12.Восприятие пространства и времени
Восприятие пространства. Вкл-ет в себя как отраж-е формы, величины, взаимного располож-я предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в кот-м они расположены относ-но др.друга. По нек-ым уг.делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространствен-х координат движущихся объектов имеет исключ-ьно важное знач-е.В основе пространствен-го восприятия лежит деятельность вестибулярн., глазодвигательного аппаратов, участие бинокулярного зрительного восприятия, ощущения мышечных усилий от сведения зрительных осей на фиксируемом предмете и ощущения от измен-я преломляющей способ-ти хрусталика глаза путем изменения его кривизны. Т-же активную роль в восприятии простр-ва в сочет-ии со зрительным анализатором играют слуховые, тактильные, кинестетические анализаторы. Существенно облегчают восприятие простр-ва доп.зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с пом-ью кот-ой мы как бы расчленяем пространство на его составн.эл-ты и затем оцениваем их в отдельности.Т-же больш.знач-е имеют: полож-е суб-та относ-но воспринимаемого объекта, усл-я восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Располож-е свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по сравнению с положением свидетеля перпендикулярно направлению его движения при прочих равных условиях может привести к большему искажению пространственного восприятия движущегося объекта.Восприятие времени — это отраж-е в сознании чел-ка последоват-ти, длительности, скоротечности явлений действительности. Этоориентировка человека в самом времени. В основе восприятия времени лежат ритмич-ие процессы жизнедеят-ти организма.На восприятие последоват-ти событий влияют следующие факторы: перцептивная установка суб-та, выраж-ся в готовности его к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявл-ся в естественной организации стимулов; упорядоченность событий самим суб-ом с использ-ем определен.послед-ти событий, облад-х какими-то значимыми для суб-та признаками.Значительнвлияние на восприятие продолж-ти какого-либо события во времени т-же м.оказать степень занятости суб-та в данный времен.интервал. Время, заполненное активной деятельностью, кажется протекающим намного быстрее.,Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщен. Деят-ью, направлен.на удовлетвор-е личностно значимых мотивов, восприним-ся более коротким.Т-же меняется восприятие продолж-ти времени в зависимости от возраста. Для людей преклон. возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэт.при допросе свидетелей мы м.столкнуться с расхожд-ми в их показаниях.Нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в сост-ии эмоциональн., психич. Напряжен-ти, что т-же оказ.искажающее влияние на оценку продолж-ти события.(при соверш-иипреступления в состоянии аффекта. В таких ситуациях можно использовать прием оценки времени по методу воспроизведения- обвин-му (потерпевшему, свидетелю) предлаг-ся воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирование).При расслед-ии преступ-ий, связан-х с примен-ем оружия, возник.необход-ть оценить интервалы м\у услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать временную оценку интервалов, возник.проблема с существенными искажениями в оценках их длительности. В основе таких искажений лежат психологические закономерности восприятия времени,т.к.короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, практически не воспринимаются. При интервалах в 0,5—1 с границы выстрелов и интервал образуют единство. И лишь при интервалах свыше 1 с преобладающим является восприятие интервала. Наряду с этими эмпирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные — недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким. И наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее первого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности громкий звук кажется более длительным. Интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.