6. Восприятие изображений
Восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображенных на картине
Для того чтобы при восприятии плоской картины создавалось впечатление ее объемности, разной удаленности изображенных предметов от глаз наблюдателя, используется целый ряд специальных приемов. Наиболее важный среди них—закон перспективы. Предметы, более удаленные, изображаются уменьшенными по размерам, на заднем плане, а более близкие—на переднем плане. Более удаленные предметы частично загораживаются («перекрываются») более близкими. В зависимости от того, какой стороной повернут предмет в сторону наблюдателя, изменяется изображение его формы: одни из линий, составляющих очертания предмета, перспективно сокращаются по сравнению с другими. Кроме того, для создания впечатления рельефности большое значение имеют соотношения в окраске предметов— светотень и воздушная перспектива. Одни части предметов изображаются более светлыми, как бы более освещенными по сравнению с другими, находящимися в тени (светотень). Предметы, удаленные на большое расстояние, изображаются мало насыщенными по цвету, в синеватой (или розоватой дымке, как будто они воспринимаются сквозь толщу воздуха (воздушная перспектива).
На картине дается одномоментное изображение действительности. Поэтому особой задачей становится изображение явлений, изменяющихся во времени, например движущихся предметов. Действующие лица, предметы воспринимаются как движущиеся, если они изображаются как бы застывшими в какой-либо определенный характерный момент их движения.
Восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображенных на картине, возникает у детей постепенно в процессе их развития. Нормально развивающиеся дети 4 и 5 лет еще часто испытывают затруднения в восприятии перспективных изображений. Предметы, уменьшенные по законам перспективы, они воспринимают как ненастоящие, игрушечные. Дети дошкольного возраста еще часто не понимают, что на рисунке изображены предметы в движении. Они недоумевают, почему на картинке, изображающей бегущих мальчиков, в таком странном положении находятся руки и ноги мальчиков.
Восприятие картин постепенно формируется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте при постоянном речевом общении со взрослыми и более старшими детьми. Взрослые помогают детям рассматривать разнообразные картинки, иллюстрации в книгах, беседуют с детьми о том., что изображено на картинках, направляют их внимание на те или другие предметы. У глухих детей правильное восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображенных на картинах, скла
49
дывается более медленно, чем у детей, развивающихся нормально. Те трудности, которые имеются у глухих детей младшего школьного возраста при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях (см. описанные выше опыты К. И. Вересотской, А. П. Розовой), в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин. Глухие дети с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необычную форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у глухих детей в большей степени, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих.
Восприятие и понимание сюжета картин
Для понима-ния сюжета картины большое значение имеет верное восприятие пространственно-временных отношений предметов, на ней изображенных. Однако в том случае, когда на картине изображены люди, еще более важным оказывается понимание взаимоотношений между людьми и отношений изображенных вещей к действующим персонажам, понимание мимики «и пантомимики людей, их эмоций. Как известно, понимание картин детьми совершенствуется по мере овладения новыми знаниями и жизненными представлениями.
Н. В. Яшкова исследовала восприятие и понимание сюжета картин у глухих детей, учащихся IV и VI классов(1). Для сравнения опыты также проводились с нормально слышащими учащимися IV класса. Предлагалось описать четыре картины по их репродукциям на открытках: «Не взяли на рыбалку», художник К. Н. Успенская-Кологривова; «Вратарь», художник С. А. Григорьев; «Помогают больной подружке», художник С. М. Скубко; «Нарушитель», художник Ф. П. Решетников.
Несмотря на то что описания репродукций, выполненные глухими школьниками, были бедны речевыми формами и изобиловали аграмматизмами, по этим описаниям можно было проследить, насколько дети понимают сюжет картины, на что из изо браженного они обращают больше внимания. Оказалось, что глухие учащиеся IV класса чаще слышащих сверстников (почти в 2 раза) указывали на изображенные на картине отдельные предметы и явления природы, их действия или состояния вне связи с действующими персонажами. В несколько большем числе случаев (на одну треть), чем слышащие, они описывали, какие действия с предметами осуществляют те или иные персо
(1) Исследование Н. В. Яшковой было выполнено в 11964—1965 гг. и лишь частично опубликовано в тезисах доклада в кн.: «Проблемы психического развития аномального ребенка». Материалы к XVIII Международному психологическому конгрессу. М., «Просвещение», 1966.
.50
нажи. Вместе с тем глухие дети в 3 раза реже писали о взаимоотношениях изображенных лиц и об их эмоциях, в 6 раз реже — об их мимике и пантомимике и в 5 раз реже — о том, какое отношение к действующим лицам имеют изображенные отдельно от них предметы. Еще более редко глухие дети указывали и правильно раскрывали причины поступков изображенных лиц.
Для примера приведем выполненные детьми описания картины «Не взяли на рыбалку» (рис. 6 - см. Приложение). Два из них принадлежат глухим учащимся IV класса, причем одно описание из числа самых успешных и одно из числа среднеуспешных. Третье описание сделано нормально слышащим учеником IV класса.
«Было лето. В деревне много ребят: Валя, Коля, Сережа. Однажды Сережа и паша собирались ловить рыбу. А «маленький Коля тоже хотел ловить рыбу. Но папа не разрешил Колю ловить с папой и с Сережей. Коле было обидно. Коля держил железное ведро с червяками. Удачка лежит на землю около коли. Курица ищет червяков и нашла червяков в ведро у Коли, она клевала все червяков. Папа и Сережа ушли ловить рыбу. Валя стоит около двери и увидела курица скушала все червяков у Коли и она стала смеять над Колей. Коля смотрел в ведро, но в ведро пусто. Коле еще очень было обидно» (ученица IV класса школы глухих Т. Д.).
51
«Лето. Мальчик и лапа ушли ловить рыбу. Курица взяла червяку. Удочка упал на землу. Другая мальчик несет удочки и сумка. Девочка открыла дверь. Мальчик и девочка смотрели на мальчику» (ученик IV класса школы глухих А. А.).
«Папа с Костей пошли на рыбалку, а маленькому Сереже так хотелось покататься на лодке, поудить рыбу! Но папа сказал, что Сережа маленький и что возьмет его на рыбалку, когда он подрастет.
Сережа очень расстроился, он был до того огорчен, что не заметал, как курица стала клевать припасенных им для рыбалки червяков. А старшая сестра Люда наблюдала за всем происходившим и смеялась» (ученик IV класса массовой школы К. Д.).
Результаты глухих учащихся VI класса свидетельствовали о более глубоком понимании ими изображенного, чем это было у глухих учащихся IV класса, и они несколько приближались к результатам слышащих учащихся IV класса.
В работах психологов (А. Вине (A. Binet), 1903; В. Штерн [W. Stern], 1922; С. Л. Рубинштейн, 1939; Г. Т. Овсепян, 1939; и др.) были выявлены четыре типа восприятия и словесного описания картинок испытуемыми разного возраста.
Первый тип описания характеризуется отсутствием понимания основного смысла картинки и перечислением предметов и людей, изображенных на картинке. Во втором типе понимание основного смысла есть, но обедненное, без обоснований. При третьем типе имеется полное понимание основного смысла с некоторыми обоснованиями. Наконец, к четвертому типу относятся описания, содержащие глубокое обоснование смысла с раскрытием разнообразных связей между изображенными предметами, явлениями и персонажами.
У глухих четвероклассников преобладали описания второго типа, когда основной смысл картинки понят лишь в первом приближении. При этом часть описаний была еще перегружена второстепенными деталями, что указывает на их близость к первому типу.
В VI классе глухие дети иногда оказывались в состоянии описывать картинки по третьему и четвертому типам таким образом, что основной смысл, понятый достаточно многосторонне, как бы подчинил себе и включение отдельных подробностей. Слы шащие школьники давали такие описания в преобладающем большинстве случаев уже в IV классе.
Вместе с тем уже глухие учащиеся IV класса вполне могут составить описания картин по третьему и даже четвертому типу, т. е. с глубоким раскрытием их основного содержания, если предварительно педагог привлечет внимание детей к главным моментам картины и с помощью вопросов приведет детей к осознанию существенных связей между действующими персонажами, предметами и явлениями, изображенными на картине (исследование Л. С. Зайцевой, 1959).
Необходимо специально рассмотреть вопрос о характере привнесений в описания тех моментов, которых на картинке нет.
52
Для первого и второго типов описаний характерны необоснованные привнесения, различные связи «не к месту», не помогающие решению мыслительной задачи. По данным исследования Н. В. Яшковой, таких привнесений было особенно много у глухих детей. При третьем и четвертом типах привнесения нередко служили обоснованию смысла. Например, у слышащих четвероклассников встречались развернутые описания обстановки, помогающие правильно истолковать действия персонажей. Вместе с тем глухие шестиклассники, имеющие уже известный опыт написания сочинений по картинкам, вместо описания изображенной ситуации часто использовали усвоенные ими словесные штампы в полном отрыве от нее. Некоторую аналогию этому можно найти в наиболее слабых работах слышащих четвероклассников.
