logo
_solovev_i_m_shif_zh_i_psihologiya_gluhih_detey

1. Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное значение

Колебания вибрирующих предметов распространяются в воз­душной среде, через твердые тела и жидкости. Движение поезда вызывает вибрации рельсов, которые передаются на большое рас­стояние. Колебания жидкости в одном из сообщающихся сосудов приводят к ее колебаниям в другом сосуде. При прикосновении тела человека к колеблющимся предметам могут возникать ви­брационные ощущения. При этом в некоторых случаях колебания могут не создавать ясно воспринимаемых звуков, и вибрация ощущается только благодаря вибрационной чувствительности. Во многих других случаях ощущения от прикосновения к вибри­рующим предметам соединяются со слуховыми ощущениями и делают восприятие более полным.

Роль вибрационных ощущений ясно обнаруживается у рабо­чих на производстве. Действие станков, моторов, пневматических приборов, все более широко внедряемой специальной вибрацион­ной техники вызывает вибрации разной частоты и силы. Эти ви­брации распространяются по корпусу станков и полу. Рабочие ощущают вибрации пола ногами, колебания станков—при при­косновении к ним руками. Вибрационная чувствительность ра­бочего заметно обостряется, когда эти вибрации приобретают для него сигнальное значение, служат показателем правильности работы станков (А. В. Ярмоленко, 1949). К вибрациям же, кото­рые не обладают для рабочего сигнальным значением, при дли­тельном их воздействии чувствительность понижается (Е. Ц. Ан дреева-Галанина, 1956).

Совместная роль вибрационных и слуховых восприятий чет­ко выявляется у музыкантов. Скрипач воспринимает не только звуки, создаваемые его игрой, но и вибрации смычка и скрипки в его руках. У музыканта-исполнителя по сравнению с другими людьми наблюдается заметное повышение вибрационной чувст­вительности (почти в 2 раза, по данным М. П. Могильницкого, 1935). Кроме этого, одновременное воздействие вибрации на ухо и руку музыканта позволяет ему воспринимать такие слабые

57

вибрации, какие оказываются ниже порога чувствительности при изолированном слуховом восприятии.

В том случае, когда человек не прикасается непосредственно к источнику вибраций, а воспринимает их через передающую среду: через пол, воздух, предметы, соединенные с вибрирующим телом, — вибрационные ощущения выполняют роль дистант-рецепции, т. е. дают возможность судить о явлениях, удаленных от воспринимающего человека.

При потере человеком слуха для него чрезвычайно возраста­ет роль вибрационной чувствительности, так как она может в известных пределах заменить слух.