Школьник как субъект общения
В процессе своего развития человек становится субъектом общения, «это превращение в субъект есть не что иное, как процесс воспитания, процесс становления личностных качеств у данного человека, процесс его приобщения к другим людям и обособления от других, его социализации и самоутверждения» (М. С. Каган).
Для того чтобы процесс становления человека субъектом общения протекал нормально, необходимо наличие ряда внешних условий и внутренних предпосылок. Базовой внутренней предпосылкой становления человека субъектом общения является наличие у него потребности в общении, которая имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми (А. Н. Леонтьев).
Как и другая любая, потребность в общении является источником активности личности. Потребность в общении – сложное структурное образование, в котором нас интересуют две составляющие: потребность в эмоциональном контакте и потребность в уединении.
Потребность в эмоциональном контакте можно трактовать как переживаемую (не всегда осознанную) нужду человека в двусторонних или многосторонних отношениях, в которых школьник чувствует себя предметом интереса и симпатии со стороны других людей; солидарен с окружающими, переживает их горести и радости. Эта потребность реализуется школьниками различными способами и в различных сферах.
Основной сферой реализации потребности в эмоциональном контакте является сфера межличностных отношений, в которые вступают школьники с окружающими их людьми в семье, во дворе, в классе, в школе и т. д., здесь реализация потребности имеет явный характер. В то же время типичной является ситуация, когда реализация потребности в эмоциональном контакте имеет скрытый характер. Это происходит тогда, когда она реализуется школьниками в других сферах жизнедеятельности. Так, например, стремление к участию в различной совместной деятельности со сверстниками нередко есть следствие неосознаваемого стремления к общению с ними. В то же время учебный процесс, спортивные увлечения и т. д. становятся сферами реализации школьником потребности в эмоциональных контактах.
Возможности для реализации потребности в эмоциональных контактах предоставляет школьникам совместная жизнедеятельность со сверстниками в классе, кружке, клубе, секции, летнем лагере. Эти возможности бывают большими или меньшими в зависимости от разнообразия, насыщенности, привлекательности для ребят жизнедеятельности коллектива. Одновременно общение в коллективах, если оно становится личностно значимым для ребенка, способствует развитию потребности в эмоциональных контактах.
Потребность в уединении – это переживаемая и не всегда осознаваемая нужда ребенка вести внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображаемым, как правило, наедине, но иногда и в присутствии других людей.
Реализация потребности в уединении возможна в связи с тем, что у школьника происходит «разделение личности сознанием на «Я – Я другое», или на «Я – не Я», или, наконец, примысливание в качестве партнера любой иной личности, и даже фантастической. Сюда следует отнести также «наделение» духовными качествами неодушевленных объектов и включение их во внутренний диалог как полноправных коммуникантов» (В. М. Соковнин).
Развитость у школьника потребности в уединении и способов ее реализации – важный показатель его социального и индивидуального развития. Ведь для того, чтобы найти путь к окружающим, надо сначала найти путь к себе.
Наличие у школьника потребностей в эмоциональном контакте и уединении и степень их развития являются важнейшими внутриличностными условиями становления его субъектом общения. Но сами по себе они не определяют то, как ведет себя тот или иной школьник в конкретной ситуации общения, каким образом он реализует в ней эти потребности. Поведение школьника как субъекта общения определяют социальные установки.
Под социальной установкой понимается целостное динамическое состояние субъекта, его готовность к проявлению активности по отношению к социальным объектам, что предполагает психологическое переживание их социальной ценности. Социальная установка возникает при наличии, с одной стороны, определенной потребности у субъекта, а с другой – ситуации удовлетворения этой потребности (Г. М. Андреева).
Социальная установка имеет определенную структуру, где выделяются:
а) когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки;
б) аффективный компонент – (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);
в) конативный (поведенческий) компонент – (поведение по отношению к объекту).
Социальные установки личности образуют определенную установочную систему. Так, школьник как субъект общения обладает социальными установками на самого себя как участника общения («образ Я»), на отношение к другим людям как к партнерам по общению, на сам процесс общения. Эти социальные установки формируются в процессе жизнедеятельности личности и оказывают существенное влияние как на реальное поведение, так и на восприятие человека своей жизнедеятельности.
