1. Общие вопросы
По вопросу о развитии зрительного восприятия у глухих существовали различные взгляды. Так, сторонники теории сверхкомпенсации полагали, что поражение одного анализатора, например слухового, автоматически, само собой вызывает уси
38
ленную деятельность другого анализатора. В результате, по их мнению, у глухих людей обязательно наблюдается более высокое развитие зрения, чем у лиц с нормальным слухом. Аналогичных взглядов придерживались и те исследователи, которые исходили из мысли, что абстрактное мышление якобы подавляет возможности развития ощущений и восприятии. Они отмечали, что у глухкх нарушено развитие словесной речи и абстрактно-логического мышления. Поэтому у них не наблюдается подавляющего влияния со стороны мышления на сенсорные процессы, вследствие чего ощущения и восприятия глухих детей, причем особенно зрительные, получают большие возможности для развития, чем у слышащих.
Сторонниками взгляда о более высоком развитии зрительного восприятия у глухих бывают иногда некоторые сурдопедагоги-практики. Основываясь на отдельных фактах большой наблюдательности глухих, обнаруживаемой в тех случаях, когда слышащие, даже взрослые люди ее не проявляют, они приходят к выводу, что глухие видят больше, точнее и расчлененное, чем слышащие. Однако эти факты, как вообще всякие отдельные случаи, не доказывают еще существования строгой закономерности. Для доказательства, что вывод, основанный на отдельных случаях, верен, нужно провести строгое научное сопоставление разных случаев, их качественный и количественный, статистический анализ.
Данные современных исследований свидетельствуют о том, что вопрос относительно зрительного восприятия глухих нельзя решать однозначно. Необходимо прежде всего рассматривать возможности зрительного восприятия не вообще, а применительно к различным этапам его развития в детском возрасте. Следует учитывать роль избирательности в процессах восприятия, определяющейся целями и задачами, стоящими перед человеком в процессе восприятия, его интересами и потребностями, особенностями его прошлого опыта и психическим состоянием в данный момент. Поэтому, исследуя зрительное восприятие глухих детей, нужно понять, как оно развивается на протяжении раннего, дошкольного и школьного возраста. И только при учете апперцепции глухого ребенка (т. е. зависимости восприятия от прошлого опыта ребенка, от его интересов и отношений к окружающему) можно понять особенности его наблюдательности.
Рассмотрим отдельные стороны процесса восприятия у глухих детей.
- The psychology
- 1. Проблемы развития и типология детей с нарушениями слуха
- 2. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
- 1. Среда и условия развития нормального и аномального ребенка
- 4. Личность глухого ребенка и ее развитие
- 3. Патофизиология глухоты и тугоухости
- 4. Методы психологического изучения глухих детей
- 6. Зрительное восприятие
- 1. Общие вопросы
- 2. Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей
- 3. Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
- 4. Зрительное восприятие формы предметов
- 5. Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности
- 6. Восприятие изображений
- 7. Развитие зрительного восприятия
- 7. Кожная чувствительность
- 1. Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное значение
- 2. Измерение вибрационных ощущений. Их пороги в сравнении с порогами слуховых ощущений
- 4. Восприятие глухими музыки посредством вибрационной чувствительности
- 5. Значение тактильной и температурной чувствительности в жизни глухих
- 8. Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
- 1. Характеристика статических ощущений
- 2. Особенности сохранения равновесия и ориентировки в пространстве у глухих, имеющих поражения вестибулярного аппарата
- 9. Кинестетические ощущения и восприятия
- 10. Осязательное восприятие
- 12. Образная память
- 1. Экспериментальные факты и их интерпретация разными авторами
- 2. Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов
- 4. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 5. Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их образной памяти
- 13. Словесная память
- 1. Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью
- 2. Особенности запоминания слов
- 3. Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
- 5. Механическая или смысловая память у глухих?
- 6. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей
- 7. Задачи развития словесной памяти
- 14. Репродуктивная и оперативная память
- Запоминание рассказа слышащими школьниками и взрослыми
- Запоминание рассказа глухими школьниками
- 15. Воссоздающее воображение у глухих детей
- 16. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
- 1. Творческая реконструкция басни глухими школьниками
- 2. Особенности творческих описаний картин
- 17. Наглядно-действенное мышление
- 1. Вопросы наглядно-действенного мышления в психологических исследованиях
- 2. Некоторые особенности наглядно-действенного мышления глухих детей
- 3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у глухих детей
- 18. О мыслительных операциях
- 2. Сравнение
- 4. Наглядное обобщение
- 5. Разноаспектный анализ и обобщение предметов
- 6. Обобщение действий
- 19. Процессы мышления при решении задач
- 1. Общая характеристика решения мыслительной задачи
- 2. Решение арифметических задач
- 3. Решение задач на соотнесение части с целым
- 5. Решение физических задач
- 6. Решение задач по ботанике
- 20. Развитие мышления у глухих детей
- 21. Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
- 22. Мимико-жестовая речь глухих
- 23. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
- 24. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей
- 1. Осмысление значений слов разной степени обобщенности
- 2. Формирование систем понятий у глухих детей
- 25. Овладение грамматическим строем языка
- 1. Аграмматизм у глухих детей
- 2. Грамматические изменения слов глухими детьми
- 3. Построение предложений и их грамматический состав
- 4. Особенности овладения грамматическим согласованием членов предложения
- 5. Особенности овладения глагольным управлением
- 6. Глагольные словосочетания в письменной речи глухих школьников
- 7. Значение усвоения грамматических словосочетаний для развития наглядно-образного мышления глухих детей и формирования их словесного мышления
- 2. Особенности устной речи
- 3. Формирование устной речи у нормально слышащего ребенка
- 5. Зрительный анализатор
- 6. Кожный анализатор
- 7. Двигательный анализатор
- 8. Слуховой анализатор
- 9. Комплексное использование анализаторов
- 10. Механизм восприятия устной речи при нормальном слухе
- 27. Письменная речь
- 1. Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка
- 4. Учебная деятельность глухих детей
- 30. Деятельность и мышление глухих детей
- 1. Вводные замечания
- 2. Решение практических задач, требующих применения арифметических знаний
- 3. Особенности выполнения практических заданий зрительно-пространственного характера
- 4. Развитие мышления глухих детей в их практической деятельности
- 31. Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
- 32. Трудовая деятельность глухих
- 1. Профили трудового обучения глухих школьников
- 3. Чтение технической документации глухими школьниками
- 33. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
- 34. Отношение глухих школьников к профессиям
- 35. Развитие интересов у глухих детей
- 1. Развитие интересов у глухих дошкольников
- 2. Развитие интересов у глухих школьников