logo
методика-гос

55. Профессионально-значимые качества и умения учителя иностранного языка

Говоря о развитии у будущих учителей лингвистической и социолингвистической компетенции, мы связываем совершенствование личностного языкового пространства  с формированием следующих профессиональных качеств: сформированное научно-лингвистическое мировоззрение; лингво - познавательная мотивация, (стремление к познаванию языковых явлений); «языковая активность»; ориентация  на осуществление успешной коммуникации;  гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям социально-культурного и  ситуативного контекста; готовность к диалогу в мультикультурном пространстве.

Акцент в развитии дискурсивной компетенции не просто на овладение языком как средством общения, а «погружение студентов-филологов в речь», в видение ее объемности, полифункциональности, «действование» с языком  позволит сделать участников обучения ее субъектами, а также повысить субъектный статус самого языка в глазах будущих специалистов[1]. На наш взгляд, дискурсивный компонент иноязычной коммуникативной компетенции обуславливает формирование следующих качеств: актуалитивные (способности к активной коммуникативно-познавательной деятельности) интегративные способности (творческое использование разнообразной информации в межкультурном и межсубъектном взаимодействии).

Важную роль играет развитие у будущих педагогов способностей использования в процессе коммуникации вербальных и невербальных стратегий для компенсации недостатка речевого опыта и на этой основе формирование высокоразвитого механизма языковой догадки, мобильности  переноса знаний и навыков в новую ситуацию, компенсаторных умений как основных характеристик стратегической компетенции.

Становление учителей иностранного языка как субъектов диалога культур предполагает обладание ими социокультурной компетенцией. Использование в процессе обучения разнообразных заданий и материалов культуроведческого характера, по мнению Т.М. Пахновой,  позволит не  только создать на занятии ситуации альтернативного выбора идей и ценностей, диалога и дискуссий, но и обеспечит эмоционально-образное восприятие явлений родной и иноязычной культуры,  жизни[7]. Что, с нашей точки зрения, предполагает развитие следующих качеств: толерантность, -социокультурная идентификация (осознание себя в качестве культурно-исторического субъекта спектра культур); -кросскультурное мышление – понимание и принятие особенностей других культур для построения эффективного взаимодействия с их представителями.

К проблеме профессионально значимых качеств личности современного педагога в своих исследования обращается Э.И. Соловцова, акцентируя внимание, прежде всего,  на креативных способностях,  и аргументируя свою точку зрения тем, что при внедрении инновационных технологий и инновационного режима в образовательных учреждениях различного типа и профиля  данный вид способностей крайне необходим. Автор отмечает также то, что особый акцент несет на себе умение самого учителя преодолевать  традиционность, самоизменяться и его способность к проектированию[8]. Таким образом, приоритетными становятся такие качества как гибкость (мобильность), адаптивность, способность к нестандартным решениям.

Подтверждение данной точки зрения мы находим у А.В. Задорожной, которая видит «педагогический результат развития профессиональной компетентности в наличии качеств, определяющих готовность преподавателя-лингвиста осуществлять деятельность в условиях флуктационных изменений в социуме[84]». По мнению Ю.А. Лобейко, чтобы « адекватно реагировать   на постоянно происходящие в обществе изменения, личности необходимо активизировать свой творческий потенциал, развить в себе креативность, которая представляет собой одну из главных линий личностного развития[3, с.105]». В дополнение этому, автор отмечает, что именно « творчество позволяет студенту раскрыть свою индивидуальность и уникальность, и рассматривает его как условие и следствие овладения педагогической профессией, достижения педагогического мастерства[3, с. 56]».

Немаловажным, с точки зрения Ю.А. Лобейко, является тот факт, что для развития творческой индивидуальности будущего педагога необходимым условием является волевая активность и ее показатели, а именно волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, смелость, организованность[5].

Нельзя не отметить важную роль профессионального самосознания, исследованию которого посвящены работы В.А. Сластенина, А.И. Шутенко, В.Д.Брагина и других, которое подчинено задаче профессионального самоопределения, познания и самооценки своих профессиональных качеств и  является фундаментальным условием  профессионального развития и саморазвития личности[2].

Не менее значимой  для будущего учителя иностранного языка является сформированность рефлексивного и профессионального рефлексивного  мышления, его способность как личности к саморефлексии и его умение организовать совместные рефлексивные процессы в рамках профессиональной деятельности[4]. Статус одного из фундаментальных  профессионально значимых качеств современного педагога рефлексивное мышление приобрело потому, что оно напрямую связано с критическим, для которого как одного из способов интеллектуальной деятельности характерны очень значимые и существенные умения[7].

Особо следует остановиться на качествах, которые составляют основу педагогической направленности педагога на предстоящую профессиональную деятельность,  его мотивационно-ценностных ориентаций. К ним относятся: любовь к своей профессии и отношение к ней как к профессиональному идеалу, мотивационно - ценностное отношение к образу «Я- будущий профессионал», позитивное отношение к себе как представителю педагогической профессии, высокоразвитые познавательные интересы, потребность в самореализации, саморазвитии. Г.М. Коджаспирова, анализируя профессионально значимые качества учителя, делает акцент на формирование «образа Я» у учителя (позиции «Я – педагог») как субъекта  педагогической деятельности[4]. Исследователи отмечают, что профессиональные ценностные ориентации позволяют учителю выстроить модель своей деятельности, которая становится ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании[2].