logo
otvety_yurpsikh

24. Гуманистическая школа психологии.

Это направление возник в США в 50 годы в протест психанализа. Гуманист, т.к. оно основано на вере в возм-ть расцвета кажд чел сущ-ва, если представить ему возм-ть самому выбрать св судьбу и направлять ее. Родоначальники: Карл Роджерс, Абрахам Маслоу. В кажд человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необх для развития. Осн принципы гуманист психологии: 1. Чел-к всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью Даже обреченный на смерть чел-к м по-разному чувст-ть ее приблежение. 2. Сам важным источником инфо явл субъект психич опыт чел-ка, доступный ему ч\з осознание «здесь и теперь». Человек от природы хорош и способен к самосоверш-ю.Сама сущность чел-ка постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обст-ва окружения не мешают этому. Люди – в высш степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознат потребностей и конфликтов. Люди активн творцы св жизни, облад свободой выбирсть и развивать стиль жизни, кот ограничена только физическ или социальными воздействиями. Каждого чела нужно изучать как единое, уникальное , организованное целое Природа чела хороша или по крайней мере нейтральна. Творчество-неотъемлемое свойство природы человека. Творчество – это универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Самоусоверш-е явл основной темой жизни человека – темой, кот нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями. Потребности в порядке их очередности: физиологические потребности; безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или потребности личного самосовершенствования. Доминир потребности располож внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как чел-к чел-к может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно потребности одного типа д б удовлетворены полностью прежде, чем другая, располож выше, потребность проявится и станет действующей. Маслоу выделил 2 глобальные категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы вкл в себя чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии. Мотивы роста имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Мотивы роста приобрет актуальность главным образом после того, как в достат мере удовлетворены дефицитарные мотивы.

25.Бихевиоризм. Теория формирования агрессивных форм личности.  Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. Cущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного . Теория формирования агрессивных форм повед: Бихевиоризм видит только поведение человека в данный момент. Но исключает личность, самого действующего человека. С позиции бихевиоризма агрессивность выступает как поведенческое расстройство. Его формула гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели. Но можно ли понять поведение, не учитывая личность, которое обнаруживает это поведение? Поведение можно понять в том случае, если мы будем знать неосознанные и осознанные мотивы, побудившие его к действию, считает Э. Фромм.