logo
_solovev_i_m_shif_zh_i_psihologiya_gluhih_detey

24. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей

В советской психологии проблема формирования понятий у де­тей наиболее полно и подробно была разработана Л. С. Выгот­ским. Л. С. Выготский наметил этапы развития понятий у детей и подростков и показал, как изменяется значение слов по мере того, как совершенствуются уровни обобщения.

В сурдопедагогике и специальной психологии неоднократно отмечалось своеобразие формирования значений слов у глухих детей (Р. М. Боскис, 1939, 1963 а; А. М. Гольдберг, 1966; Б. Д. Корсунская, 1960; H. Г. Морозова, 1953; А. Ф. Понгиль ская, 1963, И. М. Соловьев, 1958; Ж. И. Шиф, 1954, 1968; и др.). Прежде всего были показаны различные пути формирования значений слов у глухих и слышащих детей: у слышащего ребен­ка—в процессе речевого общения с окружающими, у глухих детей — в условиях специального обучения.

Педагогическая работа по обучению словарю и формирова­нию понятий может осуществляться разными способами: на­меренно созданная ситуация, имитирующая обучение ребенка в жизненных условиях, специально разработанные игры, заня­тия по труду, предметные уроки и т. д. Все эти формы работы, связанные с развитием речи и словесного мышления, предпола­гают систематическое обучение.

Усвоение первых слов опирается на наглядные обобщения, формировавшиеся у глухих детей в условиях практической дея­тельности и общения с окружающими. В процессе специального обучения значения слов уточняются. Развитие речи, связанное с постепенным накоплением словаря, с усвоением как более част­ных, так и более общих (родовых) понятий, исправляет недо­статки наглядных обобщений детей, поднимает эти обобщения на более высокий уровень. Первоначальные наглядные обобщения глухих детей в одних случаях оказываются слишком широкими по объему, в других — слишком узкими, что вызвано развитием этих обобщений без прямого воздействия речи. Особенности

254

наглядных обобщений проявляются в первых значениях слов, усваиваемых глухими детьми. Употребление слов приводит к осознанию их значений и оказывает воздействие на наглядное мышление ребенка. На этой основе постепенно развивается си­стема более общих и более частных значений.

Таким образом, обучение речи становится одним из основных условий умственного развития глухих детей. Специальная работа над развитием значений слов, которую проводят, обучая детей речи, приближает понятия глухих детей к уровню понятий слы­шащих и открывает возможности формирования у них систем научных понятий. При этом весьма важно уяснить, какими пу­тями первичные значения слов (названий предметов) уточняются благодаря усвоению слов более обобщенного и более специаль­ного значения.