Электронные ресурсы
Конфликт в педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/ pedagogika/1.htm. – Дата обращения: 24.08.2012.
ГЛАВА 11.
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
§ 1. Из истории становления в России института
классного руководства.
§ 2. Нормативные основы деятельности
классного руководителя
§ 3. Технологические основы воспитательной работы
классного руководителя
§ 4. Технология изучения классным руководителем учащихся
и коллектива
§ 5. Технология работы классного руководителя
с ученическим коллективом
§ 6. Технология работы классного руководителя с родителями
§ 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
§ 8. Технология планирования работы классного руководителя
§ 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
§ 1. ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЕЙ:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (1965)
Классный наставник – в дореволюционной России преподаватель гимназий и реальных училищ, несущий ответственность за воспитание учащихся и осуществляющий надзор за их поведением. Уставом гимназий 1864 г. в каждой гимназии учреждалось по 2 должности воспитателей с высшим образованием: одна для низших, другая для высших классов.
Уставами гимназий 1871 г. и реальных училищ 1872 г. учреждены были должности классных наставников (по одной на каждый класс). Обязанности классных наставников должны были выполнять штатные преподаватели, получавшие за это добавку к основному жалованью. Учреждены также были должности помощников классных наставников или классных надзирателей. Обычно преподаватели стремились переложить на них воспитательные функции. Это усиливало тенденцию к отделению воспитания от образования.
Классный надзиратель – в дореволюционной России помощник классного наставника, осуществлявший надзор за учащимися гимназий и реальных училищ. В обязанности классного надзирателя входило наблюдение за поведением учащихся в классе и вне класса (на улицах, в театрах, на частных квартирах, где проживали иногородние учащиеся, а также за выполнением учащимися церковных обрядов. Для получения должности классного надзирателя требовалось (по Положению 1872 г.) свидетельство об окончании уездного, городского или духовного училища. Деятельность классных надзирателей часто сводилась к полицейскому контролю и шпионажу за учащимися, особенно усилившемуся в годы реакции75.
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
ПЕРШУТКИН Б. В.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – педагог занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс. На средней и старшей степенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность классного руководителя введена также в средних специальных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классное руководство осуществляет воспитатель.
До 1917 г. в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских – классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся.
С 1918 г. воспитательная работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодёжи политического сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой учебной группой выделялись отдельные учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, различной отчётностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу.
Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к детскому коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по внедрению в школу ученического «самоуправления. Однако в середине 20-х гг. кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи.
В 1931 г. утверждена Наркомпросом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с отдельными учащимися или с их группой, с родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательной работы.
В 1934 г. с переименованием групп в классы утверждена должность классного руководителя. В 1947 г. Министерство просвещения РСФСР утвердило «Положение о классном руководителе», согласно которому задачей классного руководителя являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремлённый, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой. В обязанности классного руководителя входила работа с активом, пионерской и комсомольской организациями класса, изучение «Правил для учащихся », наблюдение за успеваемостью. В «Инструктивно-методических указаниях» 40-х гг. по улучшению работы классного руководителя подчёркивалась необходимость тщательного изучения каждого ученика путём посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.
В 50–60-х гг. ХХ века велись поиски новых подходов к воспитанию ребёнка, появились публикации из опыта работы классных руководителей. С 1970 г. основные обязанности классного руководителя определялись Уставом средней общеобразовательной школы.
Положение о классном руководителе 1971 года продолжило линию, выработанную в 30-е гг. – ориентация на коллектив учащихся. В задачи классного руководителя входило воспитание у учащихся идейной убеждённости, общественного сознания и готовности к активному участию в общественной жизни; воспитание учащихся в духе коммунистической морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознательному выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, развитие познавательной активности; содействие эстетическому и физическому воспитанию, укреплению здоровья детей.
Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в конце 80-х гг., вновь привлекло внимание к проблеме воспитания учащихся и роли классного руководителя в её решении.
С 1989 г. в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобождённый классный руководитель (воспитатель)», в ходе которого определились приоритетные направления в деятельности классного руководителя. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив учащихся (класс) должен стать благоприятной средой для каждого ученика. Содержание воспитательной работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».
Организуя работу по этим направлениям, классный руководитель совместно с другими учителями и родителями обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации76.
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
КОРЯБКИНА Е. В.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА
КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В РОССИИ
Задача инновационного развития страны предполагает ряд коренных изменений в разных сферах общественной жизни России, среди которых образованию отводится особое место. В современной образовательной практике активно используется воспитательный опыт, вводятся новые должности педагогических работников, профессиональная деятельность которых связана с тьюторством, фасилитацией, модерацией. В этом процессе изменений особенно важно понимание их необходимости и ответственности, поскольку изменения должны быть преемственны с теми педагогическими традициями, которыми богата отечественная наука и практика. В этой связи особенно актуальным для педагогов, занимающихся воспитанием, становится обращение к истории профессиональной деятельности классного руководителя, вопросам становления и развития уникального педагогического явления – института классного руководства.
