49. Психологические особенности личности преступника
Деятельность, в том числе преступная, во многом обусловлена психологическими особенностями самого человека. Уголовно-процессуальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Однако до настоящего времени на практике обстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого с достаточной полнотой, не устанавливаются. Лишь в отношении несовершеннолетних закон указывает несколько более подробный круг обстоятельств, которые необходимо выяснить. Поэтому разработка признаков личности преступника, подлежащих установлению, является важной задачей юридической психологии.Социально-экономические, политические и культурные аспекты жизни общества оказывают внешнее воздействие на формирование моделируемого механизма преступления тогда как психологические и психические особенности моделируемого преступника формируют его изнутри, составляя как бы внутреннее содержание. Для личности прест-ка характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением является сложной, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе конкретных правонарушений.Психологическая типизация личности есть один из методов познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников с соответствующим теоретическим обобщением полученных данных.Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. При социально-типологическом подходе анализируются прежде всего социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может их выполнить только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам, выводят личность из необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. п.Одним из существенных компонентов причинного комплекса преступности является неудовлетворение запросов людей как участников сферы потребления, обусловленное отставанием производства от платежеспособного спроса населения. На сегодняшний день общепризнано, что разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях и услугах и возможностями их реализации приводит к возникновению социально негативных последствий. Личность насильственного преступника характеризуется, как правило, низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки основных сфер воспитания: семьи, школы, профессионально-технического училища, производственного коллектива. Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с частью представителей окружающей среды, оправданием себя. Алкоголь здесь является в большинстве случаев катализатором, активизирующим преступную установку.Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к конформизму с лицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам.Чеханцов делит прест-ков на 2 осн. группы:1)случ. тип, впервые соверш-й прест., кот. противор-т общ-соц. положит-ой направл-ти личн. 2)криминогенн. тип – сформирован в усл-х интенс-го, противор. и амор-го повед. окруж-х; в прошлом сист-ки совершал разн. рода правонаруш-я; привык к отрицат оц-ке своего повед.; активен в ситуации соверш-я прест-я.Классиф-я корыст-х преступников по мотивации:1)Самоутверждающ-ся тип; 2)Дезадаптивн. тип или асоц. – люди, кот. отвергнуты общ-м и кот. сами отверг-т общ-во, разорваны соц. связи с семьей; 3)Алког-й тип – чаще всего мотив соверш-я прест-я: получ ср-тв для того, чтобы получить нарк. или алк. вещ-во.Стадии: 1.Предстадия-стадия соц. завис-ти. 2.Собственно забол-е – этап псих. завис-ти + стадия физ. завис-ти. 3.Летальн. стадия – алкоголич. образ жизни; 4)Игровой тип – отлич-ся пост. потребн-ю в риске; 5)Семейный тип – доминир-я роль семьи в мотивации. Корыст-е прест-ки – наиболее психич-ки адаптированы, наличие неадекватн. самооценки, изменен-е ценностн. ориентации.Мошенники – наиболее активны с 30-40 лет, труд. занят-ть самая разнообр, для них чел-к, в1-ю очередь – источник мат-х благ. У больш-ва развиты коммуникат-е навыки.Убийцы – для больш-ва хар-на чувчтв-ть в межличн-х контактах(болезненно реагир-т на критику), окружающ. мир, людей восприн-т как враждебн., агрессивн.Женщины-преступницы – сейчас ок. 15 %, среди жен. чаще встреч-ся психич. патологии(шизофрения), среди факторов, влияющ-х на жен. прест-ть – отсутствие своеврем. госпитализации; для жен-н в больш. степени хар-на внутрисем-я агрессия.В криминальной психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков.1Социально-демографические. В эту группу входят: пол, возраст, образование, партийность, социальное положение, специальность, шкала ролей и т. п.2Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.3Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности*.Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов).
50.Агрессия. Осн. теории возникн-я агресс. повед-я.Агрессия – мотивириванн. диструкт. повед., противоречащее нормам и правилам сосуществ-я людей в общ-ве, наносящ. вред объектам напад-я, приносящ. физ. ущерб людям или вызывающее у них психол. дискомфорт.
Агр. м.б. предст-на в виде дихотомии:1)Физ.- использ-е физ. силы; Вербальн. – выраж-е чувств как ч/з форму, так и ч/з содерж-е верб. реакций.2)Прямая – непоср-но напр-на против как.-либо объекта; Косвенная – действ., кот. окольным путем напр-ны на др. лицо. 3)Активн. – пассивн. 4) Враждебн. – причин-е страданий жертве; Инструмент-я – агрессия для достижения целиАутоагрессия – агр., направл-я на себя.
При описании агр. форм повед-я выд-ся 3 осн. теории:1)Биологич. – основоп-м счит-ся Ч. Дарвин. В его работе «О выраж-и эмоций у чел-ка и животных» этому посвящена целая глава. У жив-х естьборьба за выжив-е => у чел-ка тоже есть агр-я при борьбе за выжив-е. Ученый Лоренс: все живые сущ-ва, особенно хищники, наделены, кроме врожд-го инстинкта б-бы, спос-ю подавлять свои агресс. стремл-я.Как только чел-к изобрел оружие, он начал уничт-ть себе подобных. Адри: склон-ть к агр. генетич-ки запрогром-на, соц-но усилена и неискоренима.2)Социал. – агр., как рез-т научения и побужд-я. Данный подход представл. в бихевиоризме. Фрустрация рождает агрессию. Виды фрустраций: эконом., полит., сексуал. Эконом. фрустр-ция ярко выражена там, где есть расслоение насел-я. На фрустрац. влияют разл. физ. факторы, напр., темпер. воздуха, теснота. Чем меньше фруст-ции, тем меньше агр-и. Агр-м формам чел-к научается. напр., в семье. школе.3)Биосоциал. – есть биолог. детерминанта агрес. повед., кот. подкрепл-ся соц-но.Классиф-я кримин. Агрессии по Сафуанову: 1)Группа людей, у кот. агр-ть дана с дет-ва, у них констат-ся выс. ур-нь агр-ти. В прест. группе обычно явл-ся лидерами. 2)Агр. под влиянием алк. опьянения.В таком сост-и затр-ся оц-ка значим-ти воспр-х образов; а при восприятии фрустрации преув-ся ст-нь конфл-ти и опасности. 3)Кримин. агр-я, срверш-я под влиянием групп. возд-я. Крайним проявл-м данного вида явл-ся индуцированное состояние. Этапы попад-я под групп. влияние:1.Наличие элепатии (сочувствия), стремл-я понять и разделить проблемы индуктора. 2.Выраженная перестройка всех сфер психики. Эмпатия сменяется глубоким сопереживанием, полн. принятие т.з. индуктора. 3.Тотальн. бессознат. отожд-е себя с индуктором. 4.Агр. как рез-т неверн. оценки ситуации. 4)Инструмент. агр. Для исполнителей хар-н низк. уровень базовой агрессии. 5)Отсрочен. агр. У данных лиц тормозящее влияние не позволяет непоср-но реал-ть агр. побужд-е, возникш. в рез-те конфл-та с близкими людьми. Когда конфл-т внешне исчерпан, ур-нь эмоц. возбужд-я у данных обв-х не сниж-ся, а напротив, резко повыш-ся в течение опред-го времени. 6)Агр. ситуативн., под возд-м эмоц-го возбужд-я.Гендерн. различия кримин. агр-и: муж. больше совершают насильств. прест., но в посл. время выражена тенденция к повыш-ю соверш-я насил-х прест-й жен-ми. Жен. склонны к внутрисем-й крим-й агрессии.Чаще всего жертвы – родственники и дети. У муж. чаще внесем-я агр-я. У жен. агр. повед-е чаще всего бывает в ответ напсихотравм. событие, т.к. у жен-н более развита тормозящ. агресс-ть личностной стр-ры.
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.