33. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Это яв
393
ляется причиной возникновения ряда специфических трудностей при воспитании у ребенка положительных черт личности и обусловливает своеобразие некоторых особенностей его характера.
Одна из сторон характера человека — его отношение к другим людям и вместе с тем к самому себе. С целью исследования вопроса о том, как дети осознают свое отношение к товарищам и самому себе, глухим учащимся V, VII и XII классов и слышащим учащимся III, V и VII классов предлагалось написать сочинение на тему «Мой товарищ» (исследование В. Г. Петровой). Эта тема была выбрана потому, что она живо интересует детей разного школьного возраста, вызывает у них раздумья и стремление разобраться в возникающих чувствах, отношениях, мыслях.
Во всех классах дети писали сочинение без предварительной подготовки. Предлагался следующий план сочинения:
1) Кто твой товарищ? 2) Хороший ли он товарищ? 3) Почему ты считаешь его хорошим товарищем? 4) А ты сам какой товарищ? 5) Почему ты так думаешь?
Детей просили не ограничиваться односложными ответами, а, напротив, подробнее раскрывать каждый пункт плана и обосновывать свои высказывания.
Рассмотрим сначала сочинения слышащих школьников. Ответы учащихся III класса на вопрос, почему они считают того или иного мальчика или девочку хорошим товарищем, показывают, что у этих детей уже есть некоторые представления о товариществе и дружбе, но они еще весьма элементарны и расплывчаты. Характеризуя своих товарищей, третьеклассники чаще всего говорили о совместно выполняемых делах. Так, большое место в их сочинениях занимали рассказы о том, как они вместе проводят свободное время, гуляют, играют, бегают. Хороший товарищ, по их мнению, тот, кто сам не дерется и «не водится» с драчунами, не ссорится и не обижает своих друзей, а, напротив, помогает им. Вместе с тем хороший товарищ—это образцовый ученик, он хорошо учится и примерно себя ведет. Что касается товарищеских взаимоотношений, то о них речь шла очень редко. В этих случаях дети утверждали, что хороший товарищ охотно помогает в учебе своему другу и другим детям.
Третьеклассники наделяли своих товарищей и подруг рядом положительных черт, высоко оценивая их доброту, отзывчивость, скромность, честность, вежливость.
Слышащие учащиеся V класса понимали дружеские отношения уже более глубоко, чем третьеклассники. Отмечая чуткость, участливость своих друзей, они говорили, что хороший товарищ готов в любую минуту оказать помощь не только своему другу или однокласснику, но и любому человеку, попавшему в затруднительное положение, в беду.
В работах перечислялись дела, совместно выполняемые с друзьями как во внеурочное время, так и во время пребывания
394
в школе. Встречаются и упоминания об общих с товарищами интересах. Эти данные раскрывают внутренние причины, приводящие к возникновению и развитию дружбы между учащимися. Наряду с этим в сочинениях имеются указания на внешние обстоятельства, способствующие дружбе,—соседство по дому или по парте.
К V классу школьники начали выделять и ценить в своих товарищах наряду с добротой и отзывчивостью целый ряд других черт характера. Их стали привлекать такие личностные качества, как справедливость, верность и преданность в дружбе, неизменность в отношениях. Испытуемые отмечали также, что они гордятся знаниями и умом своих друзей.
Сочинения учащихся VII класса заметно отличались от сочинений пятиклассников. Дети уже не только говорили о том, как и во что играют с товарищем, или описывали, что они делают вместе, но и подчеркивали активное участие товарища в различных пионерских и общественных делах. Таким образом, товарищ оценивался как член определенного ученического коллектива. Уменьшилось число случаев, когда дети отмечали, что товарищ хорошо учится и примерно ведет себя в школе.
