Первые трудности и новые обретения
В 1964 году стали возникать трудности, обусловленные нестыковкой разработанной в «Орленке» структуры школьного самоуправления с официальной структурой школьной комсомольской и пионерской организаций. Здесь не были готовы ни к сменности актива как форме подготовки всех к жизни в демократическом, самоуправляющемся коллективе, ни к критическому анализу своей деятельности как условию движения вперед, ни к свободе творчества, ни к ее необходимости для развития личности. А что было делать с ребятами, побывавшими на сборах и поверившими в возрождение правды, социальной справедливости, готовыми к общественной заботе?
Они стучались в двери райкомов и исполкомов районных Советов, требовали наказания жуликов и проходимцев, паразитирующих на общественной идеологии, указывали на факты деградации работников различного ранга. Требовали справедливости от общества, входящего в период застоя.
В ЦК ВЛКСМ были люди, которые понимали, что закрыть этот канал активности школьников – значило бы пойти против задач развития социализма и гражданского саморазвития личности. Застой ещё не проявил себя в полную силу. В январе 1965 г. по решению бюро ЦК в зимние каникулы в Москве состоялся сбор комсомольцев-орлят, с задачей выяснить, как внедряются новые формы работы. Где идет методика? Где не идет? Почему?
Основных выводов этого сбора два. Первый: дело идет там, где педагоги подхватывают инициативу школьников и становятся с ними в один ряд товарищей по борьбе за знания, за улучшение школы, жизни вокруг.
Второй вывод: методика интенсивного формирования коллектива лучше идет там, где есть условия для более длительного контактного общения: в школах-интернатах, в поселках, в закрытых микрорайонах и небольших городах, а в больших – идет не столь быстро.
С вершины наших дней теперь понятнее противоречия тех лет. Проведенные после октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК меры были, в сущности, направлены против осуществлявшейся, хотя и несистемно, не целеустремленно, демократизации… Проявилось тяготение к устойчивым, ранее проверенным, прежде всего централизованным формам управления, боязнь поисков, нежелание менять существующее положение дел.
Перестал существовать КЮК при «Комсомольской правде». В 1966 году был переориентирован «Орленок». И все же брошенные в 60-е годы семена возрождения детских коллективов дали всходы.
Выше мы назвали двадцатилетний период общественного застоя периодом консервации коммунарской методики. На самом деле она жила и развивалась, хотя и локально.
Через лагеря пионерского и комсомольского актива, которые с 60-х годов строили работу по орлятскому образцу, в школы пришли многие традиции коллективных отношений, законы проведения сборов, формы самоуправления; перенимался гуманный и творческий стиль руководства и интересные дела. Теперь уже никто не помнит, откуда пришел трудовой десант, трудовая вахта и операция «Старт», кто придумал открытый микрофон, творческую группу, совет дела. Все это постепенно входило в жизнь школы, пионерской организации и комсомола, хотя и противоречило антидемократической обстановке в ней.
Однако, сила коммунарской методики не в отдельных элементах, а в ее целостности, связи частей; не будет благородной идеи – не получится разговор на сборе. Не будет сбора – не появится чувство заботы, а значит, сорвется дух поиска дел. Сорвется планирование – не будет дела, нечего будет анализировать. А если будет и дело, и сбор, но без юмора и песни, – тоже ничего не получится. Как это целое передать? Опыт показывал: через форму сбора.
Примером такой удачной прививки целостной коммунарской методики к школьному делу стали «Спутники коммуны» во Фрунзенском районе Ленинграда. 18 «Спутников» в школах – 18 сборов в Ефимовском районе, где в качестве дрожжей – коммунары. После этого в ряде школ ребята стали в течение всего года и организационно, и духовно жить по коммунарской модели. К сожалению, этот опыт не получил освещения.
«Сборовский» путь стал основным во всех очагах коллективного творческого воспитания. Старшеклассники Саша Мещерский и Наташа Суслина привезли из «Орленка» в первую школу Челябинска образ новой жизни, и директор школы В. Караковский стал строить новую воспитательную систему. С чего начал? Начал со сборов. В книге «Грани воспитания» он писал о некоторых результатах такого воспитания.
У сторонников «сборовской» педагогики основная идея – идея заражения. На сборах готовим актив, заражаем его, затем актив заводит всю школу. В 70-е годы успешная попытка оживления школьной жизни предпринималась неоднократно. Известен опыт 66-й школы Горького, примечателен опыт первой школы города Магадана. Уникальный эксперимент провели супруги Лишины в 38-й школе Гагаринского района Москвы.
Казалось бы, сборы решат все проблемы. Но вот парадокс. В 1972 г. в 308-ю ленинградскую школу пришли мастера, зубры от педагогики – Фаина Шапиро, Лена Махняева, Лена Шалыгина. Проводят один сбор, другой, третий. Там и трудная работа, и радость творчества, и дружба, и песни. И что же? Вернулись в школу – и все по-прежнему. Никаких видимых сдвигов. Значит, сборы – это ещё не все? Добавили массу творческих дел по возрастным параллелям. И все равно сдвигов мало.