Изучение историко-педагогических, научных и методических источников позволяет нам утверждать, что генезис института классного руководства прошел этап становления и продолжает развиваться.
Институт классного руководства в России берет свое начало с ХIХ в., когда в учебных заведениях вводится должность комнатного надзирателя. Министерство народного просвещения в 1813 г. издает постановление об организации при пансионах института комнатных надзирателей, главной обязанностью которых становится «всяческое направление нравов и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества».
Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя были достаточно высокими: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким) и главное – необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение. Непосредственными обязанностями комнатных надзирателей были наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой. Комнатные надзиратели имели общий с воспитанниками стол, ночевали по очереди в комнатах, где спали воспитанники, посещали занятия в классах. Целью наблюдения за воспитанниками было исправление ошибок «против языка, приличий и вкусов», ведь поведение учащихся должно было соответствовать нормам поведения русского дворянина. Надзирателю рекомендовалось не использовать «драконовские методы», а прежде всего тщательно изучать каждого воспитанника, его наклонности и способности, поведение и характер. Педагог должен был помогать учащимся в подготовке уроков, занимать свободное время воспитанников, следить за тем, чтобы учащиеся не поддавались дурному влиянию. Большое внимание комнатный надзиратель уделял внеклассному чтению, тщательно проверяя книги, которые читали воспитанники.
Таким образом, главной функцией комнатного надзирателя была надзорно-контролирующая, обеспечивающая контроль соблюдения требований образовательного учреждения, систематический надзор за поведением учащихся.
Несколько позже в гимназиях для осуществления внешнего надзора за воспитанниками вводится штат классных надзирателей (воспитателей). В «Замечаниях на проект общего плана устройства народных училищ» (1862 г.) большое внимание обращается на организацию и содержание воспитательной работы, проводимой классными надзирателями. Вместо названия «надзиратель» рекомендовано использовать «воспитатель».
Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более 6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руководствовании воспитанием вне класса». Деятельность классного надзирателя все еще носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время.
Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях – классные дамы). Деятельность классных наставников становится не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера. Классный наставник был призван следить за развитием каждого ребенка, используя в своей деятельности индивидуальный подход. В его обязанности входила связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль работы других преподавателей по проверке всех письменных работ учащихся, работа с отстающими детьми.
Таким образом, к концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя – воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства. Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой не только учебные и воспитательные, но и идеологические задачи. В «Положении об единой трудовой школе РСФСР», в «Основных принципах единой трудовой школы» большое внимание уделялось развитию активности, самодеятельности учащихся, ставилась задача преодолеть муштру старой школы, разобщенность и противостояние ученических и педагогических коллективов. Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся. В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами (хотя до 1923 г. в школе существовало оплачиваемое классное наставничество). Ведущими задачами, стоящими перед групповодами, были организация ученического самоуправления, руководство учебной деятельностью, которое выражалось в борьбе с отсевом и второгодничеством, контроль посещаемости, работа с родителями учащихся, с помощью которой проводилась агитация «непролетарских слоев населения».
Таким образом, более чем столетний этап становления института классного руководства представлен двумя периодами: дореволюционным (1813–1917 гг.) и послереволюционным (1917–1934 гг.), в которые утверждается содержание педагогической деятельности, формируются требования к профессионально-личностным качествам педагога-воспитателя, закрепляются главные направления деятельности: взаимодействие с учащимися, с родителями, с педагогическими работниками.
Дальнейшее развитие классного руководства связано с профессиональной деятельностью классного руководителя – педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития детей в коллективе.
Довоенный период (1934–1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя, незначительно изменившихся в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени: организация систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями.
В военный период (1941–1945 гг.) роль классного руководителя возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи фронту, проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда.
Деятельность классных руководителей определялась местоположением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, пионервожатых, членов комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружений. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.
По-другому развивалась ситуация в школах, расположенных в тылу: здесь реализовывалась воспитательная задача формирования боеспособности молодого поколения, а также задача обеспечения высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель, взаимодействуя с пионерской и комсомольской организациями, был организатором общественно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, стеклопосуды, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот период было прямо обусловлено задачами военного времени, у педагогов появляются дополнительные функции, связанные с поддержкой семьи и социальной защитой учащихся.
Активизация деятельности института классного руководства происходит в послевоенный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. принимается Положение о классном руководителе, предписывающее в качестве основной задачи профессиональной деятельности «организацию учащихся класса в дружный, целеустремленный ученический коллектив». Появляются новые обязанности: мобилизация внимания на учебный и общественно-полезный труд, участие в общественной работе (в заседаниях советов и сборах пионерского отряда или комсомольской группы), проведение с учащимися класса оборонно-спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом).
Активизируется участие классного руководителя в деятельности пионерской и комсомольской организаций, в руководстве семейным воспитанием, постоянной помощи родителям. Основное содержание деятельности классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах. Классный руководитель должен был систематически повышать свою квалификацию, обмениваться педагогическим опытом с коллегами, принимать активное участие в работе методических объединений классных руководителей, семинаров. Получили распространение различные формы методической работы с классными руководителями: индивидуальные собеседования с директором школы, совещания классных руководителей параллельных классов, взаимное посещение классных воспитательных мероприятий, внутришкольные педагогические конференции по классному руководству.
Главным объектом воспитательной деятельности классного руководителя был классный коллектив. Следовательно, основная задача – организация класса в коллектив. Большое внимание классные руководители уделяли работе с родителями. Широкое распространение получили такие формы работы, как педагогическое просвещение, родительские конференции, обмен опытом между родителями, родительские собрания, работа с родительским активом. Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до сих пор и проявляется во взаимодействиях с каждым субъектом образовательного процесса. Получают распространение разные формы воспитательной деятельности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя.
Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Творческая переориентация деятельности классного руководителя происходит в период 1958–1984 гг., когда существенно расширяются формы работы классного руководителя: организация кружковой деятельности, общественной работы в микрорайоне, воспитание идейной убежденности, политическое и интернациональное воспитание, историко-краеведческая, экологическая и экономическая работа, профессиональная ориентации учащихся, общественно-полезный труд, культурное развитие школьников, укрепление здоровья... Активизируется система методической помощи и поддержки классного руководства, обобщается и распространяется передовой и массовый воспитательный опыт. Таким образом, можно утверждать, что к концу данного периода деятельность классного руководителя полностью оформилась в определенную воспитательную систему, приобрела вариативный характер, стала содержать не только традиционный, но и инновационный компоненты.
Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение содержания, форм и методов деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономической и политической ломкой во всех сферах жизни России, изменением социокультурных условий, снижением жизненного уровня большинства семей. Все это сопровождается резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, и в результате – отчужденность детей от родителей, жестокость, насилие, рост социального сиротства, различные формы асоциального поведения.
Педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов отмечается широкий спектр психических аномалий и отклонений в поведении детей, ухудшение здоровья, неврозы, проявление агрессивности, рост числа безнадзорных и беспризорных детей, необучающихся и неработающих подростков и юношества. Среди лиц, совершающих преступления, увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков, растет наркомания, детская проституция. В этих условиях классный руководитель порой оказывается единственным человеком, который может помочь ребенку. Но на этом фоне все активнее звучали декларации политиков и чиновников от образования о том, что воспитание – это функция семьи, а задача школы – обучение. При дезорганизации жизни семей, разрушении семейного уклада, сложившихся нравственных норм и традиций семейных отношений такие призывы звучали кощунственно. Но они звучали… и дезориентировали часть школ и педагогов.
В это время нередко классные руководители брали на себя родительские функции, функцию социальной защиты и поддержки ребенка.
Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, введение в штаты некоторых инновационных учебных заведений должности классного воспитателя (освобожденного классного руководителя), поиск концепций развития всероссийской и региональных систем воспитания начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.). Возникает необходимость учета в воспитательной деятельности целого ряда изменившихся социальных условий: антивоспитательного воздействия средств массовой информации, возрастания роли этнического фактора, формирования новой религиозной ситуации, распада пионерской и комсомольской организаций и др. Все эти изменения объективно требовали переосмысления принципов, целей и задач, содержания и методов организации воспитания в школе.
В 1998 г. Министерство образования России рекомендовало органам управления образованием включить в штатное расписание ОУ должности педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и классных воспитателей (освобожденных классных руководителей). Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг.», методическими рекомендациями, новой методикой воспитания. Классным руководителям и классным воспитателям предлагается использовать передовой воспитательный опыт.
Одной из главных становится координационная функция классного руководителя, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.
Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования. В этот период (2001–2010 гг.), с одной стороны осуществляется нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе (каждое образовательное учреждение разработало должностные обязанности классного руководителя, положение о классном руководстве и др.), поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно-проектное сопровождение. С другой стороны в образовательных учреждениях сокращаются штаты педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных руководителей…
Таким образом, Концепция модернизации российского образования, с одной стороны, декларировала поддержку классного руководителя, с другой стороны поставила его в ситуацию необеспеченной материально и методически персональной ответственности за результаты воспитания. И несмотря ни на что, классный руководитель остается в России главным – и, пожалуй, единственным – организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности ребенка77.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии