, для нравственного и физического совершенствования человека. Без эстетического чувства, по его мнению, “пошлы и ум, и честность, и образованность” [].

Совершенно определенно высказывался в этом плане А.С. Макаренко: ”Воспитать настоящий характер — значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства, как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем” [].

Разумеется, эстетическое воспитание нельзя сводить только к воспитанию чувств. Оно предполагает также другие аспекты воспитательной деятельности — познавательный, образовательный, творческий. Аспекту развития творческого начала ребенка в процессе осуществления эстетического воспитания особое значение придавал Л.С. Выготский, выдающийся советский ученый-психолог.

Он считал эстетическое воспитание творческим по своей сути и указывал, что “...задача эстетического воспитания... должна исходить из наличия высокой одаренности человеческой природы и из предположения наличия величайших творческих возможностей человеческого существа и таким образом располагать и направлять свои воспитательные воздействия, чтобы развить и сохранить эти возможности” [].

Л.С. Выготский в ряде своих работ доказал, что эстетическое воспитание должно способствовать развитию в ребенке творческого начала, профессиональному обучению детей тем или иным техническим навыкам искусства и воспитанию в детях эстетического суждения, то есть умения воспринимать и переживать, осмысливать и оценивать с точки зрения прекрасного произведения искусства, жизнь, отраженную в них, и жизнь реальную.

Однако Л.С. Выготский предупреждал, что эстетическое чувство, будучи таким же предметом воспитания, как и все прочее, должно быть “предметом воспитания в особых формах” Жилище и одежда, разговор и чтение, школьный праздник и внешний вид учителя — все это в одинаковой мере может служить благодарнейшим материалом для эстетического воспитания школьника. Он подчеркивает, что “красота должна из редкой и праздничной вещи превратиться для ребенка в требование повседневного быта...”. Эта поэзия “каждого мгновения” и составляет, по мнению ученого, “едва ли не важнейшую задачу эстетического воспитания”, решение которой позволяет создать условия для всестороннего, гармоничного развития и формирования личности школьника [].

Таким образом, мы приходим к выводам, что в педагогической теории и практике эстетическое воспитание рассматривается не изолированно от других сторон воспитания, а в тесной связи сними.

Нельзя себе представить умственное воспитание детей без раскрытия красоты и логики изучаемых ими явлений; трудовое воспитание — без познания прекрасного в целях, содержании и самом процессе трудовой деятельности человека; формирование нравственности — без выработки умений видеть красоту души человека, его доброго поступка; физическое развитие — без сформированности представлений об эталонах совершенства и красоты человеческого тела, его движений. Нельзя представить эстетическое воспитание, оторванное от повседневной жизни, домашнего и школьного быта, от активной творческой деятельности.

Осуществляя эстетическое воспитание в тесной связи с жизнью, показывая детям красоту учебного и физического труда, нравственного и физического совершенства, мы способствуем наиболее эффективному решению проблем воспитания и воспитанности в целом.