logo
otvety_yurpsikh

6. Общая характеристика познавательных процессов.

Познавательная деятельность включает в себя следующие процессы:

1. Сенсорные (от лат. sensus - ощущение) - отражают отдельные свойства предметов и явлений. Психический результат этого действия называется ощущением.

2. Перцептивные (от лат. percipere — воспринимать) - отражают предметы и явления в их целостном виде. Психические образы этих предметов и явлений называются восприятием.

3. Мнемические (от греч. mneme — память) создают образы памяти. Преобразование представлений памяти в новые образы — это процессы воображения.

4. Интеллектуальные (от лат. intellectus - разум), или мыслительные, отражают существенные связи между явлениями.

Ощущение- это простейший познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение.Восприятие- отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом. Свойства: предметность, целостность, избирательность, константность, апперцепция. Различают восприятие времени, пространства и движения.Память- запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы как запоминание, сохранение, и забывание.Интеллект - способность индивида использовать полученную информацию.Мышление– процесс обработки информации головным мозгом, опосредованное отражение в сознании человека свойств, связей, и отношений предметов и явлений окружающего мира.Воображение – представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение.Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Отсюда следует вывод, что уровень развития познавательных возможностей зависит не только от полученных при рождении задатков, но и в большой степени от характера воспитания ребенка в семье, школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.