3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
Тест (проба, испытание) - задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, знания и навыки испытуемого.
1. психолого-физиологические- исследуются показатели работы нервной системы. При диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови адреналина.2. личностные тесты в виде вопросников - оценка индивидуально-психологических особенностей личности путем получения односложных ответов на определенные вопросы.а. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. Содержит 16 шкал — факторов, диагностирующих личностные особенности обследуемых. Каждый фактор биполярен и позволяет судить о степени выраженности опред. свойства личности.б. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ).Состоит из оценочных шкал, позволяющих определить степень надежности результатов, и десяти шкал, раскрывающих структуру личности обследуемого.3. интеллектуальные- исследуется интеллектуальный уровень развития человека
а. шкала А. Бине (IQ) - коэффициент умственного развития.
б. «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых» (WAIS).
в. Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена. не зависит от образовательного уровня испытуемых. Предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить. Матрица представляет собой графическое изображение, в котором имеется пробел, и набор фигур-вставок, одна из которых, если ее поместить в этот пробел, восстанавливает логическую целостность всего изображения.4. Проективные тесты. Проекция - психический процесс бессознательного приписывания другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей. а. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). При предъявлении таблиц испытуемому предлагается по каждой изображенной на них картинке придумать рассказ, в котором нашло бы отражение то, что думают и чувствуют ее персонажи.б. Методика чернильных пятен Роршаха. Предъявляя испытуемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно. в. Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. На карточках изображены рисунки двух-трех людей, один из которых обращается к другому. Испытуемому предлагается ответить на обращение одного из участников диалога первыми пришедшими ему в голову словами.
Положительные стороны:1. Высокий уровень достоверности2. Практичность3. большие группы испытуемых
4. быстро обрабатываются результаты с помощью ЭВМ.Отрицательные стороны:
1. Каждый человек индивидуален, поэтому не всегда верны результаты.
2. У человека много зависит от настроения и окружающих людей.
3. Ложь, приукрашивание своих способностей.
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.