logo
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Типы педагогических технологий

Когда говорят о гуманитарной педагогике, то, прежде всего речь идет о таких теориях и технологиях педагогического взаимодействия и управления образовательным процессом, которые обусловливают осмысление и осознание каждым учеником конструктивности гуманитарного отношения к другим людям, к представителям иной культуры и т. д., неотъемлемой частью которого является толерантность.

В литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В. Г. Гульчевской, В. П. Беспалько, В. Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко и представил в виде классификационных групп. Многообразие типологий обусловлено различными критериями их выделения.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и др.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По позиции и отношению к ребенку взрослых в образовательном процессе: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориен-тированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества.

Наиболее оптимальными для гуманитарного подхода можно считать диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии. В целом же из всего многообразия эффективными являются те технологии, в которых используется язык естественного общения (И. А. Колесникова) людей, а человек выступает как основной информационный знак.

В пространстве гуманитарного взаимодействия встреча смыслов, динамика представлений зависят от принятия (допущения) множественности других точек зрения, умения понять другого. Это порождает вариативное видение мира, людей, их проблем, способность вступать в информационный резонанс в системе «человек – человек». Отсюда – любовь к любому ребенку, вера в его возможности как представителя человеческого рода, дающая образцы высочайшей педагогической мудрости (И. А. Колесникова). Педагогически организованное общение воспитанников в процессах согласования интересов, мнений, отношений к «Другому» – единица гуманитарных педагогических технологий. Педагог может использовать огромный материал согласований, складывающийся в ходе моделирования, для постановки задач реализации актуальных для современного общества идей толерантности, необходимой для становления «человеческого в человеке».

Любое рассогласование в любом месте педагогического процесса выступает поводом для согласования и проявления толерантности как составляющей гуманитарности и интолерантности как ее противоположности.

Для развития гуманитарной позиции, толерантности учителю порой нужно очень немного – дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания; не пререкайся, игнорируй; контролируй свои эмоции; не реагируй сразу же, импульсивно; подумай, прежде чем сказать; мысленно дай себе команды: «Не волнуйся», «Мне никто не угрожает», «Нужно подойти к этому рационально», «Переключи разговор на другую тему» и другие. Важно помнить и о возрасте школьников. Если речь идет о подростках, то следует помнить, что в этом возрасте нетерпимость может быть вызвана стремлением самоутверждения среди сверстников, а это часто связано со стремлением верховодить, властвовать над другими (Г. Д. Дмитриев).

Совместное пребывание воспитанников в группе формирует позитивный опыт проживания и работы как с теми, кто им близок, так и с теми, кого они воспринимают как «других» и даже как «чуждых» им.

Педагоги активно используют игровую технологию в обучении и воспитании школьников. Игра – это полигон для общественного и творческого самовыражения детей. Ведущий исследователь игры С. А. Шмаков писал, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально». Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира. Игра всегда подразумевает взаимодействие, так как играть – значит вступать в контакты с другими игроками. Игра необычайно информативна. Она знакомит ребенка с окружающим миром и с самим собой. Игра – это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и уже поэтому не копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто свое, самобытное.

Создание технологий является одним из способов творческого самовыражения и роста мастерства педагога; при этом они должны соответствовать признакам педагогической технологии. Подбирая методы воспитания, исходя из индивидуальных особенностей своих учащихся, педагогу необходимо принимать их различия как преимущество, а не как проблему или препятствие. Например, учитель может рассматривать языковые отличия в качестве стимула к тому, чтобы научить детей понимать и принимать культурное многообразие, жить по человеческим правилам.

Прежде чем реализовать технологию, педагогу следует хорошо усвоить ее цели, содержание и обеспечить организацию и проведение в соответствии с ее основным замыслом.

Многообразие педагогических технологий – это одна из характеристик действительности, в которой находятся современные педагоги. Технологии, построенные на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, в наибольшей степени позволяют раскрывать значимость гуманитарных ценностей: открытости, достоинстве и справедливости человека, пребывающего в различиях взаимозависимого мира1.