logo
otvety_yurpsikh

3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.

Тест (проба, испытание) - задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, знания и навыки испытуемого.

1. психолого-физиологические- исследуются показатели работы нервной системы. При диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови адрена­лина.2. личностные тесты в виде вопросников - оценка индивидуально-психологических осо­бенностей личности путем получения односложных от­ветов на определенные вопросы.а. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. Содержит 16 шкал — факторов, диагностирующих лич­ностные особенности обследуемых. Каждый фактор биполя­рен и позволяет судить о степени выраженности опред. свойства личности.б. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ).Состоит из оценочных шкал, позволяющих опре­делить степень надежности результатов, и десяти шкал, раскрывающих структуру личности обследуемо­го.3. интеллектуальные- исследуется интеллектуальный уровень развития человека

а. шкала А. Бине (IQ) - коэффициент умственного развития.

б. «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых» (WAIS).

в. Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена. не зависит от образова­тельного уровня испытуемых. Предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить. Матрица представляет собой графическое изображение, в котором имеется пробел, и набор фигур-вставок, одна из которых, если ее поместить в этот пробел, восста­навливает логическую целостность всего изображения.4. Проективные тесты. Проекция - психический процесс бессознательного приписывания другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей. а. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). При предъявлении таблиц испытуемому предлагается по каждой изо­браженной на них картинке придумать рассказ, в котором нашло бы отражение то, что думают и чувствуют ее персонажи.б. Методика чернильных пятен Роршаха. Предъявляя испытуемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно. в. Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. На карточках изображены рисунки двух-трех людей, один из которых обращается к другому. Испытуемому предлагается отве­тить на обращение одного из участников диалога первыми пришедшими ему в голову словами.

Положительные стороны:1. Высокий уровень достоверности2. Практичность3. большие группы испытуемых

4. быстро обрабатываются результаты с помощью ЭВМ.Отрицательные стороны:

1. Каждый человек индивидуален, поэтому не всегда верны результаты.

2. У человека много зависит от настроения и окружающих людей.

3. Ложь, приукрашивание своих способностей.