logo
_solovev_i_m_shif_zh_i_psihologiya_gluhih_detey

5. Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности

У глухих детей, по данным исследования Э. С. Бейн (1940), константность восприятия величины предметов уже ясно выра­жена в младшем школьном возрасте. Э. С. Бейн проводила опы­ты с глухими и слышащими детьми 10—11 лет. Задание состояло в том, чтобы определять величину предмета при разном его уда­лении от испытуемого. Перед испытуемым на расстоянии 1 м от иего ставили куб с величиной ребра 7 см. Затем показывали один за другим несколько кубов на расстоянии 3 м от испыту­емого, т. е. на дальше, чем первый куб. Показываемые кубы были равны по величине, больше или меньше первого куба (ве­личина их ребра варьировала от 4 до 12 см). Испытуемые должны были сказать, в каком случае куб, показываемый на расстоянии 3 м, воспринимается равным по величине кубу, расположенному на расстоянии 1 м. Во второй чаюти опытов показывали тот же набор кубов на бюлее отдаленном расстоянии от испытуемого (на расстоянии 9 м) и просили сравнивать (их также по величине с кубом, расположенным на расстоянии 1 м от испытуемого.

Глухим детям удавалось почти точно определять, как относит­ся по величине удаленный куб к кубу, расположенному на рас­стоянии 1 м от испытуемого. В среднем они воспринимали как равный близкому кубу такой удаленный куб, который был не­сколько больше по размеру близкого куба (на 6% при удалении в 3 м «и на 11% при удалении в 9м), т.е. при увеличении удален­ности предмета его видимая величина незначительно уменьши­лась. Такая оценка величины предмета свидетельствовала об уже сформировавшейся константности восшриятия величины, так как если бы она отсутствовала, видимая величина предмета умень­шалась бы пропорционально расстоянию по законам геометри­ческой оптики; при удалении предмета на 3 м видимая величина уменьшалась бы в 3 раза по сравнению с его видимой величиной при удалении на 1 м, при удалении на —в9 раз.

В этом же исследовании было установлено, что по констант­ности восприятия глухие дети 10—11 лет не отличались от слы­шащих сверстников.

48