Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
Развитие школы как воспитательной системы может осуществляться по разным направлениям. Одним из главных направлений, как показывает опыт, можно признать качественное преобразование системы воспитательной работы в школе. Речь здесь идет об осознанном отказе педагогического сообщества от так называемого мероприятийного подхода к воспитанию – отказе от практики проведения мало связанных между собой, «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Эта практика весьма непродуктивна в плане воспитания, ведь дети в таком случае:
а) лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельной деятельности;
б) теряют возможность ощутить на себе тяжкое бремя ответственности за лично взятое или порученное товарищами (товарищами, а не взрослым) дело;
в) вырабатывают вследствие этого у себя своеобразную иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе.
Многие школы, которые успешно развиваются как воспитательные системы, переходят в этой связи к более сложной (но и более эффективной) системе ключевых общешкольных дел. Это дела, которые педагоги планируют, разрабатывают, проводят и анализируют вместе с детьми, т. е. они организованы по принципу КТД – коллективных творческих дел. Ключевые дела – это главные общешкольные дела, которые задают годовую программу воспитательной деятельности и образуют одну из основных традиций школы. В этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. Это, как правило, яркие события в жизни детско-взрослого школьного сообщества.
Ключевые дела стали одной из главных особенностей воспитательной системы школы № 825 г. Москвы. Вот что пишут о них директор школы В. А. Караковский, заместитель директора по воспитанию М. А. Исаева.
Ключевые дела носят комплексный характер, охватывая как учебную, так и внеучебную сферы. Общешкольные дела проходят один раз в месяц. Они утверждаются педагогическим советом и Большим советом, в который входят ученический и педагогический активы школы. Все дела проходят этап коллективного планирования и разработки, в которых принимают участие педагоги и дети. По итогам каждого дела проводятся аналитические разговоры на разных уровнях.
Основные коллективные дела в школе традиционны и повторяются из года в год. Однако каждый год меняются содержание и форма их проведения. В рамках четкой системы общешкольных дел каждый класс и педагог имеют большую свободу выбора. Эти дела стимулируют творчество, инициативу, дают возможность для самовыражения и класса, и ученика, и учителя. Их стараются проводить на высоком идейном, эмоциональном и организационном уровне. Общешкольные дела становятся традициями, которые бережно передаются из поколение в поколение.
Сентябрь. Туристско-краеведческий месяц
Это первый учебный месяц. Ребята после каникул o6мениваются впечатлениями, восстанавливаются прерванные летом коллективные связи. В этот период необходимы дела, помогающие сплачивать классный коллектив, настраивать на долгую работу вместе. В нашей школе такими делами стали туристические слеты, походы и экскурсионные дни. В школе разработано положение о туристическом слете, ежегодно определяются маршруты походов и темы экскурсий. Каждый класс в соответствии с общей темой месяца определяет объект и направление экскурсионной поездки или маршрут похода.
Тематика туристско-краеведческого месяца разнообразна, но чаще всего она связана с историей Москвы и Московской области и знаменательными датами в истории нашей страны. Например, «Края Москвы, края родные», «Культура земли Московской», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», «Три поля русской славы (Куликовское, Бородинское, Прохоровское)» и др. По итогам экскурсионных поездок и походов выпускаются газеты, составляются фотоотчеты, проводятся творческие встречи.
Вторая составляющая туристско-краеведческого месяца – подведение итогов летнего туристического сезона. В школе много лет существует разновозрастная туристическая группа. Каждое лето ребята под руководством преподавателя физкультуры совершают несколько интересных пеших и водных походов. По возвращении из походов ребята рассказывают об участии в первенстве по туризму, о проведении категорийных походов, выпускаются фотогазеты, оформляется фотовыставка, демонстрируются любительские фильмы, снятые в путешествии.
Октябрь. Пушкинский месяц
Идея проведения Пушкинского месяца возникла в период подготовки к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Теперь это школьная традиция. В этом месяце проходят пушкинские уроки, литературно-музыкальные салоны, экскурсии в музеи и по пушкинским местам в Москве. Кульминацией месяца является 19 октября – День Лицея. В этот день в школе проходит посвящение в гимназисты учащихся 5-х гимназических классов. Готовится праздничная программа, ребята знакомятся с историей Царскосельского лицея, читают стихи А. С. Пушкина, исполняют романсы на стихи великого поэта. Старшеклассники совершают ритуал посвящения пятиклассников в гимназисты, наказывают хранить школьные традиции. Многие классы встречают 19 октября на Пушкинской площади у памятника поэту. Это тоже становится доброй традицией для многих классных коллективов.
Ноябрь. Праздник песни (музыкально-театрализованный)
Одна из наиболее ярких и любимых традиций школьного коллектива – Праздник песни. Это не просто конкурс песни, как может показаться сначала. Этому празднику предшествует большая познавательная работа по истории создания песни, знакомство с творчеством авторов, с событиями, отраженными в песне. Каждый класс выбирает одно или несколько музыкальных произведений, которые становятся стержнем музыкальной композиции. Создается сценарий, включающий в себя элементы драматизации, сценического оформления. По ходу подготовки праздника изготавливаются костюмы, декорации. В празднике принимают участие ребята с 1-го по 11-й класс.
Тематика праздников песни разнообразна. Иногда, одна тема объединяет школьников всех возрастов, например в 2002/03 учебном году школа «воспевала» тему «Как прекрасен этот мир!». А в прошлые годы для каждого возраста была определена своя тема.
Праздник песни – одно из наиболее напряженных (по количеству затраченных сил и эмоций), но в то время одно из самых красивых, ярких и творческих школьных ключевых дел. Это всегда событие (и со-бытие) для всех его участников.
Декабрь. Новогодние праздники
В декабре главная задача – успешное окончание первого полугодия. Поэтому в этом месяце не планируется больших общешкольных дел. Но всех объединяет подготовка к Новому году. Каждый класс готовит новогодние «огоньки», елки. Часто в этих праздниках активно участвуют родители, бабушки и дедушки, братья и сестры учеников. Поэтому этот праздник в школе называется «семейным». А для ребят старших классов проходит традиционный новогодний КВН выпускников. Этой традиции уже более десяти лет. И каждый год в день проведения КВН в школе много выпускников прошлых лет, которые не только являются членами жюри, но и помогают одиннадцатиклассникам подготовить выступления. Активное участие в подготовке и проведении КВН принимает и творческая группа учителей.
Январь. День здоровья. Подростковый сбор
Первые десять дней месяца уходят на зимние каникулы с «елками», поездками на экскурсии, туристические походы, зимние лагеря. Во второй половине января, если позволяет погода, проводится День здоровья.
А в конце месяца в школе проходит подростковый сбор. Явление необычное, но очень интересное и любимое ребятами. Сбор можно назвать своеобразной школой подросткового актива. Главная задача – создать ситуацию дли раскрытия творческих, коммуникативных способностей ребят, возможности для их разновозрастного общения в совместной деятельности. В сборе принимают участие ребята 5–8-го классов. На время сбора создаются разновозрастные отряды. Лидерами в отрядах становятся учащиеся 8-х классов, а старшими друзьями-помощниками – ребята из 10-х педагогических классов. Сбор проходит в один день – в субботу. Программа сбора разнообразна, в нее включены творческие дела, такие, как «Защита имени отряда» и многочисленные экспромты, игра по станциям, спортивный час и, конечно же, традиционный круг песни и «Огонек», на котором подводится итог прожитого дня. На сборе много шуток и дружеских сюрпризов. Теплые отношения, раскованность, ненавязчивая позиция педагогов, которые внимательно наблюдают за происходящим и при необходимости корректируют ситуацию, общая атмосфера творчества и импровизации – все это способствует самоутверждению личности каждого участника сбора.
Февраль. Праздник знаний
Праздник знаний – это особая форма общешкольного дела, которая позволяет соединить учебную и внеурочную деятельность в один процесс. В рамках праздника возможно проведение научно-познавательных конференций, предметных недель и путешествий, брифингов, встреч знатоков по определенным проблемам, дидактических игр и постановка дидактических спектаклей.
«Читай-город» – одна из форм проведения Праздника знаний. В школе выстраивается город, улицы и площади которого состоят из книг школьного библиотечного фонда. Вот несколько названий улиц и площадей города: Проспект мира, Бульвар родной природы, Площадь фантазии и фантастики, Проспект науки, Парк дружбы, Поляна сказок и другие. На улицах города ребят встречают герои книг – Паганель, Незнайка и Знайка, Баба-яга, Красная Шапочка и другие. Таким образом, в игровой форме путешествуя по улицам города, ребята младших классов знакомятся с фондом школьной библиотеки, с наиболее интересными изданиями. После проведения такого праздника, как правило, увеличивается количество ребят, желающих записаться в библиотеку.
А вот другой вариант Праздника знаний – праздник, посвященный Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. В конце XX века в нашей стране сформировалось неоднозначное отношение к участию СССР во Второй мировой войне. Поэтому с помощью этого праздника организаторы хотели восстановить историческую справедливость по отношению к военному поколению наших соотечественников, способствовать воспитанию патриотических чувств, гордости за Великий подвиг нашего народа. Праздник подразумевает разные виды деятельности:
1–3-й классы – беседы о войне, чтение книг, экскурсии, просмотр кинофильмов, конкурс рисунков, смотр знаний;
5–8-й классы – общественные смотры знаний. Смотры готовятся и проводятся ученической общественностью, Советом старшеклассников. Каждый класс делится на группы, каждая группа выбирает капитана. Вся подготовка осуществляется по группам в соответствии с программой смотров. Программа включает в себя вопросы и задания по истории Великой Отечественной войны, которые известны заранее. Смотры проводятся открыто, на них присутствуют ученики других классов, учителя, родители. Смотры ведут старшеклассники, а оценку знаний и уровня подготовки учащихся дает общественное жюри. По итогам смотра отмечаются лучшие участники и группы;
9–11-й классы – научно-историческая конференция «Цена и уроки Победы».
Венчает Праздник знаний, посвященный Победе, выступление школьной агитбригады. Темы праздников знаний и форма их проведения определяются каждый год и разрабатываются для разных возрастных групп.
Март. Традиционный лагерный сбор старшеклассников
Феномен лагерного сбора в школе № 825 – особая тема. Этой традиции уже 26 лет. Вот программа последнего на сегодняшний день, XXVI сбора, состоявшегося в период с 22 по 25 марта 2003 г. в детском оздоровительном лагере имени Ю. А. Гагарина Ступинского района Московской области (программу двух дней участия в сборе мы исключили из текста нашего пособия. Программа небезынтересна и студенты могут с ней познакомиться, прочитав следующие работы: Караковский В. А. История воспитательной системы обычной школы // Караковский В. А. Воспитательная работа в школе. – 2003. – № 2. – С. 31–49; Исаева М. А. Система общешкольных ключевых дел // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2003. - № 3. – С. 68–78).
Апрель. Праздник Чести школы
Апрель – это месяц рождения школы № 825. Поэтому в апреле подводятся итоги, награждаются лучшие ребята за успехи в различных видах деятельности. Праздник Чести проводится в конце месяца. К этому дню каждый класс готовит Рапорт о жизни классного коллектива за прошедший год (в форме стенной газеты).
Праздник состоит из двух частей: первая – подведение итогов и награждение, а вторая – поздравления и творческие подарки школе. Все начинается с выноса школьных знамен. Затем идут краткая, но емкая информация об основных делах года и церемония награждения.
Педагоги школы считают, что в конце года каждый ребенок должен услышать в свой адрес «спасибо» за то хорошее и доброе, что сделал для своей школы в прошедшем году. Поэтому на Празднике Чести большое количество ребят награждается за успехи в учебе и общественную активность, за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях, предметных олимпиадах и т. д.
Май. Рассвет Победы
Этот месяц начинается одной из самых романтических традиций школы – рассветом Победы. На рассвете 8 мая, накануне Дня Победы, собираются у школьного крыльца ребята, учителя, родители, выпускники. Приходят только желающие. С первым поездом метро собравшиеся отправляются в центр Москвы на Красную площадь. В Александровском саду возлагаются цветы к могиле Неизвестного солдата, к памятнику Г. К. Жукову.
В это раннее утро здесь можно встретить и бывших участников войны, их детей и внуков, гостей столицы, которые считают необходимым прийти сюда накануне 9 Мая. А уже к восьми часам утра все возвращаются в школу. В этот день организуется почетный караул у памятного знамени ветеранов Великой Отечественной войны, которое было передано школе на вечное хранение.
Май – последний учебный месяц. Главное внимание всего коллектива школы сосредоточено на окончании учебного года и подготовке к экзаменам. Проходит зачетная сессия для 5–8-го и 10-го классов. Выпускники младших классов прощаются с начальной школой и, наконец, звучит последний звонок для выпускников. Так заканчивается учебный год.
Таким образом, в течение года все ребята принимают участие в традиционных делах. Девять событий, которые создают ситуацию успеха для всех, радость человеческого общения в процессе подготовки и проведения, удовольствие от хорошо сделанной работы, осознание себя частью большого коллектива – вот что такое традиционные дела.
Общешкольные ключевые дела способствуют формированию коллективных привычек, традиций и навыков, которые проявляются в повседневной жизни. Они помогают классным руководителям эффективнее спланировать воспитательную работу с классом. Они способствуют развитию межвозрастных связей, когда старшие ребята в совместной деятельности с младшими передают им свой опыт. В процессе проведения общешкольных дел на первый план выходят сотрудничество, взаимопомощь, желание сделать хорошо общее дело. Эти дела являются стержнем воспитательного процесса.
Интересен опыт проведения КТД в воспитательной системе школы № 51 г. Рязань. Ее директор, О. Н. Маслюк, так описывает этот опыт.
Алгоритм подготовки каждого коллективного творческого дела примерно одинаков.
Вначале в коллективе организуются предварительные ознакомительные беседы с целью выявления того, какие дела можно провести, кого что интересует в этих делах, кто с кем может объединиться для выполнения поручений в коллективном творческом деле. На этой стадии организуется поиск ответов на вопросы: что лучше сделать; для кого; когда; где; кто будет участвовать; с кем вместе; кому быть организатором?
Затем начинается коллективное планирование в микроколлективах – постоянных или временных объединениях. Здесь каждый из участников высказывает свое мнение о предполагаемом деле, и в результате вырабатывается общее мнение микроколлектива о том, как оно будет осуществляться.
3. Далее проходит «сбор-старт», где выступают представители микроколлективов. Ведущий сбора-старта сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые решаются сначала по микроколлективам, а потом сообща.
4. После этого создается или сводный отряд добровольцев, или специальный орган – совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. На заседаниях в сводном отряде добровольцев выбирается командир, а в совете дела – председатель. Совет дела уточняет и конкретизирует проект коллективного творческого дела и распределяет поручения, выполнение которых он же и контролирует.
В организации деятельности воспитанников, пишет О. Н. Маслюк, используются средства, побуждающие их к целенаправленному и добросовестному творчеству: добрый сюрприз; помощь товарищеским советом; «секретный договор» с трудным воспитанником; ответственное поручение; обращение к воспитанникам за помощью; товарищеский контроль и товарищеское напоминание; товарищеское поощрение; убеждение и др.
В целях эффективного «последействия» совершенной детьми работы результаты коллективного творческого дела обсуждаются всеми участниками либо сразу после его завершения, либо через определенное, установленное заранее время. В микрогруппах анализируются ответы каждого участника на вопросы: что удалось осуществить и почему? Что не удалось и почему? Что надо сделать, чтобы в следующий раз было еще лучше? Затем определяются пути и способы реализации предложений, высказанных при анализе результатов коллективной творческой деятельности, и внедрение их в практику работы школы.
Одной из любимых форм КТД в школе № 51 является игра-путешествие. Такая игра проводится для того, чтобы ее участники, приобретая новые знания в процессе интересной, творческой деятельности, обогащали и углубляли свои знания и умения в теории и практике «общей заботы» и конкретно личностных заботливых отношений друг к другу и к окружающей действительности. Раскрытие и развитие творческих способностей каждого участника является главной целью игры. Для ее организации берутся те вопросы, которые недостаточно глубоко рассматриваются на уроках или в семье. Чаще всего это вопросы духовно-нравственной тематики.
Как и любое коллективное творческое дело, игра-путешествие начинается с совета дела, на котором решаются все подготовительные вопросы: выбор темы, постановка цели проведения, назначение ответственных. Затем следует подготовка. И наконец, само путешествие от «станции» к «станции», начинающееся с вручения маршрутных листов путешествия (для каждой группы – свой). Важно, чтобы группы не сталкивались на пути следования (за исключением остановки, где происходит соревнование двух групп). Поэтому количество «станций», «остановок», «лабораторий» соответствует количеству отрядов. Наилучшая продолжительность работы на одной остановке – 20 мин.; продолжительность всей игры без перерыва – 2 ч., а если будет чай-пауза (сюрприз), то может быть и больше.
Прежде чем дать старт путешествию, ведущий объясняет правила игры, говорит о продолжительности работы, о том, что в конце игры будет время для выпуска малоформатной газеты, в которой надо провести анализ игры, т. е. ответить на три известных уже вопроса, а затем их представить всем участникам. Завершает игру песня в кругу.
Один из приемов, используемых в КТД, – разговор у свечи (РУС). В школе № 51 существуют обязательные правила ведения такого разговора:
он должен идти в спокойной обстановке (в комнате-классе приглушен свет, тихо звучит спокойная мелодия, все рассаживаются по кругу, и ведущий зажигает в тишине свечу, говоря о таинстве живого огня и о правилах предстоящего откровенного разговора);
разговор идет по кругу (символ разговора – вырезанную из бумаги, дерева или сделанную из гипса какую-нибудь фигурку – передают от говорящего к следующему как знак взаимной заботы и тепла участников разговора);
каждый говорит с заботой об окружающих, стараясь никого не обидеть, не унизить своим словом; если тот, кому передали знак, не знает или не хочет ничего говорить, он просто передает эстафету другому; перебивать говорящего нельзя;
если хочется задать вопрос, то можно сделать это по окончании высказывания;
нельзя спорить, возмущаться, негодовать во время высказывания кого-либо;
надо уважать мнение другого, уметь слушать и слышать других;
старший (учитель, воспитатель, комиссар) высказывается последним, не навязывая своего мнения, а приглашая к размышлению.
Продолжительность разговора – не более 40 мин.; заканчивается разговор задушевной песней.
Соблюдение этих правил развивает у участников терпимость к мнению и ошибкам других, требовательность к себе, доброжелательность, правдивость (сами разговоры называются откровенными), взаимоуважение, умение анализировать свои поступки и поступки других людей, происходящие события и явления, вырабатывать свое мнение по каждому явлению и аргументированно его отстаивать, строить отношения с людьми на основе взаимной заботы и уважения.
Все разговоры у свечи условно можно разделить на три категории:
Тематические (разговоры на духовно-нравственные темы: «О дружбе», «О любви», «О добре и зле», «О корысти и бескорыстии», «О честности», «Терпимость или беспринципность?», «Лукавство или ложь?», «Какой бывает правда?», «Что такое счастье?»).
Самооценочные и взаимооценочные («Расскажи мне о себе» – разговор в первые дни создания коллектива; «Расскажи мне обо мне» – разговор, проходящий в конце лагерного сбора в отряде, в конце первого учебного года в классе, т.е. тогда, когда в коллективе созданы отношения товарищеской заботы).
Аналитические (проводятся при подведении итогов какого-либо дела и по окончании четверти, семестра, года в каждом коллективе).
Самым важным КТД для всего воспитательного процесса в школе № 51 считается лагерный сбор. Лучше всего, полагают педагоги, когда в таком сборе сможет поучаствовать каждый ученик. Однако осуществить это в большой школе нелегко. Поэтому отдельно здесь проводятся и лагерные сборы по параллелям, и традиционный лагерный сбор выборного актива 5–11-го классов.
Оптимальная продолжительность этого сбора – четверо суток. Оптимальное количество участников сбора – 150 человек. Обязательно на сборе должен быть костяк «старичков» (достаточно пять-шесть старшеклассников и три-четыре педагога), которые уже имеют необходимый опыт организации коллективной творческой деятельности и которые хотя бы теоретически «проиграли» заранее весь сбор. Конечно, отмечает директор школы, лучше проводить сбор где-нибудь за городом, на базе стационарного или палаточного лагеря (отсюда и название «выездной»). Но если средства не позволяют сделать это, то его вполне можно провести в здании школы. В таком случае он не будет «выездным», но «лагерным» должен быть при всех обстоятельствах – все участники в течение четырех суток должны жить единым лагерем.
О. Н. Маслюк описывает все тонкости организации лагерного сбора.
Перед сбором должна проводиться основательная подготовительная работа. Прежде всего, надо ответить на главный вопрос: для чего этот сбор?
Для того, чтобы все его участники стали немного лучше (добрее, бескорыстнее, дружнее, радостнее, уважительнее друг к другу)?
Для того, чтобы они научились каким-то приемам общения и построения отношений товарищеской заботы и постарались потом научить этому своих одноклассников?
Для того, чтобы мажорный дух сбора «заразил» «педагогикой заботы» как можно большее число педагогов и воспитанников?
Для того, чтобы принести конкретную помощь конкретный людям, учреждениям, городу?
От ответа на главный вопрос будут зависеть и направления подготовки к сбору.
После определения цели сбора создается совет дела из числа наиболее активных педагогов и учащихся, которые вырабатывают законы сбора, касающиеся отношений друг к другу и к предстоящему действу.
Следующее, что надо подготовить заранее, – это найти, кому и какая нужна помощь от лагеря. Для этого членам совета сбора необходимо отправиться на разведку таких дел. Хотя бы один день сбора обязательно будет посвящен их выполнению. Это может быть помощь бабушкам и дедушкам в их хозяйстве; помощь сельсоветам по уборке урожая; помощь в хозяйственных делах летним детским лагерям отдыха; уборка мусора в лесу и т. д. Если сбор проводится в школе, то поле деятельности расширяется от подсобных строительных и уборочных работ в городе до работ в библиотеках, детских садах, больницах, детских домах.
До начала всех дел следует заранее продумать все оргмоменты: сколько будет отрядов; кто будет в них комиссаром и кто стажером, кто старшим товарищем. Можно ставить на отряд двоих взрослых: одного уже опытного, другого – новичка, чтобы молодой педагог прошел школу мастерства.
Решается вопрос с размещением участников: где будут спать и на чем; в каких кабинетах будут проходить отрядные сборы, учеба, общий сбор; где и как будут питаться (неплохо заранее составить меню). Важным моментом является организация дежурства в столовой. Ответственный за это формирует группу из 6–8 человек – представителей всех отрядов, которые накрывают на столы и готовят «сюрпризы» в столовой (добрые и веселые пожелания, пословицы, поговорки, изречения на столиках и на стенах, вазочки с цветами). При входе в столовую каждому отряду дают шутливое задание, выполнив которое, он заходит в столовую. Главное здесь – все делать творчески. На сборах, как правило, состав группы дежурных в столовой меняется ежедневно.
Кроме того, нужно определить ответственного за хозяйство, у которого будут храниться необходимые канцелярские принадлежности и всякие мелочи; уточнить, где будет находиться необходимая литература для подготовки различных коллективных творческих дел и кто ее будет выдавать; как будет организовано ночное дежурство и обеспечена безопасность. Все эти и другие вопросы надо продумать заранее, чтобы потом не суетиться, не нервничать.
Далее можно приступать к примерному планированию лагерного сбора, расписывая каждую минуту, чтобы в течение всех четырех дней каждый был занят полезным делом и не было забытых.
Программы работы сборов в школе № 51 г. Рязани, как пишет ее директор, примерно одинаковы.
Первый день – общий сбор участников (ведет один из членов совета), на котором проходит формирование отрядов. Лучше формировать разновозрастные отряды от 12 до 15 человек из разных классов и школ, так как тогда будет достигнута одна из важных целей – подружить незнакомых детей. Командир сбора, комиссары, стажеры и воспитатели отрядов распределяются заранее на совете дела. Затем ведущий сбора предлагает для обсуждения примерный режим дня. Он корректируется и принимается. Предлагается примерный план проведения сбора. Дается время на его обсуждение в отрядах, затем принимаются предложения от отрядов, план корректируется и утверждается. Те правила (законы сбора), что были заранее выработаны на совете, предлагаются на обсуждение отрядам, и каждому из них дается право высказать свои замечания и предложения по их содержанию. Потом организуется размещение отрядов по комнатам, где они готовят свои визитки к защите; вечером в отрядах проходят разговоры у свечи – «расскажи мне о себе».
Второй и третий дни – игры-путешествия по лабораториям и станциям, на которых каждый отряд обучается методикам организации различных коллективных творческих дел.
В дни лагерного сбора проводятся операция «Забота» и туристический слет. Для проведения операции «Забота» от каждого отряда выбирается по 1–2 человека, которые накануне с одним из комиссаров или старших товарищей идут «на разведку» полезных дел для людей (колхоза, жителей близлежащей деревни, базы отдыха и т. п.), а затем предлагают эти дела отрядам. Каждому должно найтись дело, в котором он смог бы проявить бескорыстие и заботу об окружающем Мире.
Во время туристического слета все отряды выполняют различные задания по прохождению определенного расстояния по азимуту, установке палатки, прохождению по канату над обрывом, разведению костра, укладке рюкзака и т. д.
Желательно организовать во время сбора работу пресс-центра. На всех КТД члены пресс-центра записывают и вывешивают зарисовки, яркие высказывания, интересные оценки его участников. В течение всех дней они берут интервью и у тех, кто впервые на сборе, и у «старичков»; ведут репортажи с мест событий; отражают со всех сторон деятельность участников сбора, фотографируют и даже снимают фильм. После сбора очень важно вывесить на обозрение все материалы сбора: ежедневные малоформатные газеты всех отрядов; фотомонтаж лагерных событий; план, режим, законы сбора; возможно, некоторые сочинения участников сбора (с их разрешения); материалы пресс-центра.
Четвертый день – итоговый общий сбор, который заканчивается песней в кругу. На итоговом сборе можно предложить отрядам сочинить на известную мелодию за 10–15 мин по одному куплету песни,) выразив свои чувства и впечатление о сборе и затем до кругу исполнить свои сочинения. Кроме того, хорошо выделить время на написание впечатлений о сборе каждым его участником. Вот небольшие отрывки из некоторых записок участников межрегиональных сборов, проводившихся в Рязани в разные годы.
«...Многие люди не понимают, что такое коммунарский сбор. Я объясню: это отличное дело, где мы очень дружно, весело живем, заботясь друг о друге и о других людях, например, детях детского сада, детского дома и т.п.»
«...Сбор несет в себе что-то таинственное, интересное, захватывающее. Я уже не представляю своей жизни без коммунарских песен в орлятском кругу, без разговора у свечи по вечерам, искрящихся глаз коммунаров...»
«...Раньше я и не подумала бы, что дети разных возрастов могут… быть такими дружными и сплоченными. Мы были частью большой семьи».
«Коммунарские сборы – хороший способ найти хороших друзей. Очень хотелось, чтобы коммунары в дальнейшем сохранили в сердце заботу о ближнем и подарили ее тому, кто в ней нуждается».
Лагерный сбор имеет свои законы:
Закон правды. Запомни: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Помни о них!
Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.
Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободным, но, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.
Закон чести. Вспоминай о физической силе только наедине с собой.
Ни минуты без дела. Каждое дело выполнять творчески,
Каждое дело с пользой – иначе зачем?
Закон поднятой руки. Если встал человек и поднял руку – значит, он хочет что-то сказать; все должны замолчать.
Закон 00. Все дела начинать вовремя, не опаздывать.
Закон песни. Если кто-то начал песню, не надо мешать, разговаривать; если знаешь ее и хочешь петь – подпевай.
Отвергаешь – предлагай.
Закон имени. Никого не называть по фамилии или тем более по прозвищу.
Закон содружества. Взрослые – равноправные участники всех дел без исключения.
Закон чистоты души, тела и дома. Соблюдать чистоту своей комнаты, всего помещения и двора; не курить, не сквернословить.
Ключевые общешкольные дела лицея № 3 г. Оренбурга (директор Т. А. Игнатьева) планируются на каждый месяц, могут быть традиционными и изменяемыми в зависимости от направления работы лицея. Каждый месяц имеет свое название-девиз, в соответствии с которым ведется вся воспитательная работа. Вот один из вариантов.
Сентябрь. Все начинается со школьного звонка. Ключевые дела: Творческая учеба актива (5–8-й классы), Старт учебе, труду, игре (1–4-й классы).
Октябрь. Лицеистом быть почетно. Ключевые дела: Неделя лицеистов (9–11-й классы).
Ноябрь. Виват, наука! Ключевые дела: научно-практическая конференция «Интеллектуалы XXI века» (9–11-й классы), За страницами школьного учебника (5–8-й классы).
Декабрь. На рубеже двух веков. Ключевые дела: Сюрпризы Деда Мороза (1–4-й классы), Новогоднее ассорти (5–8-й классы), КВН (9–11-й классы).
Январь. Здоровье. Ключевые дела: БЭМС (боевые, энергичные, молодые, симпатичные).
Февраль. Отечество. Ключевые дела: конкурс чтецов «Мое Отечество» (1–11-й классы), смотр агитбригад, акция «Сыны Отечества», Неделя правовых знаний.
Март. Красота. Ключевые дела: смотр-конкурс «Леди и джентльмены», смотр-конкурс «Рыцари и принцессы», Большой концерт.
Апрель. Экология. Ключевые дела: акция «Наш дом» (благоустройство и озеленение школы, пришкольного участка, микрорайона).
Май. Дом, где мы живем. Ключевые дела: День детства, акция «Реквием памяти».
Заслуживают внимания и такие традиции лицея № 3.
Коммунарский сбор представляет собой выездную школу актива. Участники: актив лицея (группа «Лидер»), активы старших классов, учителя, выпускники лицея. Цель сбора: организовать работу по направлениям, сплотить классные и общешкольный коллективы, дать возможность каждому реализовать свои творческие и организаторские способности. Сбор проходит два дня, одно коллективное творческое дело сменяет другое. Рабочий орган – штаб – является советом дела коммунарского сбора. Главный орган – Общий сбор. Символы и ритуалы сбора: эмблема и флаг коммунарского сбора; коммунарский огонь и почетная передача факела (учитель – выпускник – ученик); зажатая в кулак ладонь, символизирующая единение всех участников коммунарского сбора; орлятский круг; отрядные символы (эмблемы, отрядные флажки, девизы, речевки); переходящие призы коммунарского сбора, вручаемые лучшему командиру, комиссару, отряду.
Неделя лицеистов. Кульминацией недели является КТД «Гала-представление лицеистов». Символы и ритуалы дела: факел, клятва лицеистов, гимн Гаудеамус, творческое выступление Совета Старейшин, мантии и квадратные шапочки, медали имени Эзопа, Ломоносова, Менделеева, Эйнштейна и другие, вручаемые лучшим ученикам, переходящий приз победителям гала-представления. Здесь же проводится игра «СОС» (соревнуемся, отдыхаем, смеемся), во время которой лицеисты путешествуют по станциям, каждая из которых представляет собой творческую мастерскую, где отряд (классный коллектив) за 5–15 мин должен выполнить определенное задание. Символы и ритуалы игры: линейка открытия и линейка закрытия, отличительные знаки отряда и отрядные флаги.
КВН традиционно проходит в канун Нового года в составе трех команд: команда учителей, команда учеников и команда выпускников. Жюри представлено знаменитыми людьми города и области. Символы и ритуалы КВН: гимн КВН, Совет Старейшин (бывшие игроки КВН), который вручает традиционный новогодний приз – авоську мандаринов.
Неделя славы посвящена земляку, дважды Герою Советского Союза А. И. Родимцеву, чье имя носит лицей, и ветеранам 13-й гвардейской Полтавской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, героям Великой Отечественной войны, участникам локальных войн. В течение недели проходят уроки мужества и славы, встречи, классные часы, политические диалоги, выставки, акции, экскурсии, операции «Почта», «Память», подводятся итоги работы классных коллективов по выполнению поисковых заданий. В последний день недели проводится расширенное открытое заседание ДПО «Родимцевец» с участием представителей всех органов самоуправления лицея и классных коллективов. Заключительным аккордом заседания является торжественная клятва учеников, вступающих в ДПО. Символы и ритуалы: штандарты 13-й гвардейской стрелковой дивизии, значок «Родимцевец», Вахта памяти у бюста А. И. Родимцева, клятва членов ДПО.
Слеты «родимцевцев» приурочены к знаменательным датам школы и страны, проводятся раз в 3–5 лет, являются кульминацией всей поисковой и патриотической работы в школе. На слет собираются ветераны 13-й гвардейской дивизии, ветераны-сталинградцы, родственники А.И. Родимцева, с которыми поддерживается связь и ведется совместная поисковая работа. Символы и ритуалы: штандарт 13-й гвардейской стрелковой дивизии, школьное знамя, минута молчания, Орлятский круг с участием ветеранов, учеников, учителей, выпускников, гостей слета.
Большой концерт является итогом работы всех творческих коллективов школы, итогом кружковой и клубной работы, проводится в форме театрализованного представления. Здесь работают выставки, творческие мастерские и площадки. Символы и ритуалы: вручение приза «Школьный Оскар», присвоение званий «Король бала» и «Королева бала».
Праздник Чести школы проводится в конце учебного года, где подводятся итоги года в форме «круглых столов», классных «огоньков», деловых игр совместно с учителями, родителями, гостями, друзьями классных коллективов. Кульминацией праздника является последний звонок. Символы и ритуалы: передача микрофона, передача школьного Символического ключа, Факела знаний, Факела дружбы, Почтовый ящик последнего звонка, пародии на выпускников, слово выпускников, ритуал звонков и звоночков, вальс выпускников.
Традиции лицея № 3 г. Оренбурга передаются из поколения в поколение, свято чтятся общешкольным коллективом.
Многие школы увязывают годовой цикл своих ключевых дел с основными праздниками: школьными, городскими, республиканскими, общенациональными. К таким школам относится и гимназия № 5 г. Конаково Тверской области (директор В. А. Колпаков).
Первое сентября – праздник начала учебного года. В этот день проводятся торжественная линейка, творческие классные часы, деловые игры, смысл которых в создании теплой атмосферы школы-дома, одинаково дорогого для учеников, родителей, учителей, друзей гимназии, проектируются основные дела школы, анализируются ключевые события прошедшего учебного года. Школьники и педагоги определяют собственные роли и позиции в предстоящей деятельности.
Осенние мероприятия – путешествия, посиделки, вечера, посвященные празднику осени. Их целью является сплочение классных коллективов гимназии.
Наиболее важными являются годовые коллективные творческие дела:
«Наш учитель самый лучший» – посвящается Дню учителя;
«Посвящение в гимназисты» – праздник, посвященный Дню лицеиста. В этот день первоклассников принимают в «единую семью» гимназистов, знакомят с традициями, символикой, ритуалами гимназии;
«Новогодний серпантин» – праздник, устраиваемый старшеклассниками для младших гимназистов;
«День гимназии» – творческий отчет художественных коллективов гимназии (участвуют все гимназисты);
«Зимний День здоровья» – слет классных спортивных команд;
«День защитника Отечества» – проведение патриотических акций как в гимназии, так и за ее пределами.
«Мы кому букет подарим?» – праздничный концерт для мам и бабушек, посвященный 8 Марта;
«Юморина» – первоапрельские состязания КВН между учащимися и учителями, а также между сборными командами КВН гимназии № 5 и школы № 2;
«Края мои – края родные» – общегимназический туристический слет, в котором участвуют межвозрастные команды гимназии;
Общегимназический коммунарский сбор, традиционный для большинства школ, реализующих идеи коллективных творческих дел.
Свою специфику в организации общешкольных ключевых дел имеет и школа-комплекс № 18 г. Йошкар-Ола, директором которой является Г. Е. Пейсахович. У этой школы особый статус, она является школой-комплексом, поэтому и вступает в противоречие с традиционной «мероприятийной» практикой организации воспитательной работы. Педагоги этой школы пришли к выводу, что такая организация воспитательной работы в школе носит отрывочный, ситуативный характер. Чаще всего план работы школы представляет собой список разрозненных мероприятий, приуроченных к общегосударственным, школьным праздникам, носящих развлекательный характер (в каждой школе непременно проводятся «Мистер и Мисс школы», конкурс танца, чаепития в классах и т. п.). Сами по себе, при разумном педагогическом подходе, такие дела, конечно, играют определенную воспитывающую роль, однако задача создания условий для социального становления личности требует системного, комплексного подхода при планировании и организации всей воспитательной работы.
В условиях школы-комплекса, в состав которой, кроме начальной и общеобразовательной школ, входят школа искусств, спортивная школа и производственный комплекс, принцип системности приобретает особую актуальность как во внеучебной, так и в учебной работе. Имея общие цели, каждое структурное подразделение школы-комплекса тем не менее имеет свои специфические учебные и воспитательные задачи. Профессионалы-педагоги каждой из школ хотят видеть в своих воспитанниках профессиональных танцоров, музыкантов, художников, спортсменов. В результате расширения объема и содержания учебной и познавательной деятельности, роста нагрузки учащихся происходит «растаскивание» учеников школы. В связи с этим задачи комплексного подхода к планированию воспитательной работы занимают здесь особое место. Эти задачи решаются при организации воспитательной работы через четыре тематических периода.
Тематические периоды представляют собой комплекс общешкольных и классных дел, разнообразных по форме, способу и времени организации, но объединенных одной общей темой-проблемой. Причем в этих делах участвуют не только классы общеобразовательной школы, но и детские коллективы школы искусств, спортивной школы. Каждый период завершается ключевым делом периода. Определение его формы, способов организации лежит на плечах главного организатора, которым становится сменный орган – Большой совет, состоящий из дежурных командиров класса и классных руководителей.
Все дела периода направлены на формирование ценностных отношений ребенка к миру, во время их подготовки и проведения школьники ставят и выполняют реальные, практические задачи улучшения окружающего мира.
Общешкольные ключевые дела вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы.
В общих делах подготовка и проведение часто строятся в разновозрастных связках, отрядах, группах по интересам, и здесь нет границ разноуровневых классов, мнение и участие каждого важно и необходимо. Общие дела выполняют важную интегрирующую функцию, объединяя и учащихся школы искусств, и спортсменов, и педагогов, и родителей.
Организационно год делится на четыре тематических периода, содержание и тематика которых определяются на ежегодном выездном сборе планирования.
Этот сбор – важнейшая часть методики коллективной творческой деятельности, по-прежнему остающейся, наряду с познавательной, системообразующей деятельностью в развитии школы-комплекса как воспитательной системы. По форме сбор планирования – «мозговой штурм» с серьезной предварительной подготовкой для осознания всеми его участниками особого значения сбора в жизни школы. В сборе принимают участие учащиеся 6–10-го классов и учителя, объединенные в шесть разновозрастных отрядов. И во время подготовки, и во время самого сбора главная задача участников – определить четыре тематических периода, на которые условно будет разделен весь учебный год. Поступает до 50 предложений, общим голосованием выбираются четыре, и они становятся канвой, основой всей внеурочной, а в последние годы – и части предметной деятельности в школе.
Следует отметить, что престиж познавательной деятельности изменил и характер предложений детей в последние годы. Если раньше содержание тематических периодов было ориентировано в основном на сферу досуга, то теперь преобладает познавательная и социальная направленность основных дел тематических периодов.
Сбор планирования служит для педагогов своеобразной диагностической картой – здесь раскрывается потенциал актива, интересы ребят. Он живет на принципах коммуны, два его дня наполнены общими творческими делами, идет сближение педагогов и детей.
На сборе анализируется прошедший год: выявляются наиболее острые проблемы, намечаются пути выхода из них. При этом создается особая общность взрослых и детей, каждый чувствует свою сопричастность и ответственность за судьбу школы.
Привлечение к работе на сборе учителей школы искусств и спортивной школы позволило им осмыслить и осознать смысл методики коллективной творческой деятельности, увидеть в предлагаемой деятельности возможность реального применения профессиональных знаний и умений воспитанников в значимой для них деятельности. В результате произошла «профессионализация» коллективной творческой деятельности, ребята стали применять профессиональные знания и умения в общих делах.
На сборе планирования определяются формы и способы проведения дел «в рамках периода» и ключевые дела, которыми заканчивается каждый период.
Темы периодов могут быть связаны с крупными историческими датами или событиями («Колесо истории», «Пушкинская ассамблея», «Культура мира» и др.), со школьными датами. В последние годы в качестве тем периодов выносятся серьезные социальные и молодежные проблемы («Мы против», «Человек – это звучит гордо, человек – это звучит горько», «Прощай, XX век!» и др.), познавательные темы («Эта неизвестная планета и др.).
Хронологические рамки периодов зависят от содержания и характера основных дел периода. В основном это 1,5–2 месяца. В течение этого времени во всех классах (с 1-го по 11-й) идет работа по «вхождению в проблему» и подготовка к общему делу: часы общения, классные вечера, классные КТД по проблемам периода и др. При этом планирование работы в классе осуществляется при непосредственном участии самих ребят, учете их интересов, возрастных и индивидуальных возможностей.
При подготовке к общешкольному ключевому делу ребята разных классов объединяются в творческие связки, которые тоже определяются в зависимости от содержания и формы проведения дела: по параллелям, разновозрастные отряды, по интересам и др. Детальный план подготовки и проведения дела обсуждается и принимается на совете дежурных командиров классов (выборном, сменяемом органе школы), на таком же совете проводится анализ итогов дела (подготовка дел осуществляется по технологии КТД).
Работа по тематическим периодам позволила включить в общую деятельность специальную деятельность школы искусств, спортивной школы и производственного комплекса. При этом каждая школа привносит в содержание периодов собственные формы, улучшается «качество» участия детей в общешкольных делах. В то же время ученики этих специальных школ получили возможность проявить свои специальные знания, умения и навыки не только на концертах, профессиональных конкурсах и соревнованиях, но и в общественно полезной, досуговой деятельности. Воспитанники могут теперь показать свои возможности и таланты перед всей школой, что еще в большей степени делает их учебу значимой и признанной. Тематические периоды позволяют скоординировать воспитательные воздействия, оказываемые на учащихся педагогами различных школ, подобрать наиболее оптимальные формы обучения одаренных воспитанников, способы привлечения к специальной деятельности детей «без специальных способностей». Благодаря некоторым периодам в школе появились новые отделения школы искусств, самодеятельные коллективы, стало возможным привлечение одаренных детей-старшеклассников к работе с детьми среднего возраста в качестве руководителей клубов по интересам и организаторов отдельных периодов на волонтерских началах.
Тематический период как форма организации воспитательной работы позволяет решать следующие задачи:
Интеграция педагогических усилий учителей различных структурных подразделений школы;
Включение в планирование, подготовку и проведение разнообразных воспитательных дел самих ребят, ориентир преимущественно на их интересы и потребности, что способствует формированию у воспитанников активной жизненной позиции и социальной активности, самостоятельности и мобильности;
Тематические периоды дают возможность значительно разнообразить содержание и формы воспитательной работы в школе, подбирать разнообразные формы в соответствии с возможностями учащихся, что особенно важно в условиях дифференцированного и специального обучения в школе;
Налаживание прочных горизонтальных и вертикальных связей внутри педагогического коллектива, внутри коллектива школьников и между педагогическим и детским коллективами;
Формирование прочных межпредметных связей в учебной деятельности и прочного взаимодействия между различными детскими коллективами разных структурных подразделений школы-комплекса.
Все вышеперечисленное в целом создает благоприятные организационно-педагогические условия для социального становления личности каждого школьника, реализации и развития его интересов и потребностей.
На жизнь гимназии на Юго-Западе № 1543 (директор Ю. В. Завельский, заместитель директора по научно-методической работе Л. Д. Гуткина) также оказывают большое влияние ключевые дела. В году их три – Праздник культуры, День гимназии и Общегимназическая ярмарка. Подготовка к этим большим событиям в жизни школы требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, их родителей. Образуются временные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты или советы дела. Появление таких коллективов обусловлено насущными потребностями, они органично входят в жизнь школы, их деятельность чаще всего бывает эффективной и в организационном, и в воспитательном плане.
Праздник культуры родился из желания большого количества детей и педагогов принимать участие в театральных постановках в школе. И эту проблему не решало ни увеличение массовых сцен в спектаклях, ни увеличение количества школьных спектаклей в год. И тогда родился совершенно другой подход – играть не отдельную пьесу, а целую эпоху, играть всей школой и найти там место для каждого. Так впервые появился праздник «День XIX века», положив начало ежегодному весеннему Празднику культуры.
День гимназии – праздник ума. Два начала определяют его содержание: состязательность и игра-шутка. Главными событиями этого дня являются интеллектуальный марафон классов и интеллектуальное соревнование трех отделений гимназии – гуманитарного, физико-математического и естественнонаучного, в котором принимают участие как учащиеся, так и учителя. Такое состязание строится в виде шутки, розыгрыша, костюмированного шоу.
Ведущие цели этого праздника:
создание общегимназического коллектива;
подведение итогов интеллектуальных состязаний гимназистов;
показ достижений классных коллективов;
создание радостного, мажорного настроения.
Структура праздника включает в себя следующее:
выпуск классных газет «Наша классная жизнь»;
интеллектуальная игра для гимназистов 5–8-го классов;
интеллектуальная игра для гимназистов 9–11-го классов;
награждение победителей Интеллектуального марафона, который проводится за 2 недели до Дня гимназии;
тематические представления классных коллективов 5–8-го классов по заранее заданной теме;
тематические представления классных коллективов 9–11-го классов по заранее заданной теме;
ученический КВН;
дружеское чаепитие по классам;
учительский капустник.
Готовят праздник оргкомитет, состоящий из учителей и 2–3 наиболее активных и инициативных старшеклассников, и совет дела, в который входят представители от каждого класса.
По мнению директора школы Ю. В. Завельского, дух любой школы определяется фанатизмом, беспредельной преданностью делу тех людей, которые там работают. Дух этой гимназии, систему сложившихся в ней отношений можно определить как «интеллигентные». Именно на данной основе строится система общения с каждым учеником. Установлению нормального человеческого общения представителей разных поколений и разных возрастов помогают школьные праздники. В процессе совместной подготовки общего дела место каждого определяется не стажем школьной жизни и прожитыми годами, а способностями, энтузиазмом, творческим горением. В совместной игре взрослых и детей раскрываются новые, подчас неожиданные грани ума, души, характера, растет взаимный интерес и симпатия, а это, в свою очередь, порождает доброе отношение к своей гимназии педагогов, учащихся, их родителей31.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии