41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
Опознание -процесс мысленного сопоставления предъявляемого объекта, играющего роль свое образного сенсорного стимула, с ранее запечатленным в памяти образом искомого объекта либо даже с целым классом подобных однородных объектов.Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет идентификация (установление тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти человека опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов. Во втором случае мы имеем дело с так называемым родовым (категориальным) узнаванием, поскольку с его помощью устанавливается всего лишь сходство (или различие) предъявленного объекта с определенным классом подобных ему объектов. Условно-опознават.процесс м.разбить на этапы: Восприятие объекта будущим субъектом опознания.Этот этап,предшествующий собственно предъявлению для опознания составляет весьма важный в психологическом отношении процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, (процесс перцептивного изучения объекта) и на этой основе процесс формирования его образа.Признак воспринимаемого объекта-доступное восприятию свойство, кот. используется в опознавательных целях. Признак объекта может содержать один или несколько опознавательных ориентиров, кот.воспринимаются каждый в отдельности либо как единое целое, не поддающееся подробному описанию на вербальном уровне.На усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъективные факторы: физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, большое расстояние до объекта); продолжительность и частота восприятия объекта; состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения; психофизиологическое состояние опознающего (состояние повышенной психической напряженности, аффекта, гиперболизации образа нападавшего); уровень мотивации восприятия тех или иных объектов. Сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Первоначально воспринятый образ объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Затем результативность опознания снижается.Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий м.его узнать. После ВУД следователь вправе предъявить для опознания объект свидетелю, потерпевшему и т.д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может опознать его. Следователь д. помимо выяснения вопросов, относящихся к признакам объекта, внимательно оценить объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на восприятие объекта, интеллектуальные, мнемические способности свидетеля. Во время общения со свидетелем важно пробудить у него познавательный интерес к предстоящему следственному действию, желание оказать помощь органам предварительного следствия в установлении истины по делу. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Завершается выбором (узнаванием) одного из них. Опознающий осознает, что результаты опознания могут иметь различные уголовно-правовые нравственные последствия, и это налагает на него особую ответственность, вызывает состояние повышенной психической напряженности.Виды:Чаще всего происходит одномоментное узнавание(симультанное) узнавание предмета в целом. а не по отд.приметам,чертам. Сукцессивное:опознающийпрежде чем принять решение о тождестве объекта мысленно совершает перебор опознават. признаков,сопоставляя их с признаками предъявленного объекта. Симультанное узнавание занимает сотые доли секунды, на сукцесивное затрачивается гораздо больше времени, хотя эффективность его м.б. намного ниже. Нередко симультанное и сукцессивное узнавание имеют место в одном опознавательном акте. Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Может опознаваться не более трех объектов.На данной стадии после мысленного сличения предъявленного объекта с имеющимся в сознании образом достигается перцептивный результат в виде совпадения (несовпадения) предъявленного стимула и сохранившегося в памяти образа, т.е. происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Оценка результатов опознания следователем (судом)- логическое завершение опознавательного процесса. Большое значение приобретает оценка достигнутого результата в контексте со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.Н.обращать внимание на поведение опознающего во время опознания.Анализируются также поведение и характер реагирования опознанного лица.Все это оценивается в совокупности с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных является серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов.
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.