5. Зрительный анализатор
Применительно к детям с наиболее резко выраженным нарушением слуха, которое квалифицируется как глухота, следует прежде всего остановиться на возможностях зрительного анализатора. При этом в первую очередь надо выяснить, в какой мере могут быть восприняты зрительно фонетические элементы речи по тем движениям речевых органов, которые можно видеть у говорящего человека. Такого рода условия имеют место при чтении с губ, которое служит обычным способом восприятия устной речи глухими.
Поскольку звучание речи обусловлено работой речевых органов, каждому элементу ее фонетической структуры соответствует некоторый комплекс речевых движений.
Если бы все эти движения были достаточно выражены оптически, то получился бы просто новый, оптический код, полностью эквивалентный акустическому, и на его основе оказалось бы принципиально возможным полное и дифференцированное восприятие фонетических элементов речи по оптическим их коррелятам.
309
В действительности же лишь часть речевых движений находит свое непосредственное оптическое выражение, и то не всегда достаточно ясное и отчетливое. Так, например, действие мягкого нёба, мышц гортани и диафрагмы скрыты от глаза, а движения языка видны далеко не все, и многие из них недостаточно ясно. Хорошо видны только движения губ и нижней челюсти.
Неполноценность оптического отображения речевых движений влечет за собой недостаточную оптическую выраженность фонетических элементов речи.
Обратимся к фонемам. Лишь небольшая часть фонем русского языка характеризуется отчетливым и однозначным оральным (ротовым) рисунком. По существу сюда относятся только гласные а, о и у. Подавляющее большинство фонем объединяется в небольшое число групп, каждая из которых характеризуется присущим ей более или менее отчетливо выраженным оральным рисунком. В пределах таких групп фонемы оказываются оптически настолько сходными между собой, что при чтении с губ они постоянно смешиваются. Уже среди гласных различия между фонемами и, э, ы оказываются значительно менее четкими, чем между гласными а, о, у.
Среди согласных оптически сходны между собой в живой речи, например, парные звонкие и глухие (п—б, ф—в, ш—ж и др.), ротовые и носовые (м—п, м—б, н—т, н—д), твердые и мягкие (п—п', т—т', с—с' и др.). Из оптических признаков, присущих группам согласных, различных по месту артикуляции, наиболее отчетливо выражены групповые признаки двугубных фонем (п, п', б, б', м, м'), губно-зубных (ф, ф', в, в'), а также лабиализованных (произносимых с участием губ) переднеязычных (ш, ж, ч, щ). Значительно менее выражены оптические признаки остальных групп переднеязычных согласных (с, с', з, з', ц, т, т' д, д', н, н', л, л', р, р') и среднеязычных (к', г', х', й). Что же касается заднеязычных согласных (к, г, х), то их групповые оптические признаки оказываются вообще настолько слабо выраженными, что фонемы эти нередко называют невидимыми.
Следует отметить, что даже те фонемы, которые в одних, более благоприятных фонетических условиях оказываются оптически достаточно дифференцированными, в других, менее благоприятных условиях становятся сходными. Например, согласные с и к довольно четко отличаются друг от друга в сочетаниях лка—аса и значительно меньше в слогах уку—усу или ики— иси, где соседство с «узкими» гласными в значительной мере стирает оптические различия между согласными.
В положении перед гласной фонемой у стираются различия между лабиализованными и остальными переднеязычными согласными. Например, в слоге су под влиянием регрессивной ассимиляции фонема с произносится при заблаговременном округлении губ. Тем самым оральный рисунок фонемы с сближается с оральным рисунком согласных ш. ж, ч, щ. В результате
310
слог су оказывается сходным со слогами шу, жу, чу, щу, а, например, слово сумка—со словами шубка, шуба, чумка.
Оральные рисунки фонем претерпевают существенные видоизменения в зависимости не только от соседства с другими фонемами, но и от того, находится ли фонема в начале, середине или конце слова, входит ли она в состав ударного или безударного слога.
Значительно видоизменяются оральные рисунки фонем также в зависимости от индивидуальных особенностей говорящего.
Таким образом, если нашим слухом вполне четко улавливаются и различаются в речи 42 фонемы языка, составляющие в своей совокупности определенный звуковой код, то в распоряжении читающего с губ оказывается далеко не полный, недостаточно разграниченный оптический эквивалент этого кода.
По данным В. И. Бельтюкова (1967), исследовавшего зрительное восприятие фонем в элементарных слогах, 42 фонемы русского языка оказываются представленными не более чем 15 оральными рисунками, с разной мерой отчетливости противопоставленными друг другу. Некоторые из этих рисунков объединяют до 4—6 фонем, оптическое сходство которых настолько велико, что они постоянно смешиваются между собой. Примерное распределение фонем по группам сходных видно из табл. 13.
Таблица 13
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
а | о | у | э | и ы | п п’ б б’ м м’ | Ф Ф’ в в’ | ш ж ч щ | л’ р’ | р | с с’ з з’ ц | т д н л | т’ д’ н’ | к г х | к’ г’ х’ |
Рассмотренные особенности оптического отображения фонем затрудняют чтение с губ и приводят к характерным ошибкам их восприятия.
Показательны в этом отношении данные специальных экспериментов, в ходе которых глухим испытуемым с хорошими навыками чтения с губ предлагалось зрительно воспринять произносимые диктором фонемы русского языка, включенные в элементарные слоги. По данным В. И. Бельтюкова, правильное восприятие фонем при таких условиях составляет в среднем около 30% числа фонем, произнесенных диктором. Если учесть разную употребительность фонем в живой речи, то показатель будет несколько выше (примерно 40%).
311
Не удивительно, что при чтении с губ постоянно наблюдаются ошибки в восприятии фонем, которые выражаются в их смешении, пропуске и вставке.
Примером смешения фонем могут служить случаи, когда слово мама воспринимается как «папа» или «баба», слово чайка— как «шайка» и т. п. В качестве примера пропуска фонемы можно привести ошибочное восприятие слова шапка как «жаба» или слова сумка как «шуба». При обратных заменах в последних двух парах слов мы сталкиваемся со вставкой фонем.
Вставка или пропуск гласных фонем приводят к изменению числа слогов, т. е. к нарушению слогового ритма воспринимаемого слова. Это часто происходит под влиянием экскурсии и рекурсии речевых органов в связи с подготовкой к произнесению начальной фонемы слова, с переходом к нейтральной артикуляции после произнесения конечной фонемы, за которой следует пауза, или при переходе от одной согласной фонемы к другой при их стечении внутри слова.
Например, с появлением лишнего слога связаны ошибки, когда слово кошка воспринимается как «окошко», слово суп как «шуба», платок как «молоток». Обратные замены тех же слов сопряжены с пропуском слога.
Судить при чтении с губ об ударении в словах можно лишь по более энергичному и несколько более длительному произнесению ударного слога. Однако оба эти признака часто оказываются оптически мало выраженными, что ведет к характерным ошибкам, когда, например, слово чулки воспринимается как «сутки», слово мыла как «была».
Относительно интонации при чтении с губ можно судить лишь-по ритму речевых движений и отчасти по мимике лица, жестам, в то время как важнейший компонент интонации — речевая мелодика — полностью выпадает.
Неполноценность оптического кода фонетических элементов речи, на котором базируется чтение с губ, отчетливо выступает при его сопоставлении не только с акустическим кодом речи, но также с графическим и дактильным.
Если иметь в виду не условия зрительного восприятия живой устной речи, а показ артикуляции, связанный с обучением произношению, то рамки оптического отображения речевых движений могут быть до некоторой степени расширены за счет утрировки и замедления артикуляции, раскрытия рта, позволяющего лучше видеть положение и движения языка, работу мягкого нёба.
Помимо непосредственного оптического отображения речевых движений основой для восприятия фонетических элементов речи с помощью зрительного анализатора могут служить динамические спектрограммы звучащей речи, получаемые на приборе «Visible Speech» («Видимая речь»).
Этот прибор с помощью 10-полосных фильтров анализирует поступающую в микрофон речь и отображает результаты ана
312
лиза на экране электроннолучевой трубки, на котором получается текущее непрерывное изображение спектра в виде светящихся пятен различной конфигурации, сохраняющееся в течение некоторого времени благодаря шослесвечению экрана. Расположенные по вертикальной оси частотные полосы распределяются снизу вверх от 0 до 8000 гц и характеризуют частотный состав звука. Движение изображения слева направо по горизонтальной оси показывает изменение звука во времени. Амплитуда же звуковой волны, интенсивность звука отображается степенью яркости свечения соответственных участков спектра. Применение на выходе каждого из 10 каналов электродов позволяет представить спектр речи на электрохимической бумаге в виде спектрограммы, в которой изображение получается благодаря почернению бумаги, а степень этого почернения указывает интенсивность соответственного компонента речевого звука. На рис. 36 (см. Приложение) показан образец спектрограммы (или видеограммы) слова сам. Наряду с названным прибором, дающим наиболее полное отображения фонетической структуры, но довольно сложным по конструкции и дорогостоящим, существуют и другие, более простые и дешевые, которые дают, однако, менее полную визуальную картину звучащей речи или отображают только отдельные ее моменты, стороны.
Из советских приборов такого рода можно указать, например, ВИР, И-2, виброскоп. Первый из них отображает текущую речь на экране в качестве упрощенной динамической видеограммы (рис. 37 - см. Приложение), второй позволяет видеть те или иные компоненты речи лишь в момент их звучания, отображая их в качестве узоров различной формы (рис. 38 - см. Приложение). Третий прибор снимает специальным датчиком возникающие при звучании голоса вибрации гортани, носа, темени и отмечает их зажиганием неоновой лампочки (рис. 39 - см. Приложение). Сюда же относятся различного типа индикаторы громкости голоса, его высоты.
Помимо приборов визуальному отображению отдельных сторон речи могут служить простейшие пособия вроде полоски бумаги, которая, будучи поднесенной ко рту в момент произнесения, например, фонем ф, с, п, г, отклоняется или отбрасывается струей воздуха, выходящего изо рта.
Если ограниченные для того или иного прибора или пособия возможности визуального отображения акустической структуры речи не позволяют их использовать для восприятия речевой информации, то они во всяком случае сохраняют свое значение в качестве пособий, облегчающих работу над произношением.
- The psychology
- 1. Проблемы развития и типология детей с нарушениями слуха
- 2. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
- 1. Среда и условия развития нормального и аномального ребенка
- 4. Личность глухого ребенка и ее развитие
- 3. Патофизиология глухоты и тугоухости
- 4. Методы психологического изучения глухих детей
- 6. Зрительное восприятие
- 1. Общие вопросы
- 2. Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей
- 3. Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
- 4. Зрительное восприятие формы предметов
- 5. Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности
- 6. Восприятие изображений
- 7. Развитие зрительного восприятия
- 7. Кожная чувствительность
- 1. Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное значение
- 2. Измерение вибрационных ощущений. Их пороги в сравнении с порогами слуховых ощущений
- 4. Восприятие глухими музыки посредством вибрационной чувствительности
- 5. Значение тактильной и температурной чувствительности в жизни глухих
- 8. Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
- 1. Характеристика статических ощущений
- 2. Особенности сохранения равновесия и ориентировки в пространстве у глухих, имеющих поражения вестибулярного аппарата
- 9. Кинестетические ощущения и восприятия
- 10. Осязательное восприятие
- 12. Образная память
- 1. Экспериментальные факты и их интерпретация разными авторами
- 2. Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов
- 4. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 5. Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их образной памяти
- 13. Словесная память
- 1. Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью
- 2. Особенности запоминания слов
- 3. Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
- 5. Механическая или смысловая память у глухих?
- 6. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 7. Задачи развития словесной памяти
- 14. Репродуктивная и оперативная память
- Запоминание рассказа слышащими школьниками и взрослыми
- Запоминание рассказа глухими школьниками
- 15. Воссоздающее воображение у глухих детей
- 16. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
- 1. Творческая реконструкция басни глухими школьниками
- 2. Особенности творческих описаний картин
- 17. Наглядно-действенное мышление
- 1. Вопросы наглядно-действенного мышления в психологических исследованиях
- 2. Некоторые особенности наглядно-действенного мышления глухих детей
- 3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у глухих детей
- 18. О мыслительных операциях
- 2. Сравнение
- 4. Наглядное обобщение
- 5. Разноаспектный анализ и обобщение предметов
- 6. Обобщение действий
- 19. Процессы мышления при решении задач
- 1. Общая характеристика решения мыслительной задачи
- 2. Решение арифметических задач
- 3. Решение задач на соотнесение части с целым
- 5. Решение физических задач
- 6. Решение задач по ботанике
- 20. Развитие мышления у глухих детей
- 21. Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
- 22. Мимико-жестовая речь глухих
- 23. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
- 24. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей
- 1. Осмысление значений слов разной степени обобщенности
- 2. Формирование систем понятий у глухих детей
- 25. Овладение грамматическим строем языка
- 1. Аграмматизм у глухих детей
- 2. Грамматические изменения слов глухими детьми
- 3. Построение предложений и их грамматический состав
- 4. Особенности овладения грамматическим согласованием членов предложения
- 5. Особенности овладения глагольным управлением
- 6. Глагольные словосочетания в письменной речи глухих школьников
- 7. Значение усвоения грамматических словосочетаний для развития наглядно-образного мышления глухих детей и формирования их словесного мышления
- 2. Особенности устной речи
- 3. Формирование устной речи у нормально слышащего ребенка
- 5. Зрительный анализатор
- 6. Кожный анализатор
- 7. Двигательный анализатор
- 8. Слуховой анализатор
- 9. Комплексное использование анализаторов
- 10. Механизм восприятия устной речи при нормальном слухе
- 27. Письменная речь
- 1. Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка
- 4. Учебная деятельность глухих детей
- 30. Деятельность и мышление глухих детей
- 1. Вводные замечания
- 2. Решение практических задач, требующих применения арифметических знаний
- 3. Особенности выполнения практических заданий зрительно-пространственного характера
- 4. Развитие мышления глухих детей в их практической деятельности
- 31. Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
- 32. Трудовая деятельность глухих
- 1. Профили трудового обучения глухих школьников
- 3. Чтение технической документации глухими школьниками
- 33. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
- 34. Отношение глухих школьников к профессиям
- 35. Развитие интересов у глухих детей
- 1. Развитие интересов у глухих дошкольников
- 2. Развитие интересов у глухих школьников