logo
_solovev_i_m_shif_zh_i_psihologiya_gluhih_detey

4. Учебная деятельность глухих детей

Учение, учебный труд, готовит подрастающего человека к его будущей самостоятельной производственной деятельности. Уче­ние—одна из сторон двустороннего процесса обучения: пере­дачи и усвоения знаний. Учение осуществляется под руководст

361

вом учителя и направлено на развитие творческих возможностей учащихся.

При обучении глухих детей значительных усилий требует во­спитание полноценных мотивов учебной деятельности и учебных интересов, так как первоначально у глухих детей преобладают чрезмерно узкие, ограниченные мотивы учения. Так, например, нередко дети учатся лишь ради того, чтобы не огорчать родите­лей, добиться похвалы учителя и хороших оценок, завоевать ав­торитет в классе. Затрудняет их и соподчинение мотивов дея­тельности, выявление наиболее значимых, ведущих мотивов (данные Н. Г. Морозовой, 1969).

Лишь постепенно учебная деятельность глухих детей преоб­разуется в содержательное и целенаправленное приобретение знаний, которые понадобятся им в дальнейшем, т. е. в деятель­ности более высокого уровня, движимую широкими, социально значимыми мотивами. Важное значение при этом имеет убеди­тельный показ детям той реальной пользы, которую могут при­нести знания (например, показ того, как при помощи арифмети­ческих зйаний можно более легким и рациональным способом решить задачу, которая без таких знаний может быть решена лишь приблизительно или требует гораздо большего времени и усилий,—данные Т. В. Розановой, 1966).

Один из наиболее существенных недостатков учебной дея­тельности глухих школьников заключается в том, что, не всегда будучи в состоянии осознать поставленную учебную задачу, они выполняют такие действия, которые диктуются не самой зада­чей, а стремлением так или иначе удовлетворить требования учи­теля. Но такие нарушения рационального характера учебной деятельности возникают лишь при отсутствии направляющего воздействия со стороны учителя, когда школьники начинают вы­полнять поставленную задачу без должной предварительной ориентировки в ней, без анализа ее условий и требований и без заранее продуманного плана.

Учение подготавливает школьников к самостоятельной тру­довой деятельности. В школьном возрасте кроме учения глухие дети заняты многообразной деятельностью другого рода: они дежурят, работают в саду, в мастерских, участвуют в кружковой работе. Вместе с тем в психологических исследованиях отмеча­ется, что у глухих вплоть до старшего школьного возраста име­ются большие трудности в формировании целостного единого опыта, объединяющего их знания и практические умения.

362