3. Формирование устной речи у нормально слышащего ребенка
Исходным и основным видом словесной речи в процессе ее усвоения нормально слышащим ребенком служит устное слово. Развитие устной речи происходит на основе общения ребенка с окружающими, в связи с различными видами его деятельности. Особо важную роль при этом играет развивающаяся функция
306
слухового и речедвигательного анализаторов, которые дают ребенку возможность воспринимать обращенную к нему речь, подражать ей и контролировать собственное звукопроизношение. Первый год жизни ребенка составляет как бы подготовительный период в формировании его речи. За это время ребенок проходит большой путь от первых недифференцированных реакций на звуки внешнего мира до (понимания известного числа простей ших слов и фраз, от первого крика до богатого разнообразными звуками лепета и произнесения первых слов, усвоенных на основе подражания окружающим.
Второй и третий год жизни ребенка характеризуется быстрым накоплением словаря, овладением морфологической структурой слов и синтаксисом, развитием фонематического слуха и произносительных навыков. Важно отметить, что, практически широко пользуясь речью в общении с окружающими, опираясь на нее в процессе мышления, дети лишь постепенно овладевают значениями слов и грамматических форм, дифференцированным слуховым восприятием речи и произношением. В течение известного времени как рецептивная, так и экспрессивная сторона речи носят в значительной мере приближенный характер. Специфическим для устной речи проявлением такой приближенности являются, в частности, отмечаемое на втором году жизни ребенка неразличение на слух близких по звучанию фонем и слов, характерные отклонения в произношении (Н. X. Швачкин, 1948; А. Н. Гвоздев, 1948).
Изучение развития произносительной стороны речи детей показывает, что приближенность воспроизведения ими фонетического облика слов проявляется в искажении или замене фонем, в пропуске, вставке и перестановке фонем и слогов в словах.
Следует особо подчеркнуть склонность детей к усечению еще недоступных им по своей слоговой структуре слов («гла» вместо глазки, «си» вместо принеси и т.п.), а также к регулярной замене в словах некоторых еще недоступных для произношения фонем другими, близкими к ним по звучанию и артикуляции («коска» вместо кошка, «люка» вместо рука и т. п.). Все эти проявления приближенности произношения являются свидетельством еще недостаточно высокого уровня развития ана-литико-синтетической деятельности слухового и главным образом речедвигательного анализатора, что не позволяет ребенку преодолеть те или иные фонетические трудности.
Те же фонетические трудности принуждают детей в течение некоторого времени сохранять в своей речи наряду с приближенно произносимыми словами общепринятого языка лепетные, в частности звукоподражательные, слова («биби»—автомобиль, «ам-ам»—собака и т. п.).
К 3—4 годам устная речь нормально слышащего ребенка оказывается в основном сформированной. Дальнейшее ее развитие
307
выражается главным образом в обогащении словаря, в усвоении ребенком все более сложных грамматических форм, более полном овладении лексическими и грамматическими значениями.
4. Возможность овладения устной речью при нарушенном слухе
Врожденное или рано наступившее нарушение слуха затрудняет, а в случае глухоты делает невозможным обычное, естественное усвоение устной речи, которая у нормально слышащего ребенка формируется на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей.
Вместе с тем практически давно доказано, что в результате специального обучения даже полностью глухие дети могут все же овладеть устной речью. Этот факт находит свое объяснение в чрезвычайной пластичности высшей нервной деятельности, на которую постоянно указывал И. П. Павлов. Благодаря ей дефект слухового анализатора может быть в значительной мере компенсирован за счет других, сохранных анализаторов.
Проблема формирования устной речи у детей с нарушенным слухом изучалась в различных аспектах многими советскими сурдопедагогами и психологами. В ряде работ затронуты вопросы, касающиеся содержательной стороны устной речи глухих и слабослышащих детей, ее лексического состава и грамматического строения, вопросы мотивации, отношения детей к устной речи, усвоения ими навыков общения с помощью устного слова (Р. М. Боскис, 1963; С. А. Зьжов, 1961; H. Г. Морозова, 1959; И. М. Соловьев, 1960; Ж. И. Шиф, 1968 и др).
В настоящей главе рассматриваются лишь некоторые вопросы, касающиеся преимущественно усвоения глухими и слабослышащими детьми навыков восприятия устной речи и навыков произношения.
Очевидным условием того, чтобы при нарушенном слухе ребенок мог овладеть устной речью, служит наличие в его распоряжении того или иного способа восприятия фонетической ее стороны.
При меньших степенях потери слуха это условие может быть осуществлено путем простого усиления громкости речи и дополнительного использования сохранных анализаторов, при больших компенсирующая роль этих анализаторов возрастает, а при тотальной (полной) глухоте их использование является единственным ресурсом.
Прямое или косвенное восприятие акустических средств, составляющих материальную основу таких фонетических элементов речи, как фонемы, словесное ударение, интонация, служит сенсорной (чувственной) базой, на которой строится усвоение и функционирование устной речи.
Оно является необходимым условием, во-первых, для того, чтобы ребенок научился понимать обращенное к нему устное
308
слово, во-вторых, для того, чтобы он мог получать образцы, которым следует подражать, без чего невозможно усвоение произносительных навыков, и, в-третьих, для того, чтобы он мог контролировать свое произношение, сличать его с образцом, без чего также немыслимо научиться говорить.
Оценивая сенсорную базу, которой располагает ребенок с нарушенным слухом для усвоения устной речи, необходимо выяснить, какие возможности в отношении восприятия фонетических элементов речи дают ему различные анализаторы, включая слуховой, если его функция оказывается в той или иной мере сохранившейся. При этом в связи с возможностями каждого анализатора важно иметь в виду и рассчитанные на него вспомогательные средства.
Роль, которую способен выполнять анализатор непосредственно или при использовании определенного вспомогательного средства, может быть очень различной. Анализатор может играть роль основного канала для восприятия речи в процессе общения и служить основой формирования произношения. Но он может играть и более скромную роль: служить только целям формирования произношения или выполнять помимо этого функцию дополнительного канала, лишь облегчающего восприятие речевой информации.
Рассмотрим, какие возможности для восприятия фонетических элементов речи дают ребенку с нарушенным слухом различные анализаторы. В связи с этим коснемся и тех вспомогательных средств, которые предназначены для повышения эффективности восприятия фонетической структуры речи.
- The psychology
- 1. Проблемы развития и типология детей с нарушениями слуха
- 2. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
- 1. Среда и условия развития нормального и аномального ребенка
- 4. Личность глухого ребенка и ее развитие
- 3. Патофизиология глухоты и тугоухости
- 4. Методы психологического изучения глухих детей
- 6. Зрительное восприятие
- 1. Общие вопросы
- 2. Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей
- 3. Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
- 4. Зрительное восприятие формы предметов
- 5. Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности
- 6. Восприятие изображений
- 7. Развитие зрительного восприятия
- 7. Кожная чувствительность
- 1. Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное значение
- 2. Измерение вибрационных ощущений. Их пороги в сравнении с порогами слуховых ощущений
- 4. Восприятие глухими музыки посредством вибрационной чувствительности
- 5. Значение тактильной и температурной чувствительности в жизни глухих
- 8. Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
- 1. Характеристика статических ощущений
- 2. Особенности сохранения равновесия и ориентировки в пространстве у глухих, имеющих поражения вестибулярного аппарата
- 9. Кинестетические ощущения и восприятия
- 10. Осязательное восприятие
- 12. Образная память
- 1. Экспериментальные факты и их интерпретация разными авторами
- 2. Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов
- 4. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 5. Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их образной памяти
- 13. Словесная память
- 1. Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью
- 2. Особенности запоминания слов
- 3. Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
- 5. Механическая или смысловая память у глухих?
- 6. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 7. Задачи развития словесной памяти
- 14. Репродуктивная и оперативная память
- Запоминание рассказа слышащими школьниками и взрослыми
- Запоминание рассказа глухими школьниками
- 15. Воссоздающее воображение у глухих детей
- 16. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
- 1. Творческая реконструкция басни глухими школьниками
- 2. Особенности творческих описаний картин
- 17. Наглядно-действенное мышление
- 1. Вопросы наглядно-действенного мышления в психологических исследованиях
- 2. Некоторые особенности наглядно-действенного мышления глухих детей
- 3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у глухих детей
- 18. О мыслительных операциях
- 2. Сравнение
- 4. Наглядное обобщение
- 5. Разноаспектный анализ и обобщение предметов
- 6. Обобщение действий
- 19. Процессы мышления при решении задач
- 1. Общая характеристика решения мыслительной задачи
- 2. Решение арифметических задач
- 3. Решение задач на соотнесение части с целым
- 5. Решение физических задач
- 6. Решение задач по ботанике
- 20. Развитие мышления у глухих детей
- 21. Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
- 22. Мимико-жестовая речь глухих
- 23. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
- 24. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей
- 1. Осмысление значений слов разной степени обобщенности
- 2. Формирование систем понятий у глухих детей
- 25. Овладение грамматическим строем языка
- 1. Аграмматизм у глухих детей
- 2. Грамматические изменения слов глухими детьми
- 3. Построение предложений и их грамматический состав
- 4. Особенности овладения грамматическим согласованием членов предложения
- 5. Особенности овладения глагольным управлением
- 6. Глагольные словосочетания в письменной речи глухих школьников
- 7. Значение усвоения грамматических словосочетаний для развития наглядно-образного мышления глухих детей и формирования их словесного мышления
- 2. Особенности устной речи
- 3. Формирование устной речи у нормально слышащего ребенка
- 5. Зрительный анализатор
- 6. Кожный анализатор
- 7. Двигательный анализатор
- 8. Слуховой анализатор
- 9. Комплексное использование анализаторов
- 10. Механизм восприятия устной речи при нормальном слухе
- 27. Письменная речь
- 1. Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка
- 4. Учебная деятельность глухих детей
- 30. Деятельность и мышление глухих детей
- 1. Вводные замечания
- 2. Решение практических задач, требующих применения арифметических знаний
- 3. Особенности выполнения практических заданий зрительно-пространственного характера
- 4. Развитие мышления глухих детей в их практической деятельности
- 31. Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
- 32. Трудовая деятельность глухих
- 1. Профили трудового обучения глухих школьников
- 3. Чтение технической документации глухими школьниками
- 33. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
- 34. Отношение глухих школьников к профессиям
- 35. Развитие интересов у глухих детей
- 1. Развитие интересов у глухих дошкольников
- 2. Развитие интересов у глухих школьников