Работы некоторых учащихся свидетельствовали о довольно глубоком понимании сути товарищеских отношений. Так, семиклассники писали об общности мыслей и идей, о постоянном взаимопонимании, о совместных увлечениях спортом, моделированием и т. п. Одна девочка написала, что с хорошим товарищем можно говорить не только «о чулках, тряпках или отметках», но и на более серьезные и интересные темы («о театре, книгах, музыке») и при этом не бояться того, что содержание беседы будет кому-то передано и высмеяно. Другой семиклассник сообщил, что его дружба с товарищем — это продолжение традиций отцов, также подружившихся еще в школьные годы. Многие дети признавали настоящей такую дружбу, на которую не влияют внешние обстоятельства (например, переезд в другой район или город).
Дети подчеркивали такие положительные черты характера своих друзей, как тактичность, сдержанность, общительность. Уже само выделение этих качеств свидетельствует о возросшем внимании учеников VII класса к чертам личности.
Таким образом, материалы показывают, что семиклассники тонко понимают сущность товарищеских взаимоотношений и могут их достаточно полно выразить.
Перейдем теперь к анализу сочинений глухих учащихся. Ученики V класса школы глухих, как и слышащие учащиеся III класса, часто указывали, что та девочка или мальчик, с кото-рьими они дружат,—хорошие товарищи потому, что они вместе проводят время и что-то вместе делают.
Анализ высказываний глухих пятиклассников дает основания утверждать, что их суждения носили значительно более си
395
туационный характер, чем соответствующие высказывания их слышащих сверстников. Так, глухие ученики писали не о том, что их товарищ оказывает помощь людям, а обязательно указывали, кому именно он помог (учителю, нянечке, другу) и в чем именно это проявилось (в уборке класса, в решении задач и т. п.). В то время как у слышащих учащихся V класса тема школы, учения не была основной для характеристики товарища, у глухих детей того же возраста она оказалась центральной. Глухие пятиклассники отмечали как особо положительные качества внимательность своих друзей на уроках, их умение решать задачи и др. При этом специально отмечалось, что хороший товарищ тот, кто умеет хорошо говорить и писать. Суждения такого рода показывают, что многие глухие пятиклассники еще плохо понимают, в чем заключаются товарищеские отношения, и смешивают поня ния «хороший товарищ» и «хороший ученик».
Глухие учащиеся V класса относительно мало говорили о том, как проявляли себя их друзья в свободное от занятий время. Если они катались этого вопроса, то старательно перечисляли те игры, в которые они вместе играли (пряталки, салки, футбол), или упоминали о совместных прогулках.
Вместе с тем отдельные дети уже стремились описать положительные черты характера своих друзей, например такие, как готовность оказать помощь и трудолюбие. Это, несомненно, было связано с той постоянной работой, которая проводится в школе глухих в направлении формирования у учащихся правильного отношения к труду, уважения и любви к нему.
Учащиеся VII класса школы глухих по сравнению с глухими пятиклассниками заметно продвинулись в отношении умения обосновать свои суждения о хорошем товарище, однако они не достигли уровня слышащих учеников VII класса. В их сочинениях часто отражались не вопросы взаимоотношений между людьми, а те требования, которым должен удовлетворять хороший ученик. Кроме того, их суждения отличались некоторой упрощенностью и излишней конкретностью.
Семиклассники говорили о том, как проявляют себя их друзья в школе и в свободное вромя. Обычно в их описаниях речь шла не о хорошем товарище, а о примерном ученике. В их интерпретации хороший товарищ выполняет все правила поведения школьника, всегда здоровается со взрослыми (учителями, воспитателями, нянечками), уважает их, помогает им, охотно выполняет их просьбы. Как бы подтверждая свои слова, учащиеся обязательно приводили конкретные примеры положительных поступков: работница кухни просила мальчиков, чтобы они выбросили мусор в помойку, мальчики отказались. Однако подруга той девочки, которая писала сочинение, помогла вынести мусор.
Стараясь похвалить своего товарища, глухие семиклассники подчеркивали его участие в общественной жизни школы. Прав
396
да, отмечая эту важную для характеристики личности своего друга сторону, испытуемые не шли дальше перечисления простейших бытовых дел: товарищ хорошо дежурит в столовой, старательно убирает класс или кухню. Ни в одном из сочинений не упоминалось о выполнении товарищем поручений пионерской или других школьных организаций, о делах, носящих более широкий общественный характер. Некоторые глухие ученики VII класса отмечали, что товарища ценят не только они, но даже и старшие, что товарищ заслужил уважение со стороны учителей и воспитателей.
Как и глухие пятиклассники, учащиеся VII класса часто писали не только об общих играх с товарищами (прятках, футболе, хоккее), но еще и о совместно сделанных вещах («вместе с товарищем построили кран»).
У семиклассников чаще, чем у пятиклассников, встречались указания на хороший характер их товарищей. При этом они обычно говорили об отдельных хороших поступках товарища, о его доброте, заботливом и внимательном отношении. Школьники писали, например, что тот или иной мальчик делится со своим другом, угощает его конфетами, яблоками.
Некоторые дети отмечали спокойный характер, верность своих друзей, их непримиримость к плохим поступкам одноклассников. Так, в одном из сочинений было написано о том, что подруга воспитывала автора сочинения, потому что у него было «плохое отношение».
Во многих работах подчеркивалось трудолюбие товарища. Этому качеству ученики VII класса придавали такое же большое значение, как и пятиклассники.
У отдельных детей имелись высказывания, носящие оттенок элементарного, детского подхода к рассматриваемому вопросу (товарищ потому хороший, что не дерется с автором сочинения).
Глухие ученики XII класса раскрывали понятие «хороший то варищ» значительно глубже, чем это делали семиклассники. Хотя они обычно и отмечали хорошую успеваемость своих друзей, что не имело прямого отношения к освещаемой теме, однако они говорили еще и об их любознательности, стремлении много читать, о высоком уровне общего развития.
Глухие учащиеся XII класса придавали большое значение тому, что они имеют с товарищами общие мысли и увлечения. Они отмечали, что вместе с друзьями интересуются книгами, политикой, международным положением, читают газеты. Характеризуя товарища, учащиеся писали о его участии в общественной жизни школы. Часто говорили о его увлечении коллективными спортивными играми.
У учеников XII класса обнаружилось определенное продвижение в понимании сложных человеческих взаимоотношений. Они писали о чуткости, внимательности своих друзей, об их помощи взрослым, одноклассникам, малышам. Забота о слабых
397
выделялась как важнейшая черта хорошего товарища. Глухое ученики, судя по их высказываниям, сердечно относятся к своим друзьям, рассказывают о них с нежностью, находя для этого теплые слова. Это не мешает им в отдельных случаях замечать и осуждать недостатки или неблаговидные поступки товарищей.
Широко раскрывалась в сочинениях тема свободного времени. Учащиеся сообщали о совместных посещениях не только кино, но и театров, музеев, об интересных экскурсиях и веселых туристских походах. Говоря об играх, они отмечали совместное пребывание в спортивных командах, как правило, уточняя — футбольных, баскетбольных или волейбольных.
Глухих учащихся XII класса, стоящих на пороге окончания школы, живо интересует их будущее. И это, конечно, находит свое отражение в их сочинениях. Ученики писали, что они мечтают о том, что после окончания школы вместе с товарищем продолжат учебу, поступив в техникум или в вечернюю школу, и по-прежнему останутся хорошими друзьями.
Таким образом, у глухих учеников по мере продвижения в. обучении наблюдается все более и более углубленное и тонкое понимание личностных взаимоотношений. Направление их продвижения в общих чертах аналогично тому, которое имеет место у учащихся массовой школы, однако соответствующие изменения появляются позднее—с запаздыванием на два года и более.
У глухих школьников можно наблюдать своеобразие в понимании того, кого можно назвать хорошим товарищем. Они недостаточно четко дифференцируют понятия «хороший товарищ» и «хороший ученик», что сохраняется даже у отдельных учащихся XII класса.
Трудолюбие как одна из черт, относимая к понятию «хороший товарищ», выделяется относительно рано и сохраняется в дальнейшем.
Приводимые глухими школьниками суждения в ряде случаев излишне детализируются.
Остановимся на новом вопросе. Посмотрим, как раскрывали испытуемые следующий пункт плана: «А ты сам какой товарищ?» Ответы детей на этот вопрос дают некоторый материал к вопросу о самооценке у глухих школьников.
По этому пункту плана уже учащиеся III класса массовой школы высказывали недоумения и сомнения. Только немногие третьеклассники, не задумываясь, оценивали себя неплохими товарищами. Что касается большинства учеников, то они, не желая себя обидеть, высказывались более осторожно. Они писали: «Я хороший товарищ ему» или «Он меня считает хорошим товарищем». Некоторые из школьников заявляли: «Я не знаю, но мне кажется (или... «Я думаю»), что я хорошая подруга». Часть детей оставила этот вопрос без ответа.
Все слышащие учащиеся V класса так или иначе выразили свое сомнение в возможности дать себе самооценку. Они писали:
398
«Как могу сказать?» Отдельные испытуемые назвали себя средним или не очень хорошим товарищем. Те немногие школьники, когорые оказались более самоуверенными, писали, что они «нормальные товарищи».
Ученики VII класса долго раздумывали над тем, как ответить на поставленный перед ними вопрос. Многие пришли к выводу, что они не могут дать прямого ответа, так как оценку должен дать другой человек — их товарищ. Некоторые школьники искренне писали, что не считают себя идеальными друзьями. Один из испытуемых заявил, что ответить на этот пункт плана невозможно, так как хвалить себя—некрасиво, а ругать—несправедливо.
Таким образом, у учащихся массовой школы уже в III классе проявляется самокритичность, скромность в собственной оценке. К VII классу объективность, требовательность к себе возрастают.
Глухие же ученики, отвечая на вопрос: «А ты сам какой товарищ?» — вели себя в значительной мере иначе.
У глухих учащихся V класса не возникало никаких сомнений в отношении себя как товарища. Все давали себе высокую оценку, уверенно называя себя хорошим товарищем, хорошей подругой, хорошей девочкой или просто хорошим. Эта большая легкость и быстрота суждения свидетельствуют о несформирован-ности такой черты личности, как самооценка. Видимо, оценка себя еще не стала предметом раздумий глухих пятиклассников.
В сочинениях глухих учащихся VII класса наряду с положительными ответами на этот же вопрос отмечаются высказывания, свидетельствующие о некоторых сомнениях. Показательно такое высказывание: «Я точно не знаю, какая я подруга. Я думаю, что часто бывает плохая и хорошая девочка». В одних случаях школьники пишут, что у них «не очень хороший характер», в других дают себе даже отрицательную оценку. Однако большинство склоняется к невозможности самооценки.
Такие мнения свидетельствуют о несомненном личностном развитии глухих школьников, происходящем от V к VII классу.
Вопрос, требующий самооценки, вызвал наибольшие затруднения и надолго затормозил выполнение задания глухими учащимися XII класса. Школьники несколько раз пытались уточнить у взрослого, что и как следует отвечать на этот вопрос. В результате большинство испытуемых оставили его без ответа. Те ученики, которые не пошли по пути пропуска, уклонились от непосредственного выражения своего мнения о себе. Они писали: «Пусть другие ребята скажут обо мне» или заявляли: «Я не могу назвать себя подругой хорошей или плохой».
Таким образом, реакция глухих учеников ХП класса ьа необходимость дать самооценку была аналогична той, которая наблюдалась у слышащих учащихся VII класса.
Рассмотрим ответы на последний вопрос, требующий от испы туeмыx объяснения, почему они считают себя хорошими (или соответственно плохими) товарищами.