Секрет влияния на школьный коллектив нашли в работе со старшими классами. Стоило обратить старших в коммунарскую веру – и вся школа пошла в гору.
308-я школа к сборам добавила принцип опоры на старших. А в 5-й Подгородненской Днепропетровской области, где директором была Р. Подболотова, вообще сборов не проводилось. Но когда мы в начале 1985 г. пришли в эту школу, перед нами предстали высшие проявления коллективности: дружба старших и младших, теплота, сердечность в общении, высокая требовательность. Ребята здесь сами готовят и ведут встречи в политклубе, клубе выходного дня. С дежурством вообще никаких проблем. Курящих даже на улице нет. Общешкольные работы организует совет дела, праздники – творческие группы.
Оказалось, что здесь главное – самоуправление по-коммунарски. С первого класса по десятый – сменные дежурные пятерки ведут неделю, потом принципиальный коллективный анализ, творческие дела. Здесь удалось даже в учебный процесс внедрить самоуправление. А главное – разговорить детей, расковать их общественную мысль.
Какой же вывод? Что от чего зависит?
Главный вывод – все это надо специально и серьезно изучать.
Не методика – способ жизни.
Второй: коммунарская методика – способ жизни детей, они ее быстро осваивают и прекрасно учат новых педагогов.
Третий вывод: не столь важно, на какую деятельность опирается педагог. Важно, чтобы она характеризовалась заботой и творчеством и обеспечивалась коммунарской технологией.
На этом с понятием коммунарская методика, которое мы связываем с КЮФом, придется в повествовании на время расстаться, чтобы дополнить ее рядом других очень родственных явлений.
Еще в середине 60-х годов И. Иванов создает в ЛГПИ им. А. И. Герцена союз студентов и преподавателей – «Коммуну имени Макаренко». Здесь на «кимовских средах» отрабатывалась, получила гражданство и широкое распространение методика организации коллективных творческих дел.
Что такое КТД? Операция «Салют, ветераны», «эстафета любимых занятий», «концерт-путешествие» или военная игра – все это коллективные творческие дела. Во-первых, это дела общественно важные; во-вторых, коллективные, потому что организуются по методике коллективной организаторской деятельности комсомольцами, пионерами и октябрятами; в-третьих, творческие, потому что не делаются по шаблону, а всегда по-новому.
В содружестве с Н. Царевой, С. Нагавкиным, В. Гамалей были разработаны условия воспитательной эффективности КТД – «связи взаимного подкрепления» и «алгоритм содружества» (шесть стадий организации дела). Эти условия обеспечивают движение от отдельного КТД – к многосторонней творческой жизни школьного коллектива.
Теперь мы можем ответить на самый трудный вопрос: что добавили И. Иванов и коммунарские педагоги к Макаренко? Добавили технологии, точные методические приемы, которые обеспечивают потребность и необходимость жить в обстановке альтернативных мнений, смелых дискуссий, смены позиций в самоуправлении, жить в атмосфере демократической культуры. Такая педагогика может обеспечить социальный заказ на человека демократического общества.
Мы можем теперь возразить и тем, кто обвиняет коммунарство в противопоставлении пионерской и комсомольской организациям. Отторгать показуху, фразерство, чинопочитание, бездуховность – значит ли это противопоставлять одно другому? И Иванов, и Шапиро, и Караковский, и «Орленок», и другие коммунарские коллективы представляли и представляют ныне глубоко партийную педагогику. А противопоставляют ее как раз те, кто не понимал, да и сейчас не понимает (или притворяется, что не понимает) сути развития социализма и сути процесса воспитания демократической личности в коллективе. Не для проверяющего бюрократа и перестраховщика строится процесс воспитания, а для развития растущего человека. В этом и состоит суть борьбы, которую вели педагоги: защитить человека и вырастить защитника. И наивно полагать, что в этой борьбе не было потерь и унижений.
Те, кто противился коммунарской методике, боролись не с ней. Они боролись против демократии.
В связи с этим – о задаче периода расконсервации. Пора научно осмыслить все процессы и факты, связанные с коммунарской, ивановской, орлятской методиками. Обижаемся на критику педагогической науки. А вот факт: мощное педагогическое движение исследуется редкими энтузиастами. Неплохо, но нужна еще и наша общая и, в первую голову, научная забота. Хорошо, доктор педагогических наук, профессор Л. Новикова взяла на себя руководство рядом исследований по этой проблематике. Но ведь ее к этому планы президиума АПН не обязывали.
Если мы хотим решительно продвинуть дело воспитания вперед, надо довести все, что мы имеем, что обрели за годы, до уровня глубокого теоретического осознания и оформления в методические руководства; надо перестроить программы воспитания и программы обучения им студентов; нужна переподготовка педагогических кадров по-новому. А для этого нужен научный коллектив, точнее центр. Скажем, научно-производственный центр технологии воспитательного процесса и мастерства воспитателя, где бы все – и метод обучения, и содержание основывалось на коммунарской методике5.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
БОРЫТКО Н. М.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии