3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у глухих детей
Известно, что в умственной деятельности человека каждый вид мышления используется тем успешнее, чем больший уровень обобщенности в нем достигнут. Обобщенность наглядно-действенного мышления—это широта включения мыслительных операций в решение практических задач, способность к переносу наиболее эффективных и рациональных способов действия. В конечном счете это интеллектуальный уровень совершения практических действий.
Освоение достаточно сложных форм мыслительной деятельности позволяет выполнять любые, даже самые простые, практические действия рациональными, наиболее экономными способами. Именно недостаточной свободой мысленного оперирования пространственными образами и трудностями в осуществлении взаимопереходов мысленных и практических форм анализа и синтеза объясняется то обстоятельство, что у глухих детей значительно дольше, чем у слышащих, сохраняется более элементарный уровень выполнения предметно-действенных заданий. Описанное выше «исследование Н. В. Яшковой показало, что специальные упражнения, имеющие целью научить глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста с большей свободой оперировать пространственными образами в мысленном плане, могут заметно продвинуть их в этом отношении. Такие упражнения целесообразно строить на материале различных занятий по конструированию, обеспечивая детям наглядную помощь в удержании опорного образа изготовляемого предмета. Они найдут применение при обучении ручному труду, геометрии, географии и во внеклассных занятиях и играх.
Однако нужна большая осторожность в подборе и проведении этих упражнений. Серьезно препятствует совершенствованию интеллектуальных процессов у глухих детей обучение действиям по подражанию и на уровне лишь внешнего манипулирования. Иногда такое обучение быстрее приводит к успеху, но это успех лишь кажущийся, поскольку полноценные, достаточно обобщенные действия таким путем не формируются.
Коренной недостаток функционирования наглядного мышления глухих детей, как показывают рассмотренные выше исследования, состоит в том, что у них неоправданно долго сохраняются трудности в переходе от предметно-действенных к только мысленным формам интеллектуальных операций и обратно. Этот недостаток вызывается тем, что недоразвитие речи препятствует образованию у глухих детей практического опыта, пронизанного речевым общением, который столь много значит в развитии слышащего ребенка. Это начинающаяся в раннем детстве наиболее эффективная, каждодневная школа речевого мышления, которой лишены глухие дети. Постоянные усилия родителей и
150
педагогов должны быть направлены на то, чтобы восполнять этот хронический дефицит.
Например, глухим детям до обучения и в ходе первоначального обучения речи очень полезно дать опыт решения несловесных мыслительных задач, которые являются хорошей пропедевтикой для развития их абстрактного мышления. В специальных играх и занятиях дети могут выполнять практические действия, аналогичные некоторым операциям мышления. Дальнейший шаг—закрепление этих действий и перенос их в новые условия, формирование способности их адекватного применения. Но это невозможно, если тем или иным способом не обозначить признаки и отношения, в соответствии с которыми дети действовали. Занятия по тщательно продуманной системе таких заданий приведут к тому, что нужные для работы мышления неявные свойства предметов будут выделяться детьми и оцениваться с точки зрения их существенности. Полученный таким образом опыт не может существовать в сознании ребенка вне речи или другой системы символов. Поэтому надо стремиться доводить работу мышления в этих играх до уровня словесных обобщений. При этом насущную задачу составляет разработка специально для глухих детей таких игр и занятий, в которых неречевые и речевые средства интеллектуальной стимуляции в их взаимодействии обеспечивали бы многостороннюю работу мышления. Речевых моментов может быть в таких занятиях и немного, но они должны действительно обслуживагь сам процесс мышления, быть его орудием.