Одна из самых важных установок школьника как субъекта общения – «образ Я». Фокусом этой установки можно считать самоуважение личности, которое синтезирует в себе рассудочный (осознание себя) и эмоциональный (удовлетворенность собой) элементы, а также в большой мере определяет поведение школьника по отношению к самому себе и окружающим. Принятие себя, удовлетворенность собой как личностью – обычно следствие самооценки школьником тех качеств, которые он считает наиболее важными. Одновременно уровень самоуважения зависит от того, что и в какой мере ценят в школьнике окружающие, что они одобряют и поощряют и насколько это совпадает с его шкалой ценностей. Так, школьник может низко оценивать свои успехи в учении, но если для него важнее успешность в спорте и достижения в нем удовлетворяют его самого и значимых для него людей, то и самоуважение у него может быть достаточно высоким.
На самоуважение школьников влияют практически все сферы общения. Так, юноши, имеющие младших братьев или сестер, выше остальных сверстников оценивают себя по таким качествам, как смелость, доброта, ум, самостоятельность, и ожидают высоких оценок по этим качествам от окружающих. Особо существенное влияние на самоуважение школьника оказывает общение со сверстниками, то, какие личностные качества наиболее ценятся ими в тех или иных условиях. На формирование самоуважения учащихся влияет их общение с взрослыми: близость отношений с родителями, проявление ими серьезного уважительного интереса ко всем сферам жизни школьника, к его интересам, увлечениям, проблемам, их умение уважать мнение школьника по различным вопросам. Близкие дружеские отношения с родителями способствуют появлению у детей чувства уверенности в себе, в своих силах.
Самоуважение важно для всего процесса развития личности (особенно в старшем подростковом возрасте и в ранней юности). Уровень самоуважения школьника самым непосредственным образом влияет на то, как он реализует себя как субъект общения, определяет поведение школьника в процессе общения, выбор партнеров по общению, отношение к ним.
Отношение к партнерам по общению во многом определяется социальными установками школьника. В зависимости от них школьник может проявлять интерес ко всем окружающим или только к тем партнерам, которые обладают определенными социальными, возрастными, половыми или личностными характеристиками. Он может воспринимать потенциальных или реальных партнеров по общению как заведомо ценных для себя или как неприятных и даже опасных. Он может относиться к окружающим с той или иной мерой заинтересованности, искренности, может ожидать от партнеров альтруистического или эгоистического поведения по отношению к себе. Все это во многом зависит от степени сформированности у школьника установки на общительность.
Традиционно «общительность и замкнутость» рассматриваются как свойства личности. Однако такой подход односторонен. Он не учитывает того, что «общительность – замкнутость» проявляется не только как свойства личности, но и как определенное поведение ребенка в тех или иных ситуациях, т.е. как социальные установки.
Общительность можно определить как сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления.
«Общительность – замкнутость» как социальные установки на участие в процессе общения формируются у школьников под влиянием различных условий. Причем одни и те же условия могут влиять на формирование общительности или замкнутости у школьника и остаться нейтральными по отношению к процессу их формирования. Так, физические недостатки: хромота, заикание, плохое зрение, непривлекательная внешность (особенно у девочек) – могут привести к замкнутости, если они фиксировались с ранних лет окружающими. В то же время ребята с подобными недостатками могут отличаться и повышенной общительностью, ибо общение становится для них определенной компенсацией дефицитов, порождаемых их физическими недостатками.
В разные возрастные периоды развития личности общительность и замкнутость как социальные установки могут сменять друг друга или находиться в различном соотношении. Они могут проявляться или не проявляться в зависимости от конкретных ситуаций, в которых оказывается школьник. «Общительность – замкнутость» может проявляться по-разному в сфере общения и в общении в тех или иных сферах жизнедеятельности. Это связано обычно с интересами школьника. При наличии интереса замкнутый ученик может проявлять несвойственную ему общительность, стремясь к совместной со сверстниками работе, или игре, или спортивным занятиям.
Общительность определяет во многом стремление школьника к общению и установлению контактов с тем или иным числом партнеров. Но не только общительность. На стремление к общению влияет и наличие или отсутствие у школьника социальной установки на другого человека, сформированность у школьника аттракции. Аттракция (от фр. attraction – привлечение, тяготение) обозначает взаимное тяготение людей друг к другу, социальную установку, в которой представлено отношение к другому человеку. Как и всякая социальная установка, аттракция содержит три компонента.
Рассудочный (когнитивный) компонент – ожидание от другого человека альтруистических действий и позитивная прогностическая оценка отношений с этим человеком.
Аффективный компонент содержит общую эмоциональную оценку другого человека, которая сопровождается различным уровнем физиологического возбуждения и определяется субъектом словами «хороший», «приятный» и т. д.
