logo
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку

Требование – способ прямого воздействия на сознание и волю ребенка с целью организации или координации его поведения и деятельности. Оно понуждает к обязательному исполнению разумной, педагогически целесообразной воли воспитателя, коллектива, его доведенного лица, воспитывает способность предъявления требований к себе.

Внушение как метод воздействия – способ манипулирования детским сознанием. Оно достигается с помощью психологических средств навязывания мыслей и образов, понуждения к действию, запугивания, духовного возвышения или унижения личности, переоценки или недооценки ее физических и нравственных сил...

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведения, разнообразной деятельности, общения в коллективе... Упражнения организуются как активные, повторяющиеся действия или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях….

Поощрение – метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, удовлетворения их духовных и материальных потребностей. Поощрение возбуждает положительные эмоции, оптимистические психические состояния, развивает творческие силы детей, активную жизненную позицию.

Наказание представляет собой способ торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам окружающих деятельности. Таким образом, система методов и приемов воспитания в целостном педагогическом процессе трансформируется, воплощается в реальные отношения, которые и образуют высокоэффективную воспитательную среду48.