logo
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Деловая игра

В деловой игре разыгрываются ситуации из сферы профессиональной деятельности. Следовательно, для проведения деловой игры необходим какой-то минимум профессиональных знаний и умений, в противном случае деловая игра ограничится творческой импровизацией. Творческие импровизации профессиональной направленности типа «Защита профессии» имеют широкую практику в школе, они создают условия для самовыражения, возбуждают интерес к определенному виду профессиональной деятельности, но профессиональных знаний, как правило, не добавляют. Смысл же деловой игры в научении. Более того, деловая игра позволяет интенсивно накапливать личный опыт, который нельзя заменить знаниями. Происходит это за счет создания ситуаций, близких к профессиональной деятельности, когда участники игры проявляют себя на личностном уровне. Игровая ситуация и роли задаются, но всегда остается некая «зона неопределенности», которая позволяет личности выбирать линию поведения, принимать самостоятельные решения. От поведения всех и каждого зависит общий рисунок игры, то, в каком направлении будет развиваться действие, как сложатся отношения партнеров по игре, будет ли найдено конструктивное решение. Подготовка и проведение деловой игры проходят ряд этапов.

1. Постановка задачи игры.

Организаторы игры должны четко представлять, чему они хотят научить, какие стороны профессиональной деятельности «высветить». Размытость цели снижает эффективность игры. Так, в деловой игре «Организационное родительское собрание» можно поставить разные цели:

2. Выбор сюжета.

Цель определяет сюжет игры.

Сюжет всегда конкретен, предметен, ограничен во времени и пространстве: «Заседание ученического совета по вопросу...», «Деловые переговоры партнеров по выполнению проекта...». После четкого определения проблемы, которую предстоит решить в ходе игры, игра становится ориентированной на результат.

3. Инструктаж участников игры.

На этом этапе происходит общее знакомство с правилами игры, особенностью сюжета, который будет разыгрываться. В игре, как правило, используется характерная организационная форма: заседание совета, подготовка мероприятия и т. д. При необходимости дается дополнительная информация по процедуре проведения конкретной организационной формы. Участникам игры полезно также дать информацию по конкретной ситуации: цифры, факты, примеры. Все участники игры должны четко представлять игровую задачу.

4. Распределение ролей, индивидуальная подготовка к игре.

Распределение ролей может происходить по желанию или жребию, а также путем назначения организатором. Необходимо время, чтобы каждый мог освоиться с ролью. Можно ввести дополнительные инструкции по роли, например «легенда» участника игры, дополнительная, неизвестная остальным участникам игры информация, поведенческие установки.

5. Выполнение игровой задачи.

Запускается механизм игры. Для этого можно использовать какие-то атрибуты имитируемой деятельности (звуковые, видеоматериалы…). При необходимости в ходе игры могут вводиться дополнительные, усложняющие ситуацию элементы (незапланированный вопрос, срочная телеграмма, «болезнь» одного из участников и т. д.). По усмотрению организатора игра может быть остановлена, допускается повторение отдельного игрового момента.

6. Экспертная оценка.

Эксперты наблюдают за игрой. Экспертами должны быть люди осведомленные, способные дать компетентный анализ игры. Полезно определить основные критерии экспертной оценки. Критерии должны согласовываться с определенной заранее игровой задачей. Анализируется поведение каждого участника в отдельности.

7. Общий анализ.

Все участники игры свободно обмениваются мнениями (впечатлениями, ощущениями, мыслями по поводу, задают вопросы партнерам по игре). Оценивается успешность проведения игры с позиции участников.

Общая логическая схема сюжетно-ролевой игры выглядит так: игровая задача определяется организатором игры; роли распределяются в контексте сюжета; развитие сюжета зависит от того, как каждый участник выполняет игровые задачи в рамках своей роли; эксперты – внешние наблюдатели, они анализируют игру в целом и поведение каждого участника в отдельности.