По-видимому, в сурдопедагогике нужно строже различать две формы работы по картинке—сочинение и собственно описание только того, что есть на картинке. В последнем случае картинка становится уже не толчком для развертывания более или менее случайных ассоциаций, а объектом целенаправленного восприятия, в результате которого делается возможным построение умозаключений, основывающихся на том, что было воспринято. Такие описания должны выполняться детьми самостоятельно, что будет способствовать овладению письменной речью и развитию их мышления, а также поможет в борьбе со словесными штампами. Большую роль в таких описаниях могут играть обобщенные умения глухих школьников выражать в письменной речи разнообразные ситуации (А. М. Гольдберг, 1966). Если глухие школьники в результате специальных усилий педагога освоят разницу указанных двух форм работы по картинке, научатся подчинять свои описания определенной задаче и, может быть, даже описывать одну и ту же картинку с разных точек зрения, это существенно обогатит их мыслительную деятельность.
- The psychology
- 1. Проблемы развития и типология детей с нарушениями слуха
- 2. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
- 1. Среда и условия развития нормального и аномального ребенка
- 4. Личность глухого ребенка и ее развитие
- 3. Патофизиология глухоты и тугоухости
- 4. Методы психологического изучения глухих детей
- 6. Зрительное восприятие
- 1. Общие вопросы
- 2. Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей
- 3. Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
- 4. Зрительное восприятие формы предметов
- 5. Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности
- 6. Восприятие изображений
- 7. Развитие зрительного восприятия
- 7. Кожная чувствительность
- 1. Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное значение
- 2. Измерение вибрационных ощущений. Их пороги в сравнении с порогами слуховых ощущений
- 4. Восприятие глухими музыки посредством вибрационной чувствительности
- 5. Значение тактильной и температурной чувствительности в жизни глухих
- 8. Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
- 1. Характеристика статических ощущений
- 2. Особенности сохранения равновесия и ориентировки в пространстве у глухих, имеющих поражения вестибулярного аппарата
- 9. Кинестетические ощущения и восприятия
- 10. Осязательное восприятие
- 12. Образная память
- 1. Экспериментальные факты и их интерпретация разными авторами
- 2. Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов
- 4. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 5. Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их образной памяти
- 13. Словесная память
- 1. Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью
- 2. Особенности запоминания слов
- 3. Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
- 5. Механическая или смысловая память у глухих?
- 6. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 7. Задачи развития словесной памяти
- 14. Репродуктивная и оперативная память
- Запоминание рассказа слышащими школьниками и взрослыми
- Запоминание рассказа глухими школьниками
- 15. Воссоздающее воображение у глухих детей
- 16. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
- 1. Творческая реконструкция басни глухими школьниками
- 2. Особенности творческих описаний картин
- 17. Наглядно-действенное мышление
- 1. Вопросы наглядно-действенного мышления в психологических исследованиях
- 2. Некоторые особенности наглядно-действенного мышления глухих детей
- 3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у глухих детей
- 18. О мыслительных операциях
- 2. Сравнение
- 4. Наглядное обобщение
- 5. Разноаспектный анализ и обобщение предметов
- 6. Обобщение действий
- 19. Процессы мышления при решении задач
- 1. Общая характеристика решения мыслительной задачи
- 2. Решение арифметических задач
- 3. Решение задач на соотнесение части с целым
- 5. Решение физических задач
- 6. Решение задач по ботанике
- 20. Развитие мышления у глухих детей
- 21. Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
- 22. Мимико-жестовая речь глухих
- 23. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
- 24. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей
- 1. Осмысление значений слов разной степени обобщенности
- 2. Формирование систем понятий у глухих детей
- 25. Овладение грамматическим строем языка
- 1. Аграмматизм у глухих детей
- 2. Грамматические изменения слов глухими детьми
- 3. Построение предложений и их грамматический состав
- 4. Особенности овладения грамматическим согласованием членов предложения
- 5. Особенности овладения глагольным управлением
- 6. Глагольные словосочетания в письменной речи глухих школьников
- 7. Значение усвоения грамматических словосочетаний для развития наглядно-образного мышления глухих детей и формирования их словесного мышления
- 2. Особенности устной речи
- 3. Формирование устной речи у нормально слышащего ребенка
- 5. Зрительный анализатор
- 6. Кожный анализатор
- 7. Двигательный анализатор
- 8. Слуховой анализатор
- 9. Комплексное использование анализаторов
- 10. Механизм восприятия устной речи при нормальном слухе
- 27. Письменная речь
- 1. Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка
- 4. Учебная деятельность глухих детей
- 30. Деятельность и мышление глухих детей
- 1. Вводные замечания
- 2. Решение практических задач, требующих применения арифметических знаний
- 3. Особенности выполнения практических заданий зрительно-пространственного характера
- 4. Развитие мышления глухих детей в их практической деятельности
- 31. Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
- 32. Трудовая деятельность глухих
- 1. Профили трудового обучения глухих школьников
- 3. Чтение технической документации глухими школьниками
- 33. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
- 34. Отношение глухих школьников к профессиям
- 35. Развитие интересов у глухих детей
- 1. Развитие интересов у глухих дошкольников
- 2. Развитие интересов у глухих школьников