logo
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Картотека организационных форм воспитания

Формы организации и осуществления воспитательной работы многообразны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. Назначение картотеки – избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти новые оригинальные формы воспитания, облегчить планирование педагогической деятельности школы и труд классных руководителей. Приведем примеры из различных разделов такой картотеки.

Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов «Замечательные люди науки», «За страницами учебника»...

Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под различными рубриками. Дискуссионные игры типа «Дебаты», «Третейский суд», «Дискуссионные качели», «Разброс мнений».

Трудовая и общественно полезная деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» газета...

Художественно-творческая деятельность: новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, самодеятельный театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, диспут, выставка художественно-творческих работ учащихся и др.

Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристический слет, турпоход, «Веселые старты», «Вечер комических эстафет», «Малые Олимпийские игры», «Турнир рыцарей», «Спортивный «Огонек», «Школа здорового образа жизни»...

Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, прогулки по городу и на лоне природы, концерт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичники» и «мальчишники», психологические игры и тренинги, школьный бал...

Возможны и формы внеурочной деятельности, соединяющие в себе несколько видов деятельности: это разного рода фестивали, состязания, школьные праздники, недели школьной науки, вечера-встречи, коллективные творческие дела, большие ролевые и организационно-деятельностные игры. Такие формы внеурочной деятельности требуют коллективной мысли, тщательно разработанного сценария.

Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяют уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.

В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников: «Пять минут с одним стихотворением (музыкальным произведением, с одной картиной...); Публичная лекция (лекция для широкого круга школьной «публики»: 15–20 минут насыщенной яркой информации, с необычными примерами и фактами, красочной эстетической обстановкой позволяют «высветить» отношение к рассматриваемому предмету или событию); «Сократовская беседа» (развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине); «Открытый микрофон» (для обсуждения проблем школьной или общественной жизни); «Дискуссионные качели» (две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений по предложенной теме); Конкурс «смехаизмов» (смешных афоризмов и анекдотов); «Разговор при свечах» (откровенный разговор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей); День гения (серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой); «Круглый стол с острыми углами» (выявление и обсуждение мнения учащихся по поводу острых проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов); «Сюрпризы дружбы» (цель – укрепление дружеских межличностных отношений через «преподнесение» сюрпризов: исполнение посвященной кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми)…

«Фотокамера смотрит в мир» – форма для развития интереса к чтению периодики, для формирования политической культуры учащихся. Содержание: под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии из газет и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствуюший раздел на доску (стенд), таким образом смонтированный обзор событий остается на 3–4 дня для всеобщего обозрения.

Различные варианты «концерта-ромашки». В форме «ромашки» удобно проводить различного рода конкурсы, например:

Конкурс инсценированных рассказов (басен, анекдотов, пословиц, сценок из жизни...», Вечер рекордов Гиннесса, Конкурс непрофессионального мастерства, Аукцион талантов, Конкурс частушечников (на заданную тему), Мультлото, Конкурс рекламного плаката, Конкурс рисованных фильмов (слайд-фильмов), Конкурс танцевальных импровизаций, Старая сказка на новый лад, различной тематики КВНы и т. д.

Как компонент системы воспитания основ этической культуры (программа А. И. Шемшуриной) выступает внеурочная деятельность с этической направленностью, композиционно построенная как театрализованное представление-диалог в соответствии с возрастом:

И в качестве завершения: используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном – у детей при участии в них должно быть состояние счастья переживаемого момента жизни, а не обязательного школьного «мероприятия». Дети все понимают и оценивают. Хочется предостеречь, приведя отрывок из эссе о школе шестнадцатилетнего Артема К.:

«Сегодня посетил школьное «праздничное мероприятие»! Трещавшее по швам царство тотального лицемерия; бормотание заученных стишков (это вольное детское творчество), бурные аплодисменты зала (под бдительным оком классруков)...

Бедные ребята у микрофона! Перед скучающим, хихикающим, агрессивным залом, просверленные глазами всей школьной верхушки, «бормочут» слово – милое, доброе, идиллическое стихотворение!

Умилительная детская наивность в окаменевших формах показушной утехи!»30.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ГРИГОРЬЕВ Д. В., КУЛЕШОВА И. В., СТЕПАНОВ П. В.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ: ОТ А ДО Я