logo
_solovev_i_m_shif_zh_i_psihologiya_gluhih_detey

6. Решение задач по ботанике

Известно, что наибольшие возможности для развития твор­ческого мышления создают проблемные ситуации и решение за­дач, которое является их необходимым компонентом.

У учителя ботаники в связи с особенностями самого предмета есть все возможности для того, чтобы осуществлять развиваю­щее обучение глухого ребенка, и одним из путей для достижения этого является включение в курс ботаники решения ботанических задач.

Ботанические задачи требуют от учащихся систематизации имеющихся у них знаний о жизни растений, способствуют совер­шенствованию этих знаний благодаря тому, что требуют умения осуществлять перенос уже усвоенного в новую ситуацию, а также побуждают их к приобретению новых знаний. Кроме того, ботани­ческие задачи помогают школьникам осмыслять производимые-ими практические действия по уходу за растениями, а труд де­тей на школьно-опытном участке и на поле только тогда способ­ствует их умственному развитию, когда ученик отчетливо пони­мает, почему нужно осуществлять то или иное практическое дей­ствие, какое влияние оно оказывает на рост и развитие растений.

Задачи по ботанике чрезвычайно разнообразны. Одни из них имеют практически действенный характер, другие решаются только в словесном плане. Но те и другие требуют от учащихся сложной мыслительной деятельности как продуктивного, так и репродуктивного характера. Ряд ботанических задач основывает­ся на узнавании объектов, многие из них требуют установления причинно-следственных связей, предметных или понятийных обоб­щений, переосмысления, перестройки имеющихся систем знаний и т. д.

Для решения ботанических задач необходимо объединение, синтез знаний об условиях жизни растений, имеющих различные

220

источники. Это, с одной стороны, теоретические знания, получае­мые на уроках ботаники, а с другой, знания, которые имеют сво­им источником самую работу на участке, их можно условно на­звать практическими знаниями. Одно из отличий теоретических и практических знаний заключается в том, что они формируются в процессе разнородной деятельности. В первом случае эта работа с книгой на уроке или дома, слушание объяснений учителя опять-таки в привычной обстановке. В другом случае происходит деятельность совсем другого рода: глухие дети выполняют рабо­ты на участке, где многие объекты отвлекают их внимание и вы­зывают у них эмоциональные реакции.

На уроках, даже хорошо оснащенных наглядными пособиями, многие знания глухие школьники получают в опосредствован­ной форме, тогда как все практические знания формируются при непосредственном действии с объектами. Теоретические знания вплетаются в практическую деятельность по ходу ее. Но они на­ходятся в «невыгодном положении», так как в работе на участке значима сама практическая деятельность, а теория отходит на второй план. Кроме того, во время длительного процесса работы по выращиванию растений на участке у учащихся формируются системы знаний чисто практического характера, например зна­ние о последовательности выполнения ряда практических дейст­вий (выкопать лунку, полить ее, посадить рассаду, присыпать землей и т. д.).

Е. М. Кудрявцева (1965) разработала несколько типов бота­нических задач, которые помогают синтезированию теоретиче­ских и практических знаний, необходимому для осмысленной, а не чисто механической работы на школьно-опытном участке.

Одна из таких задач заключается в том, что глухие школьни­ки должны были решить, как можно улучшать условия жизни культурных растений. Эта задача давала возможность познако­миться со степенью обобщенности их знаний о жизни растений, требовала не только синтезирования практических сведений, по­лученных при выращивании растений, но и теоретических знаний об условиях их жизни.

Основной умственной деятельностью, которая при этом осу­ществляется, является выборочная актуализация знаний. Уча­щимся надо было из всей системы мероприятий по уходу за ра­стением актуализировать лишь те, которые направлены на улуч­шение условий жизни растений. Кроме того, требовалось разно­стороннее осмысление роли приемов ухода за растением, так как едва ли не у каждого агроприема имеется не только основ­ной, но и косвенный результат воздействия на какое-либо усло­вие жизни растений. Так, например, прополка увеличивает не только площадь питания растений из почвы, но также и его осве­щенность, а кроме того, производит еще и рыхление почвы.

Решение такого рода задач чрезвычайно важно для форми­рования обобщенных знаний об уходе за культурным растением.

221

Однако оно вызвало большие трудности у глухих школьников. Глухие учащиеся V класса осмыслили эту задачу ошибочно, упо­добив ее задаче на перечисление вообще условий жизни, необхо­димых для жизни растений. Они говорили: «Растение улучшить условия жизни нужно вода, земля хорошая, воздух» (Галя 3., V класс); «Условия — вода, земля, тепло» (Толя Д., V класс).

В решении задачи не дается ответа на поставленный вопрос. Учащиеся фактически подменяли вопрос «Как можно улучшить условия жизни растений?» вопросом «Какие условия нужны для жизни растений?». Вследствие этого была выборочно актуализи­рована не та система знаний.

В VIII классе глухие школьники подходят к решению задачи более правильно, но привлекают ограниченное число условий, улучшающих рост растений. Например: «Чтобы улучшить усло­вия растений, надовз землю вставить удобрения всякие» (Коля Д., VIII класс); «Чтобы улучшить растениям жизнь, надо взять лейку и много поливать их» (Тося Г., VIII класс); «Улучши вать растения, цветы росли хорошо, надо сажать летом. Летом солнце близко, цветы хорошо садить на горку» (Алла К., VIII класс).

Учащиеся Х класса школ глухих давали уже более обобщен­ные по содержанию ответы. Они называли ряд мероприятий, улуч­шающих условия жизни культурных растений, однако эти меро­приятия в основном касались лишь улучшения водоснабжения и только прямых способов воздействия: «Надо больше поливать», «Надо чаще поливать» и даже «Надо снег оставлять на полях и огороде». Ни один глухой десятиклассник не отметил, что рыхле­ние и прополка также улучшают водоснабжение. Кроме того, и в Х классе некоторые глухие школьники говорили не об улучшении условий жизни культурных растений, а о том, что требуется всем растениям для жизни вообще. Например: «Для растений нужны вода, тепло, свет, воздух, минеральные соли. Особенно растения требовательны с азотными, калийными, минеральными солями. Можно улучшить растения условия жизни, надо полоть, чтобы рыхлить землю для уничтожения сорняков, надо поливать воду, чтобы лучше вырастить. Будем получить высокий урожай. Если растения без воды, без света, без питательных веществ, то они умирают» (Таня Н., Х класс).

Вторая задача, которую предлагали глухим учащимся, дава­ла возможность судить о сформировавшейся у них системе зна­ний о выращивании того или иного растения «от семени до семе­ни». Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Какие работы нужно производить, чтобы вырастить хороший урожай помидо­ров? Напиши, что ты делал, когда летом выращивал их». Иссле­дование проводилось со школьниками, выращивавшими данное растение в ходе опытнической работы на пришкольном участке. Рассчитывали на то, что глухие учащиеся будут актуализировать ход проведенного ими опыта благодаря дневникам, в которых

222

были отражены основные его этапы, и осмыслят их в свете имею­щихся у них знаний по ботанике.

Так как учащиеся в начале опыта выращивали рассаду в теп­лице, а затем имели дело с растением, высаженным в грунт, мож­но было рассчитывать на то, что они будут говорить о различии условий жизни, необходимых одному и тому же растению в раз­ные периоды его развития.

Данная задача, несмотря на кажущуюся ее простоту, вызвала затруднения не только у глухих, но и у слышащих учащихся. Система знаний о выращивании помидоров и капусты даже у хо­рошо успевающих слышащих учеников V класса оказалась край­не неполной. Очень немногие пятиклассники упоминали о выра­щивании рассады помидоров и капусты, но делали это крайне бегло, ограничиваясь несколькими словами, хотя их работа в теп­лице продолжалась больше месяца и включала в себя целую систему практических действий. Кроме того, далеко не все уча­щиеся перечислили все операции, которые нужно было произво­дить, выращивая помидоры или капусту, часто встречались нару­шения порядка производственных операций и практические рабо­ты, которые выполнялись в более ранние сроки, упоминались позднее других.

Но вce же основные практические операции, необходимые для выращивания указанных растений, отмечались всеми слышащи­ми школьниками.

Глухие учащиеся V класса дали более общие, менее конкрет­ные ответы о выращивании и капусты и помидоров, чем слыша­щие пятиклассники. Особое, специальное не синтезировалось в систему приемов ухода за данными растениями. Приведем приме­ры ответов учащихся V класса школы глухих с хорошей успевае­мостью.

«Помидору особенно нужно для жизни и для роста поливать воду, копать землю, полол траву. У помидора есть много семян. Помидор плоды крупные, красные. Помидор—очень полезно. Се­мена помидора весной сажают, а потом в конце лета получают красные крупные помидоры плоды. Листья помидора сухая, когда вырывать с стебли. Летом, когда сухая погода, надо поливать во­ду. Плоды помидора люди употребляют в пищу, делают салат, винегрет, чтобы было вкусно» (Витя Т., V класс).