399
Слышащие ученики III класса, хотя и обнаруживали определенные затруднения при необходимости дать себе оценку, в дальнейшем говорили только о своих хороших качествах и поступках. Обычно дети указывали, что они делают вместе с товарищем, уделяя при этом основное внимание тому, как они проводят сзо-бодное время. Они писали об общих играх, посещении кино, катании на коньках и лыжах и т. п. Школьники подчеркивали, что хорошо относятся к своему другу, делятся с ним конфетами, не обижают его, оказывают ему помощь при подготовке уроков.
Слышащие учащиеся V класса, отвечая на предложенный вопрос, разделились на две группы. Те испытуемые, которые дали себе хоть и не прямо, но положительную оценку, описывали, в чем проявляется их товарищество. Они указывали на то, что крепко дружат с товарищем, не оскорбляют его, не обманывают, вместе играют в разные игры, помогают ему в учебе и в любой беде.
Ученики, назвавшие себя средними или даже плохими товарищами, в соответствии с этой оценкой говорили о своих недостатках: вспыльчивости и несдержанности («если что-нибудь не получается, могу ударить»), о непреднамеренно «наносимых товарищу обидах («может быть, чего-нибудь не догадываюсь»), о том, что иногда бывают причиной столкновений с другом («из-за меня мы ссоримся»).
Подобной самокритичности, указаний на сооственпыг недостатки в сочинениях слышащих третьеклассников еще не наблюдалось.
Слышащие ученики VII класса подтверждали свои самооценки более подробно и многообразно, чем пятиклассники. Испытуемые указывали, что их объединяет с товарищем взаимопонимание и общность мыслей, общие интересы и стремления. Они с достоинством говорили о том, что могут поддержать товарища, помочь ему в трудную минуту, дать добрый совет. При этом учащиеся указывали, что это не только их собственное мнение, но и мнение коллектива («меня в классе все ребята уважают»).
Ряд школьников критически подходили к себе, указывали на свои нетоварищеские поступки, на то, что не дает права называться хорошим товарищем: «Не всегда остаюсь выполнять классные дела, подсказываю на уроках».
Таким образом, у учащихся массовой школы быстро развивается умение правильно оценить себя и словесно обосновать свое мнение.
В значительной мере иные пояснения самооценок мы находим в сочинениях глухих школьников.
Глухие учащиеся V класса, как и слышащие третьеклассники, что уже отмечалось, писали о себе только как о хороших товарищах. В ряде случаев испытуемые перечисляли свои положительные качества: «Я очень добрый», «спокойный», «всегда вежливый».
400
Характеризуя себя как хорошего товарища, глухие пятиклассники часто приводили в качестве аргументации свои школьные успехи: «Грамотная, умею решать примеры и задачи, хорошо учусь». В этих суждениях проявилось недостаточное различение понятий «хороший товарищ» и «хороший ученик».
Необходимо отметить, что выражаемое детьми самоутверждение не является следствием их чрезмерной нескромности- Она отражает присущую глухим этого возраста инфантильность, показывает, что по сравнению со слышащими формирование их личности оказывается несколько задержанным.
Глухие ученики VII класса уже иначе подошли к раскрытию самооценки. В зависимости от самооценки одни испытуемые указывали только свои положительные качества или поступки, другие, хоть и не очень определенно, говорили о себе несколько критически. В отдельных случаях учащиеся писали, что они бывают и хорошими и плохими или что у них не очень хороший характер.
Оценивая себя с положительной стороны, семиклассники не перечисляли своих положительных качеств, как это делали глухие ученики V класса, а рассказывали о тех общих делах, которые они делают с товарищами. Они писали о том, что проводят с товарищем время, играют с ним, оказывают помощь. Многие из приведенных суждений отличались излишней детальностью. Так, школьники говорили, кому они помогают (учителям, воспитателям, подруге), в чем заключается их помощь (помогают убирать класс, столовую, кухню, дежурят). Такие не всегда оправданные уточнения делали высказывания учащихся недостаточно обобщенными.
Некоторые из семиклассников ставили себе в заслугу то, что они не дерутся с товарищем. Заявления такого рода звучали по-детски и напоминали высказывания слышащих учеников III класса.
Те из учащихся VII класса школы глухих, которые называли себя плохими товарищами, перечисляли свои отрицательные качества, проявляя самокритичность и искренность. Они указывали на свою грубость, лень, недостаточную вежливость, склонность к капризам и т. п.
Хотя многие глухие ученики XII класса совсем ничего не говорили о том, какими товарищами они себя считают, в сочинениях всех испытуемых есть строки, поясняющие, как они проявляют себя в дружбе. В первую очередь они писали о том, что помогают товарищу в учебе и труде. Некоторые учащиеся трактовали тему помощи достаточно глубоко. Они отмечали, что стараются помочь товарищу избавляться от отрицательных черт характера, борются с его неправильными поступками.
Вместе с тем в отдельных сочинениях учеников XII класса встречались характерные для глухих ненужные уточнения. Школьники писали, например, что они помогают товарищу ре
401
шать задачи и примеры, составлять уравнения, расставлять знаки препинания и т. п.
Подводя общий итог, можно сказать, что глухим ученикам доступно понимание таких сложных человеческих взаимоотношений, как дружба и товарищество. Вместе с тем у них наблюдается и некоторое своеобразие. Глухие школьники отстают от своих слышащих сверстников в понимании существенных сторон дружбы, товарищества, а также в умении дать себе в этом плане самооценку. Так, для глухих пятиклассников характерны еще примитивные и односторонние суждения о дружбе. Дети обосновывают свои утверждения без достаточной тонкости и углубленности. Они обычно приводят небольшое количество однообразных доводов. Пониженная самокритичность учащихся обусловливает их наивное самоутверждение.
Если отвлечься от несовершенной формы, в которой глухие пятиклассники выражали свои мысли, то можно заметить, что по содержанию суждения их были во многом сходны с соответствующими суждениями слышащих учеников III класса.
Глухие учащиеся VII класса несколько продвинулись в понимании сущности дружеских отношений и в самооценке, что сближает их по пониманию этого вопроса со слышащими пятиклассниками.
Что касается учеников XII класса школы глухих, то их суждения о дружбе достигают обобщающего уровня, а самооценка правильна и критична.
Следует отметить, что у глухих учащихся чаще, чем у их слышащих сверстников, наблюдается недостаточно точное отграничение понятий «хороший товарищ» и «хороший ученик».
В работах глухих учеников даже старших классов можно наблюдать излишнюю конкретизацию и детализацию суждений, которые имеют место в сочинениях слышащих школьников лишь младшего школьного возраста. Причина этого — еще недостаточно развитое у глухих умение обобщенно выражать свои мысли.
Глухие учащиеся значительно чаще и раньше, чем их слышащие сверстники, характеризуя своих товарищей, отмечают среди прочих положительных качеств трудолюбие. Внимание к этой, одной из важнейших сторон формирующейся личности свидетельствует о том, что правильное отношение к труду выделяется и высоко оценивается глухими уже в среднем школьном возрасте.
Таким образом, глухие дети в несколько более поздние сроки овладевают пониманием сущности товарищеских отношений, чем слышащие. Еще большие затруднения у них возникают при самооценке. Вместе с тем к старшему школьному возрасту у глухих обнаруживается умение критически оценить себя и сопоставить свои поступки с поступками товарищей.
