logo
otvety_yurpsikh

12.Восприятие пространства и времени

Восприятие пространства. Вкл-ет в себя как отраж-е формы, величины, взаимного располож-я предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в кот-м они расположены относ-но др.друга. По нек-ым уг.делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка простран­ствен-х координат движущихся объектов имеет исключ-ьно важ­ное знач-е.В основе пространствен-го восприятия лежит деятельность вестибулярн., глазодвигательного аппаратов, участие бинокуляр­ного зрительного восприятия, ощущения мышечных усилий от све­дения зрительных осей на фиксируемом предмете и ощущения от измен-я преломляющей способ-ти хрусталика глаза путем изменения его кривизны. Т-же актив­ную роль в восприятии простр-ва в сочет-ии со зрительным анализатором играют слуховые, тактильные, кинестетические ана­лизаторы. Существенно облегчают восприятие простр-ва доп.зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с пом-ью кот-ой мы как бы расчленяем пространство на его составн.эл-ты и затем оцениваем их в отдельности.Т-же больш.знач-е имеют: по­лож-е суб-та относ-но воспринимаемого объекта, усл-я восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Рас­полож-е свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по срав­нению с положением свидетеля перпендикулярно направлению его дви­жения при прочих равных условиях может привести к большему иска­жению пространственного восприятия движущегося объекта.Восприятие времени — это отраж-е в сознании чел-ка после­доват-ти, длительности, скоротечности явлений действительнос­ти. Этоориентировка человека в самом времени. В основе восприятия времени лежат ритмич-ие процессы жизнедеят-ти организма.На восприятие последоват-ти событий влияют следующие факторы: перцептивная установка суб-та, выраж-ся в готовнос­ти его к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявл-ся в естественной организации стимулов; упорядочен­ность событий самим суб-ом с использ-ем определен.после­д-ти событий, облад-х какими-то значимыми для суб-­та признаками.Значительнвлияние на восприятие продолж-ти какого-либо события во времени т-же м.оказать степень занятости суб-та в данный времен.интервал. Время, заполненное активной дея­тельностью, кажется протекающим намного быстрее.,Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщен. Деят-ью, направлен.на удовлетвор-е личностно значимых мотивов, восприним-ся более коротким.Т-же меняется восприятие продолж-ти времени в зависи­мости от возраста. Для людей преклон. возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэт.при допросе свидетелей мы м.столкнуться с расхожд-ми в их показаниях.Нередко восприятие време­ни свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в сост-ии эмо­циональн., психич. Напряжен-ти, что т-же оказ.иска­жающее влияние на оценку продолж-ти события.(при соверш-иипреступления в состоянии аффекта. В таких ситуациях можно использовать прием оценки времени по методу воспроизведения- обвин-му (потерпевшему, свиде­телю) предлаг-ся воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирова­ние).При расслед-ии преступ-ий, связан-х с примен-ем оружия, возник.необход-ть оценить интерва­лы м\у услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать вре­менную оценку интервалов, возник.проблема с существенными искажениями в оценках их длительности. В основе таких искажений лежат психологические закономерности восприятия времени,т.к.короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, прак­тически не воспринимаются. При интервалах в 0,5—1 с границы вы­стрелов и интервал образуют единство. И лишь при интервалах свыше 1 с преобладающим является восприятие интервала. Наряду с этими эм­пирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные — недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким. И наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее пер­вого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности громкий звук кажется более длительным. Интервалы, ограниченные вы­сокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограничен­ные низкими звуками