«Весной она росла капуста на земле. Весной семена нужно сеять на земле. Из семян выросли молодые росточки. Летом они ухаживают за капустой. Они поливают водой и убирают сухие травы, положить и сжигать. Надо полоть капусту (сухие травой), потому что летом бывают растут сорняки и убирают урожай ка­пусты. Они спасти капустой и уничтожают сорняков» (Ваня Д., V класс).

Наиболее часто глухими пятиклассниками отмечались такие практические мероприятия, как полив и прополка, сущность ко­торых очень ясна и наглядна. Знания о них сформировались еще

223

в начальных классах школы, поэтому-то они прочно вошли в сис­тему приемов ухода за растением. Такие же практические опера­ции, как прищипку, пасынкование, окучивание, глухие пятиклас­сники не упоминали совсем.

Следует отметить включение учащимися указаний на опреде­ленные практические действия, которые не требовалось актуали­зировать при решении данной задачи. Так, глухие пятиклассни­ки рассказывали об уборке урожая, об употреблении данных овощей в пищу и т. д.

Эти же особенности обнаружились и у глухих учащихся VIII класса: «Люди осенью собирали семена и спрятали в тем­ном месте. Весной люди сажают в землю и поливают водой во­время. Стебель у томата питания берет много воды. Через ме­сяц томат вырастают маленькие томат. Июль месяц в саду было жарко, тепло, потому что близко солнце. У томата есть плоды, семена, много соки. У томата круглые кожи. У томата есть: кор­ни, стебель, цветы, листья и томат. У помидора растения пер­вого года. Люди кушают помидоры, чтобы для здоровья чело­века, а остальные листья и стебель отдали колхозникам для ко­ровы, овцы и свинья. Люди беречь томат. Летом люди выкапы­вают землю, чтобы у томата корни будет увеличить много расте­ния. Люди кушают томат много соки, чтобы поправился. Томаты отправляются в Москву, чтобы люди покупают в рынке, в авто­мате соки, и разные магазины» (Дима К., VIII класс).

«Капусте требуется особенно, чтобы она хорошо росла: зем­ли поливать водой, удобрение лекарство, вырывать сорняки. Люди собирают листья капусты. Капусту семена весной сажают рассаду, поливать водой. Потом осенью люди собирают капу­сты 1 года. Весной люди сажают капусты второго года и полу­чают семена капусты. Потом следующий год и опять люди са­жают семян капусты в конце весной, и летом люди получают Семену капусты и люди употребляют в пищу листья капусты» (Аня Т., VIII класс).

Решение данной ботанической задачи глухими школьниками, как и ранее описанной, показало, что сформировавшиеся у них знания о выращивании растений имеют крайне общий характер. Особое, специальное, значимое для ухода за помидорами или за капустой не синтезировалось в систему приемов их выращива­ния. Несмотря на работу на участке, знания имели книжный ха­рактер, и эта их особенность не изживается и к Х классу, хотя сам ответ заметно совершенствуется и в нем имеются уже эле­менты причинного объяснения.

«Требовательна капуста жизни особенно из трех условий: вода, тепло, минеральные удобрения. Мы вырастили капусты много. Капуста испаряет много воды, поэтому ее выращивают в нижних влажных почвах. Капуста растет около 150 дней, поэтому ее выращивает в почвах рассады, когда теплой погоды рассаду высаживают в грунт. Капуста нуждается в большом количестве

224

питательных веществ, поэтому ее выращивает в почвах хорошо удобренных навозом и минеральными удобрениями» (Таня Д., Х класс).

При решении задач, направленных на актуализацию и кон­кретизацию общих ботанических знаний об условиях жизни ра­стений, выяснилось, что теоретические знания глухих школьников не конкретизировались в надлежащей мере их практическими знаниями. Решение задач строилось на основе практических зна­ний, сформировавшихся в процессе работы по выращиванию растений, а не на теоретических знаниях, оказавшихся оторван­ными от практических.

Анализ решения глухими школьниками ботанических задач показал, что для успешного применения теоретических знаний на практике педагоги должны и на уроках, и во время практической работы на участке обучать учащихся соотнесению общих и спе­циальных знаний о растениях. Глухих школьников необходимо по­буждать к объяснению наблюдаемых ими изменений в растениях в свете теоретических ботанических знаний, эту работу надо осу­ществлять и в младших, и в старших классах. Это обеспечит глу­хим школьникам надлежащее осмысление связи между растени­ем и средой и поможет им в той ли иной степени управлять рос­том и развитием растений.