402
- The psychology
- 1. Проблемы развития и типология детей с нарушениями слуха
- 2. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
- 1. Среда и условия развития нормального и аномального ребенка
- 4. Личность глухого ребенка и ее развитие
- 3. Патофизиология глухоты и тугоухости
- 4. Методы психологического изучения глухих детей
- 6. Зрительное восприятие
- 1. Общие вопросы
- 2. Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей
- 3. Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
- 4. Зрительное восприятие формы предметов
- 5. Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности
- 6. Восприятие изображений
- 7. Развитие зрительного восприятия
- 7. Кожная чувствительность
- 1. Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное значение
- 2. Измерение вибрационных ощущений. Их пороги в сравнении с порогами слуховых ощущений
- 4. Восприятие глухими музыки посредством вибрационной чувствительности
- 5. Значение тактильной и температурной чувствительности в жизни глухих
- 8. Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
- 1. Характеристика статических ощущений
- 2. Особенности сохранения равновесия и ориентировки в пространстве у глухих, имеющих поражения вестибулярного аппарата
- 9. Кинестетические ощущения и восприятия
- 10. Осязательное восприятие
- 12. Образная память
- 1. Экспериментальные факты и их интерпретация разными авторами
- 2. Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов
- 4. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 5. Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их образной памяти
- 13. Словесная память
- 1. Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью
- 2. Особенности запоминания слов
- 3. Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
- 5. Механическая или смысловая память у глухих?
- 6. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 7. Задачи развития словесной памяти
- 14. Репродуктивная и оперативная память
- Запоминание рассказа слышащими школьниками и взрослыми
- Запоминание рассказа глухими школьниками
- 15. Воссоздающее воображение у глухих детей
- 16. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
- 1. Творческая реконструкция басни глухими школьниками
- 2. Особенности творческих описаний картин
- 17. Наглядно-действенное мышление
- 1. Вопросы наглядно-действенного мышления в психологических исследованиях
- 2. Некоторые особенности наглядно-действенного мышления глухих детей
- 3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у глухих детей
- 18. О мыслительных операциях
- 2. Сравнение
- 4. Наглядное обобщение
- 5. Разноаспектный анализ и обобщение предметов
- 6. Обобщение действий
- 19. Процессы мышления при решении задач
- 1. Общая характеристика решения мыслительной задачи
- 2. Решение арифметических задач
- 3. Решение задач на соотнесение части с целым
- 5. Решение физических задач
- 6. Решение задач по ботанике
- 20. Развитие мышления у глухих детей
- 21. Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
- 22. Мимико-жестовая речь глухих
- 23. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
- 24. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей
- 1. Осмысление значений слов разной степени обобщенности
- 2. Формирование систем понятий у глухих детей
- 25. Овладение грамматическим строем языка
- 1. Аграмматизм у глухих детей
- 2. Грамматические изменения слов глухими детьми
- 3. Построение предложений и их грамматический состав
- 4. Особенности овладения грамматическим согласованием членов предложения
- 5. Особенности овладения глагольным управлением
- 6. Глагольные словосочетания в письменной речи глухих школьников
- 7. Значение усвоения грамматических словосочетаний для развития наглядно-образного мышления глухих детей и формирования их словесного мышления
- 2. Особенности устной речи
- 3. Формирование устной речи у нормально слышащего ребенка
- 5. Зрительный анализатор
- 6. Кожный анализатор
- 7. Двигательный анализатор
- 8. Слуховой анализатор
- 9. Комплексное использование анализаторов
- 10. Механизм восприятия устной речи при нормальном слухе
- 27. Письменная речь
- 1. Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка
- 4. Учебная деятельность глухих детей
- 30. Деятельность и мышление глухих детей
- 1. Вводные замечания
- 2. Решение практических задач, требующих применения арифметических знаний
- 3. Особенности выполнения практических заданий зрительно-пространственного характера
- 4. Развитие мышления глухих детей в их практической деятельности
- 31. Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
- 32. Трудовая деятельность глухих
- 1. Профили трудового обучения глухих школьников
- 3. Чтение технической документации глухими школьниками
- 33. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
- 34. Отношение глухих школьников к профессиям
- 35. Развитие интересов у глухих детей
- 1. Развитие интересов у глухих дошкольников
- 2. Развитие интересов у глухих школьников