logo
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

§ 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

СИДОРКИН А. М.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Современный опыт показывает, что воспитательный процесс (как в конкретном учебном заведении, так и в «парном воспитании», где участвуют один педагог и один ученик) всегда протекает в рамках воспитательной системы и опосредуется ею. С учётом этого положения можно предложить подход, позволяющий выделить три группы методов по отношению к деятельности учащихся, их общению и компонентам воспитательной системы.

Первую группу составляют методы изменения деятельности и общения – наиболее существенные в воспитании. К ним относятся методы воспитания: введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятельности и предмета общения, а также изменение смысла видов деятельности и общения.

Введение новых видов деятельности и общения применяется, как правило, при создании нового детского коллектива (класса, школы, кружка и т. п.) и при необходимости перестройки, смены существующего воспитательного процесса. Кроме того, некоторые виды деятельности и общения по мере взросления школьников перестают соответствовать потребностям воспитанников и исчерпывают себя. У детей появляются новые интересы. Так, ролевые детские игры сменяются формами молодёжного досуга и др.

Метод изменения содержания деятельности и предмета общения помогает педагогу совершенствовать воспитательную работу с учащимися. Многие проблемы воспитания возникают в результате несоответствия устаревшего содержания деятельности не только возросшим детским интересам, но и современное культурной ситуации в обществе. Обычно педагог выступает инициатором совершенствования форм деятельности и общения. Например, организация сводных отрядов, советов, коллективных творческих дел по коммунарской методике позволила повысить воспитательный потенциал внеурочной деятельности.

Один из наиболее эффективных методов воспитания – метод изменения смысла видов деятельности и общения, помогающий преодолеть ситуацию, когда деятельность перестаёт быть привлекательной для детей. На протяжении школьной жизни смысл учебной и внеурочной деятельности сменяется несколько раз: от стремления в первом классе играть роль ученика через самоутверждение в учебной и внеурочной деятельности – к осознанному самообразованию и самовоспитанию в старших классах. Задача педагога – помочь ребёнку в этом закономерном процессе приобрести новый смысл деятельности и общения в нужный момент, с тем, чтобы развитие личности шло в направлении самосовершенствования.

Ко второй группе относятся методы изменения отношений. Интегральные отношения (стиль жизни, социально-психологический климат коллектива и др.) изменяются через демонстрацию отношений, более притягательных для детей по сравнению с существующими (личный пример или пример коллектива; специально создаваемые воспитательные ситуации; средства сильного эмоционального воздействия, например, метод «взрыва» А. С. Макаренко, коммунарский сбор, ключевые общешкольные дела).

Деловые отношения изменяются через разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива и др. Деловой атмосфере способствуют сменность детского актива, устойчивость коллектива, отсутствие чрезмерной педагогической опеки и др.

Наиболее сложным является метод изменения неформальных межличностных отношений, который осуществляется с помощью традиционных методов воспитания – убеждения, внушения, беседы, а также метода воспитывающих ситуаций, направленных на изменение положения ребёнка в коллективе, повышение групповой сплочённости и единства коллектива, метода коллективного самоанализа и др.

Большое значение имеют приёмы социально-психологического тренинга, психологической игры, обучающие деловые и организационно-деятельностные игры и др.

Третья группа объединяет методы изменения компонентов воспитательной системы (коллективных целей, в т. ч. педагогических; представлений коллектива о самом себе и о своём месте в окружающем мире, об истории и перспективах дальнейшего развития). Педагоги могут влиять на эти компоненты, ставя перед учащимися новые цели, разъясняя смысл идей развития коллектива, стимулируя детскую фантазию, создавая новые традиции и т. д.

Все три группы составляют целостное единство, взаимосвязаны и взаимодополняемы. Они помогают создавать условия для развития личности50.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ИВАНОВ И. П.

ЗВЕНО В БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕПИ