Пять условий педагогического успеха
Каждый день нашей педагогической работы должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично. Но почему наше воспитательное воздействие нередко оказывается бессильным, односторонним, тормозящим становление личности ребенка? Почему подчас не осуществляются лучшие наши намерения? По-видимому, это происходит и от незнания общих условий успешного решения педагогических задач в самых разных обстоятельствах – обычных и необычных, предусмотренных и неожиданных, но требующих немедленного выхода из трудного положения. Назовем главные из этих условий.
Первое условие – общая забота
Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом творения добра; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; в борьбу со всем, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее... Говоря кратко, воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным ленинцам.
В жизни же нередко разными способами – в семье, и в школе, и в лагере – мы делаем наших воспитанников лишь исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, «монтажей». При этом одни воспитатели («начальники») добиваются пассивного послушного исполнения; другие («опекуны», «няни») – исполнения активного, но тоже обязательного; третьи («советчики», «подсказчики», «приятели») довольствуются выполнением воспитанниками только того, что они сами захотят, выберут...
Но чаще всего бывает так, что один и тот же воспитатель, воздействуя на воспитанников, то добивается пассивного потребления духовных ценностей, заучивания готовых знаний и умений; то организует активное усвоение обязательного для всех опыта; то «отходит в сторону» и оттуда «помогает самостоятельности» воспитанников, которая означает в конечном счете то же самое воспроизведение переданного взрослыми опыта, только без непосредственного их руководства, «добровольное».
Именно поэтому – в силу исполнительского характера деятельности – оказывается живучим потребительско-эгоистическое отношение к жизни к жизни, к разным ее областям, отношение к духовным и материальным ценностям как источнику удовольствия и пользы только для себя или прежде всего для себя или в конечном счете для себя; эгоистическое ощущение самого себя как потребителя готовых материальных и духовных благ.
В результате рождается бездумная исполнительность или привычка действовать активно, даже с инициативой, но лишь в том, что «предписано сверху». Так появляются лень, неорганизованность, недисциплинированность по отношению к тому, что «не хочется» исполнять, к тем обязанностям, которые «не нравятся». Развиваются равнодушие, высокомерие, грубое отношение к людям, которые «не нужны», кажутся «хуже», «второсортнее», а также завистливость, угодничество перед преуспевающими. Укрепляется жадное, стяжательское отношение к вещам, явлениям природы и культуры, которые «мне лично» интересны и нужны; возникают стремление к «престижу» и равнодушие, пренебрежение к тем предметам, сторонам окружающей жизни, которые «лично мне» не интересны и не нужны для потребления.
Второе условие – коммунистическое товарищество
Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.
Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать окружающую жизнь и одновременно улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей.
Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие, создается и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. С. Макаренко) взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как старшему товарищу: младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю, пионеров к вожатому.
На практике же нередко проявляется иное внутреннее отношение. Нет в нем ни товарищеского уважения, ни товарищеской требовательности. А есть авторитарная, «начальственная», формально-административная, командная требовательность, вызывающая те действия, которые должны послушно совершать воспитанники, чтобы выполнить волю воспитателя. Для такой требовательности совсем не нужно уважение к воспитаннику – ни вера в его творческие силы, ни понимание их, ни стремление развернуть и развить эти силы.
Другой вариант, по видимости противоположный, но, по сути, столь же односторонний: в воздействиях на воспитанников нет никакой требовательности к ним. Нет раскрытия нужных, обязательных действий, а есть только «советы», «подсказки», «пожелания», которые воспитанники могут выполнять, а могут и не выполнять, если не захотят. В этих воздействиях есть уважение к воспитанникам, но не товарищеское, а скорее «приятельское», без твердого стремления раскрыть и развить в действиях творческие силы каждого человека.
Есть и еще вариант, пожалуй, наиболее распространенный. В различных способах воспитательного воздействия проявляется и уважение, и требовательность к воспитанникам, но только или по преимуществу как к активным потребителям готового опыта, к активным исполнителям того, что предписано взрослыми. Не случайно ведущей стороной в таком воспитательном отношении является «опекающая» требовательность – раскрытие тех активных действий, которые должны совершить воспитанники, чтобы успешно усвоить передаваемые им знания и умения, успешно выполнить придуманные для них и за них поручения, планы, мероприятия. Чем добросовестнее, активнее действует при этом воспитанник, тем с большим «опекающим» уважением относится к нему воспитатель, и наоборот.
Именно поэтому возникают те виды «обратного» отношения воспитанников к воспитателю, которые делают ложным его авторитет, ведут его воздействия к односторонним, нулевым или даже отрицательным результатам. Это отношение боязливое или отчужденное, подчас озлобленное. Или приятельски-снисходительное, пренебрежительное. Или «потребительское» уважение к воспитателю, но не как к старшему товарищу по общей учебной и жизненно-практической заботе, а как хорошему передатчику готового опыта.
Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств
Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Формировать научные знания, убеждения, идеалы. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности. Развивать необходимые каждому строителю и гражданину нашего общества умения и способности, привычки и черты характера.
В жизни же нередко делается упор на одну из сторон личности. Особенно часто – на формирование знаний, а другие внутренние силы – чувства, потребности, привычки – оказываются постоянно на втором плане, играют по преимуществу вспомогательную роль, да к тому же воздействия оказываются обособленными друг от друга, рядоположными, случайными.
Именно поэтому и получается разрыв между знаниями и взглядами-убеждениями, между знаниями и интересами, между умениями и потребностями. И что особенно нетерпимо – разрыв между всем этим и деятельностью.
Четвертое условие – единый коллектив
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.
Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитания воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
В жизни же нередко процесс воспитания сводится только или по преимуществу к воздействию воспитателей на воспитанников: родители учат младших членов семьи, учителя – учеников, вожатые – пионеров и октябрят... Воспитываться самим воспитателям уже не надо, или уже поздно, или не хватает времени и сил. Воспитываться самим воспитанникам, наоборот, еще рано. Их дело – пока еще учиться у воспитателей.
Именно поэтому и получается порой, что у октябрят и пионеров не формируется важнейшая привычка отвечать за себя и за товарищей, самим развивать у себя необходимые личностные качества и преодолевать недостатки характера. Вожатые же (педагоги) тогда лишают себя важнейшего способа постоянного самоусовершенствования, постоянного духовного роста, высокой требовательности к себе и другим воспитателям, основанной на уважении к себе как старшим товарищам воспитанников.
Пятое условие – творчество, а не шаблон
Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредствованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Тогда октябрята и пионеры не чувствуют себя и не являются лишь объектами воспитания. Они – прежде всего! – участвуют в творческом решении общих с воспитателями (вожатыми, педагогами, своими родными) жизненно важных практических задач.
Они – младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Воспитатель воздействует на воспитанников и прямо – в личном общении, и опосредствованно – через самих воспитанников, через других воспитателей. Однако и прямое, и опосредствованное воздействие должно иметь практическую направленность: что и как сделать, чтобы улучшить жизнь – окружающую и своего коллектива? А собственно воспитательные задачи (научиться, овладеть, преодолеть...), которые при этом ставятся воспитателями, решаются незаметно для воспитанников. Это и есть незаметное, скрытое воспитательное воздействие, важность которого подчеркивали А. С. Макаренко, В. Н. Терский, В. А. Сухомлинский.
Тогда открытое воспитательное воздействие, которое прямо нацелено на достижение воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих и личностно значимых практических задач: «Чтобы успешно сделать то-то, надо научиться тому-то!» И что особенно важно, такое открытое воздействие становится необходимым не только для воспитателей, но и для самих пионеров и октябрят, оно используется не только прямо, самим педагогом, но и опосредованно, через воспитанников. Используется по-разному в разных ситуациях и разными конкретными способами, т.е. воспитательными приемами.
Однако нередко нравственное воздействие происходит только или по преимуществу открытым и прямым образом, к тому же лишь привычными, «отработанными», стандартными способами. Считается, что это кратчайший, а значит, наилучший путь к достижению воспитательных целей. Но именно поэтому при самых добрых намерениях и не удается вывести воспитательный процесс за узкие рамки шаблонного влияния воспитателей на воспитанников со всеми теми негативными последствиями, о которых говорилось выше.
Коллективные творческие дела должны быть способом – общим и конкретным – всестороннего товарищеского творческого сотрудничества. И надо, чтобы этот способ организации жизни активно противостоял командно-административным методам одностороннего, формального влияния, вытесняя их из педагогической практики.
Наше время требует реального участия пионеров и школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости на своем, «детском» мире. Учиться демократии – это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не уводите ребят от трудных проблем, а вместе с ними ищите пути их решения на главных направлениях преобразования нашего общества.
Область действия и содержание КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Реально содействовать перестройке школьники могут, создавая трудовые хозрасчетные объединения (кооперативы), включаясь в движение борцов за мир, защитников культуры и экологии, памятников старины (истории), занимаясь благотворительной деятельностью и т.д. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.
Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?
Наша цель – счастье людей!
Мы победим – иначе быть не может!4
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
ГАЗМАН О. С.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии