2. Методы изучения личности.
1. Метод беседы (интервью). Назначение в том, чтобы в процессе общения в психологически благоприятной обстановке получить необходимую информацию. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям или людям.2. Метод наблюдения - преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие психологических явлений с целью изучения их изменений в определенных условиях. В психологии различают по характеру взаимодействия — включенное (следователь входит в социальную ситуацию в качестве её участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения) и невключенное (со стороны). Используется, например следователем во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следователь наблюдает за поведением лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого меняет тактику поведения.3. Метод самонаблюдения (интроспекции) - исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой и фиксирующим все, что с ним происходит. 4. Экспериментальный метод направлен на изучение психологических явлений в специально созданных для этого условиях. Используется при проведении исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. Эксперименты делятся на лабораторные и естественные. При естественном эксперименте человек не осведомлен о том, что он в нем участвует и воспринимает все происходящее как подлинное событие. Разновидность лабор. экспериментов – метод тестов. 5. «Биографический» метод - сбор сведений о фактах и событиях, имеющих значение в жизни человека (сведения о родителях, социальной среде, в которой он воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах).
7. Метод составления психологического портрета преступника (ППП) Нахождение ответов на вопросы: что, каким образом и почему произошло на месте происшествия, обычно приводит к определению кто, мог совершить данное преступление.8. Метод тестов. Тест – проба, испытание. Применение: отбор сотрудников ОВД, судей, персонала в прокуратуру; судебно-психологические экспертизы; криминалистическая психология, изучение личности преступника.1. психолого-физиологические - исследуются показатели работы нервной системы. При диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови адреналина. 2. личностные тесты в виде вопросников - оценка индивидуально-психологических особенностей личности путем получения односложных ответов на определенные вопросы.
а. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. Содержит 16 шкал — факторов, диагностирующих личностные особенности обследуемых. Каждый фактор биполярен и позволяет судить о степени выраженности определенного свойства личности.
б. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ).
Состоит из оценочных шкал, позволяющих определить степень надежности результатов, и десяти шкал, раскрывающих структуру личности обследуемого (шкала: самоконтроля, депрессии, эмоциональной лабильности, импульсивности, мужественности — женственности, ригидности, тревожности, индивидуальности, оптимистичность, интроверсии — экстраверсии).
3. интеллектуальные - исследуется интеллектуальный уровень развития человека
а. шкала А. Бине (IQ) - коэффициент умственного развития.
б. «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых» (WAIS).
в. Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена. не зависит от образовательного уровня испытуемых. Он предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить. Матрица представляет собой графическое изображение, в котором имеется пробел, и набор фигур-вставок, одна из которых, если ее поместить в этот пробел, восстанавливает логическую целостность всего изображения.
4. Проективные тесты. Проекция - психический процесс бессознательного приписывания другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей.а. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). При предъявлении таблиц испытуемому предлагаются картинки к которым надо придумать рассказ, в котором нашло бы отражение то, что думают и чувствуют ее персонажи.б. Методика чернильных пятен Роршаха. Предъявляя испытуемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно.в. Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. На карточках изображены рисунки двух-трех людей, один из которых обращается к другому. Испытуемому предлагается ответить на обращение одного из участников диалога первыми пришедшими ему в голову словами.Требования к тестам:1. Надежность (надежность обозначает то, что тест позволяет получить одни и те же результаты независимо от количества опрашиваемых и контингента)2. Валидность ( демонстрирует соответствие тому, для чего предназначен тест).
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.