Поведенческий компонент включает в себя предрасположенность к альтруистическим действиям по отношению к другому человеку, желание помочь ему, способствовать его благополучию (Л. Я. Гозман).
В повседневном общении аттракция проявляется в виде симпатии, в товарищеских или приятельских отношениях, в дружбе, любви к конкретным людям. В общении в основном проявляется ее аффективный компонент (во всяком случае, так принято считать). Но в формировании аттракции как социальной установки на другого человека определяющее значение имеет ее когнитивный компонент. Потому для того, чтобы аттракция сформировалась, необходимо, чтобы школьник знал систему ценностей в сфере общения, принятую в среде окружающих его людей, и те оценочные термины, в которых она выражается.
Важной социальной установкой школьника по отношению к партнерам по общению является готовность к эмпатии, т. е. к сопереживанию и сочувствию. Высокий уровень готовности к эмпатии связан со щедростью, оптимистичностью», сердечностью, эмоциональностью, проявлением интереса к другим людям. Человек с низким уровнем эмпатии проявляет непреклонность, эгоистичность, требовательность, сосредоточен на самом себе, подвержен неожиданным вспышкам, склонен к умозрительному подходу к окружающей жизни.
Социальные установки во многом определяют характер общения, в которое вступают школьники, меру эмоциональной привязанности к партнерам. В связи с этим формирование социальных установок школьников, в частности в сфере общения, становится одной из важных педагогических задач.
Социальные установки школьников реализуются по-разному в зависимости от характерологических особенностей каждого и от того, насколько школьник обладает коммуникативными умениями. Термином «умение» обозначают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого определения и опираясь на данные своего исследования, основные коммуникативные умения мы определяем как следующие умения:
переносить известные школьнику знания, навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии с ее конкретными условиями;
находить новое решение для коммуникативной ситуации из комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов;
создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.
Коммуникативные умения формируются у школьника в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность информирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения, насколько школьник сознательно способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны педагогов.
Эффективность формирования и применения коммуникативных умений, а также общая успешность реализации себя школьником как субъекта общения связаны с уровнем его общего развития, в частности с его информированностью. Роль информированности в общении увеличивается с возрастом школьников. Однако в любом возрасте и в любой среде общения информированность играет важную роль. Это проявляется особенно ярко при появлении в коллективе учащихся новых ребят: школьники сразу же стремятся выявить информированность новичка, меру новизны и значимость его информации для себя. Спустя некоторое время (обычно не более полугода) интерес к новичкам падает. Их информированность определена, и, возможно, исчерпана ее новизна.
Уровень общего развития школьника как субъекта общения весьма существенно связан с его речевым развитием. Важнейшим показателем этого развития можно считать, словарный запас школьника. В общем виде процесс накопления словарного запаса у детей выглядит следующим образом: первый слой терминов – полученные в семье, второй – приобретенные в ближайшем социальном окружении, третий – в школе, и т. д.
Важным источником словарного запаса детей является лексикон окружающих их людей взрослых, используемый ими в общении между собой и ребятами. «Семейная жизнь подобна зале с превосходной акустикой. Подрастающие дети не только слышат слова, они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами. И главное, они узнают, что их родители действительно любят, а что действительно презирают» (Т. Уайльдер).
Вторым источником словарного запаса является процесс образования, которое осуществляется дошкольными, школьными и внешкольными учреждениями, а также средствами массовой информации.
Третьим источником можно считать общение школьников со сверстниками в тех коллективах и группах в которые они входят.
Однако следует подчеркнуть, что второй и третий источники накопления словарного запаса школьниками далеко не полностью компенсируют, как правило, бедность словаря окружающих их взрослых. Связано это с тем обстоятельством, что определенная часть словарного запаса, черпаемого у взрослых и в процессе образования, начинает использоваться в речи школьников довольно поздно – в ранней юности и позднее. Школьники, обладающие большим словарным запасом, охотнее и эффективнее вступают в общение, активнее участвуют в жизнедеятельности коллективов, что в свою очередь ведет к обогащению их словаря.
Общий уровень информированности в сочетании с тем или иным словарным запасом существенно влияют на способность школьника творчески подходить к участию в общении (У. В. Кала, Х. Й. Лийметс). Это тем более важно, что множество ситуаций общения могут рассматриваться как проблемные, требующие от субъектов общения проявления нестандартного подхода к их решению.
Таковы внутриличностные предпосылки, определяющие становление ребенка субъектом общения, успешность и эффективность его общения с окружающими в коллективах и вне их, в различных сферах жизнедеятельности, способствующие развитию его личности63.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии