logo
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Коллективные творческие дела

Коллективные творческие дела (КТД) – основополагающий элемент макаренковской коммунарской методики, которую технологически отработал и адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог И. П. Иванов в книгах «Энциклопедия коллективных творческих дел» (М., 1989), «Методика коммунарского воспитания (М., 1990).

КТД организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или других коллективов, других людей – имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. Иными словами, КТД представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающей жизни; совершается вместе воспитанниками и их наставниками как общая забота; представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

Это коллективное дело – выполняется и организуется сообща: планируется, готовится, проводится, обсуждается.

Это творческое дело – оно осуществляется при постоянном стимулировании и поддержке любых творческих проявлений инициатив. Закон КТД – творчески, иначе зачем.

Это – дело, потому что оно всегда должно иметь общественную направленность, содержать общественную заботу.

Назовем основные стадии КТД.

Принятие идеи – предварительная работа. Педагоги устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.

Выделение совета дела – коллективное планирование. Сами дети ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела, уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя и поддерживая инициативу каждого участника. Подготовка чаще идет по группам.

Творческое коллективное выполнение. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.

Коллективный анализ и оценка (рефлексия). Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Принятие идеи нового дела – ближайшее последействие КТД. После подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные.

Условия проведения КТД:

Коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы28.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

НОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(БЕЗ АВТОРА)

Бесспорно, все содержание школьной жизни должно представлять школьнику возможности духовного возвышения. Но особо выделенное время школьной жизни и специально организованное дело, в ходе которого проходят дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят школьников прямо на свободный выбор взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Таким образом, духовная деятельность приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия.

В ходе воспитательного мероприятия педагог осуществляет психолого-педагогическое влияние. При этом он занимает скрытую педагогическую позицию. Это оказывается реальным только в том случае, когда педагог-организатор дела сам увлечен проблемами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием, является одним из участников коллективного размышления.

Практика современной школы богата разнообразием групповой духовной деятельности. Эти формы не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.

Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, оно создает сильнейшее поле эмоционального заряда, в которое попадает ребенок, приобретая при этом опыт эмоциональных переживаний. Во-вторых, оно концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой значимости. В-третьих, реальное взаимодействие ребенка подкрепляется удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознать себя как некую индивидуальность. Наконец, в деятельности группы формируется умение взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.