logo
otvety_yurpsikh

18. Способы активизации мыслительных процессов.

1. Стимуляция мотивов мыслительной деятельности. Осознание того, что без активизации мышления не может быть достигнута цель. Например, получив сложное дело, следователь должен сформировать в своем сознании установку — раскрыть преступление. Она становится сильным побудитель­ным мотивом мыслительной деятельности.2. Активное включение в поисковую деятельность. Плодотворные мысли чаще появляются именно тогда, когда человек ув­лечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем дости­гаются промежуточные результаты, стимулирующие дальнейшую познавательную активность. Начинающему следователю, получившему материалы сложного уго­ловного дела, можно рекомендовать: активно включайтесь в расследова­ние. После этого постепенно начнут вырисовываться и первые контуры отдельных фактов, а это станет положитель­ным фактором, активизирующим мышление.3. Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядоче­нием информации. Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями с кол­легами по поводу изучаемого явления обостряют проблему, вскрывают имеющиеся в ней скрытые противоречия.4. Метод проигрывания ролей. Применяется в целях лучшего понимания поведения лиц, участвовавших в исследуемом собы­тии. Мысленно проигрывая роли различных сторон следователь пытается понять мотивы и поведение преступника, потерпевшего.5. Отсрочка. Иногда бывает полезно на короткое время отложить поиск решения, переключившись на другой вид деятельности. 6. Метод группового стимулирования мыслительных процессов. Иногда бывает целесо­образно передать дело для изучения более опытному работнику, чтобы он поделился своими мыслями и суждениями по данному вопросу.7. Метод мозговой атаки. Основные правила его сводятся к исключению категорических суждений. Участники обсуждения делятся на две независимые друг от друга группы: группа генерации идей и группа их оценки.