21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
При оценке свидетельских показаний необходимо учитывать:1. особенности восприятия человека - его физиологические пределы, дефекты органов восприятия, избирательность и направленность восприятия, восприимчивость к различным раздражителям, психологическая установка на восприятие, понимание воспринятого отношения к нему и др. 2. условия восприятия - психологическое состояние лица в момент восприятия, продолжительность и обстановка восприятия, параметры воспринимаемого объекта, физические условия восприятия - освещенность, расстояние, слышимость и др. 3. специфика запечатления и свойства памяти - новизна событий, их повторяемость, продолжительность сохранения информации, особенности памяти и ее дефекты, возможность искажения или подмены информации и др. 4. характер и условия воспроизведения воспринятых сведений - обстановка и мастерство допроса, умение допрашиваемого точно излагать мысли, нежелание давать правдивые показания по личным мотивам или из-за боязни мести со стороны обвиняемого и других лиц, правильность фиксирования сообщаемых сведений и т.п. Влияние закономернстей:1. Показания нескольких свидетелей об одном и том же событии могут не совпадать, если они находились в разных условиях для наблюдения или по каким-либо причинам обратили внимание на разные особенности воспринимаемого события. 2. Причиной искажения истины в показаниях свидетелей или упущения ими некоторых обстоятельств может быть скоротечность события, о котором дается показание. 3. Внимание может притупляться ввиду болезненного состояния свидетеля, опьянения. 4. Полнота восприятия значительно снижается при утомлении, в подавленном состоянии. 5. Под влиянием эмоций наиболее ярко и полно воспринимаются явления, возбудившие эти чувства, и, наоборот, глушатся другие восприятия. 6. Восприятие человека. Может вырабатываться предубеждение по отношению к отдельному индивиду, и если у человека «плохая репутация», то даже самые невинные его поступки могут истолковываться предвзято.7. Восприятие речи Речь, произнесенная даже на знакомом языке, но о предметах, непонятных свидетелю, воспринимается чисто механически и в лучшем случае в памяти могут остаться отдельные солова. Уяснив же смысл произнесенной речи, свидетель может не запомнить отдельных слов, но рассказать ее содержание. 8. Восприятие временных отношений. Как более длительные воспринимаются отрезки времени, заполненные неприятными событиями. Периоды, насыщенные интересными событиями вспоминаются как более длительные, а периоды, бедные событиями, кажутся меньше, чем были в действительности. Меньшие отрезки времени обычно кажутся длиннее, а большие - короче. Наиболее точно оценивается промежутки в 5 - 15 минут. На восприятие времени существенное влияние может оказать состояние человека в момент восприятия (в минуты опасности человек испытывает больше переживаний по сравнению с обычными условиями, следовательно, свидетели, для которых «аварийная ситуация» является неожиданностью, могут допустить существенные ошибки в оценке времени). 9. Показания свидетелей о времени, пространстве и движении - по сути оценочные суждения. Для того, чтобы проверить и правильно их оценить, необходимо установить место где находился свидетель, условия восприятия, способствующие или затрудняющие восприятие; способы, которыми свидетель пользовался при определении расстоянии, времени, скорости движения и т.д. Следует также помнить, что для всех анализаторов свойственно недооценивать большие интервалы и переоценивать малые. 10. Необходимо также учитывать, что чувства пространства, времени и движения вырабатываются в процессе накапливаемого житейского опыта – учет возраста.11. На запоминание действует последующая деятельность свидетеля, состояние памяти свидетеля. Память зависит от ряда причин физиологического характера, тренировки ее, возраста человека и т.д. Для запоминания существенное значение имеет и тот факт, является ли полученное данным свидетелем впечатление необычным или обычным, стремился ли свидетель к наблюдению определенного явления и к тому, чтобы его запомнить, или восприятие было непроизвольным
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.