- The psychology
- 1. Проблемы развития и типология детей с нарушениями слуха
- 2. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
- 1. Среда и условия развития нормального и аномального ребенка
- 4. Личность глухого ребенка и ее развитие
- 3. Патофизиология глухоты и тугоухости
- 4. Методы психологического изучения глухих детей
- 6. Зрительное восприятие
- 1. Общие вопросы
- 2. Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей
- 3. Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
- 4. Зрительное восприятие формы предметов
- 5. Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности
- 6. Восприятие изображений
- 7. Развитие зрительного восприятия
- 7. Кожная чувствительность
- 1. Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное значение
- 2. Измерение вибрационных ощущений. Их пороги в сравнении с порогами слуховых ощущений
- 4. Восприятие глухими музыки посредством вибрационной чувствительности
- 5. Значение тактильной и температурной чувствительности в жизни глухих
- 8. Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
- 1. Характеристика статических ощущений
- 2. Особенности сохранения равновесия и ориентировки в пространстве у глухих, имеющих поражения вестибулярного аппарата
- 9. Кинестетические ощущения и восприятия
- 10. Осязательное восприятие
- 12. Образная память
- 1. Экспериментальные факты и их интерпретация разными авторами
- 2. Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов
- 4. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 5. Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их образной памяти
- 13. Словесная память
- 1. Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью
- 2. Особенности запоминания слов
- 3. Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
- 5. Механическая или смысловая память у глухих?
- 6. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 7. Задачи развития словесной памяти
- 14. Репродуктивная и оперативная память
- Запоминание рассказа слышащими школьниками и взрослыми
- Запоминание рассказа глухими школьниками
- 15. Воссоздающее воображение у глухих детей
- 16. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
- 1. Творческая реконструкция басни глухими школьниками
- 2. Особенности творческих описаний картин
- 17. Наглядно-действенное мышление
- 1. Вопросы наглядно-действенного мышления в психологических исследованиях
- 2. Некоторые особенности наглядно-действенного мышления глухих детей
- 3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у глухих детей
- 18. О мыслительных операциях
- 2. Сравнение
- 4. Наглядное обобщение
- 5. Разноаспектный анализ и обобщение предметов
- 6. Обобщение действий
- 19. Процессы мышления при решении задач
- 1. Общая характеристика решения мыслительной задачи
- 2. Решение арифметических задач
- 3. Решение задач на соотнесение части с целым
- 5. Решение физических задач
- 6. Решение задач по ботанике
- 20. Развитие мышления у глухих детей
- 21. Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
- 22. Мимико-жестовая речь глухих
- 23. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
- 24. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей
- 1. Осмысление значений слов разной степени обобщенности
- 2. Формирование систем понятий у глухих детей
- 25. Овладение грамматическим строем языка
- 1. Аграмматизм у глухих детей
- 2. Грамматические изменения слов глухими детьми
- 3. Построение предложений и их грамматический состав
- 4. Особенности овладения грамматическим согласованием членов предложения
- 5. Особенности овладения глагольным управлением
- 6. Глагольные словосочетания в письменной речи глухих школьников
- 7. Значение усвоения грамматических словосочетаний для развития наглядно-образного мышления глухих детей и формирования их словесного мышления
- 2. Особенности устной речи
- 3. Формирование устной речи у нормально слышащего ребенка
- 5. Зрительный анализатор
- 6. Кожный анализатор
- 7. Двигательный анализатор
- 8. Слуховой анализатор
- 9. Комплексное использование анализаторов
- 10. Механизм восприятия устной речи при нормальном слухе
- 27. Письменная речь
- 1. Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка
- 4. Учебная деятельность глухих детей
- 30. Деятельность и мышление глухих детей
- 1. Вводные замечания
- 2. Решение практических задач, требующих применения арифметических знаний
- 3. Особенности выполнения практических заданий зрительно-пространственного характера
- 4. Развитие мышления глухих детей в их практической деятельности
- 31. Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
- 32. Трудовая деятельность глухих
- 1. Профили трудового обучения глухих школьников
- 3. Чтение технической документации глухими школьниками
- 33. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
- 34. Отношение глухих школьников к профессиям
- 35. Развитие интересов у глухих детей
- 1. Развитие интересов у глухих дошкольников
- 2. Развитие интересов у глухих школьников