logo
otvety_yurpsikh

42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.

Первая попытка СПЭ - 1883г. Исследование "чувств и впечатлений". Решался ? о наличии аффекта. Владимиров предлагал проводить в суде исследование психического состояния подсудимого на мом-т совершения преступления. Судебно-психологическая экспертиза - одна из главных форм практического применения специальных психологических познаний в уголовном процессе. Проводится по постановлению следователя или определению суда в соответствии с нормами уголовно-процессуального кодекса в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших. В это же время Лурия проводил эксперименты, направл-е на выявление "психических следов" преступления (т.е. возможность причастности заподозренных лиц к совершенному прест-ю).С 30-х годов исследования свернули. Новый подъем интересов с 60-х гг. началась активная исследоват-я работа (Ратинов, Яковлев, Рогачевский. СПЭ- самост вид суд экспертизы, состоящий в использовании спе. проф познаний для установления обстоят-в, входящих в процесс доказывания по УД. Предмет. Входит обширныц круг обстоят-в, хар-щих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и руководства своим поведением в значимых ситуациях, а также состояния и св-ва личности, значимые для индивидуализации отв-ти и наказания. Главный объект - психика. Основания назначения. правовой основой гос-ой судебно-экспертной д-ти явл-ся Конституция РФ, УПК, ГПК, КоАП. По конкретному же делу основаниями пр-ва любой эксп-зы явл-ся: определения суда, постановления судьи, дица, призвод-го дознание, следователя или прокурора, вынесенные в соотв-ии с теми/ иными нормами права. Поводом к назначению СПЭ м.б. любые фактические основания, относящ-ся к делу. Это м.б. какие-либо сомнения судьи, след-ля относит-но психологических особенностей поведения тех/иных лиц, причин психол-го х-ра их дей-ий. Виды СПЭ: 1)экс-за эмоциональных состояний, 2)экс-за несовершеннолетних обвиняемых, 3)экс-за свидетелей и потерпевших, 4)экс-за по делам об изнасилованиях, 5)экс-за индивид-психологических особенностей обвиняемого и мотивов противоправ-х Дей-ий, 6)экс-за свидетелей, когда возникли сомнения в их способности правильно воспринимать обст-ва, имеющие значения для дела и давать о них показания, 7)экс-за обоснованности риска,8)посмертна СПЭ. Судебная экспертиза – особое процессуальное действие, строго регламентированное законом, целью которого является получение заключения эксперта. Экспертиза проводится в тех случаях, когда для решения вопросов, возникающих в ходе расследования преступлений или их судебного разбирательства, возникает потребность в применении специальных познаний в определенной области науки, техники,искусства или ремесла. Под специальными познаниями понимается совокупность сведений и навыков, которые не могут быть признаны общеизвестными, поскольку принадлежат относительно узкому кругу специалистов, чаще всего профессионалов в какой-либо области. В соответствии с вышесказанным"экспертиза определяется как исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в целях дачи заключения, служащего доказательством по делу".Судебно-психологическая экспертиза проводится в тех случаях, когда необходимо исследовать какие-то психическое проявления личности, не выходящие за пределы нормы, одним словом, исследовать такие отклонения, которые не носят патологического характера. Эксперт-психолог вправе отказаться от проведения экспертизы, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют его профессиональной специализации.Задачей судебно-психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика непатологических психических аномалий индивида. Методом экспертизы является метод беседы и метод текстов. Тесты должны быть пригодными (валидными) и высоконадежными. Наиболее распространенными являются следующие тесты:оценка интеллекта, (выявляется степень интеллекта и умения им пользоваться у испытуемого);личностный опросник, который выявляет психосоматические и неврологические отклонения, а также психопатические типы поведения испытуемого. Заключение судебно-психологической экспертизы, как и любое заключение, состоит из:вводной части, где указывается место и время составления заключения, сведения об эксперте, процессуальное основание назначения экспертизы;исследовательской части, которая носит описательный характер;заключительной части, дающей ответы на поставленные следствием вопросы, которые и являются выводами эксперта.При возникновении достаточных оснований следователь может назначить повторную или дополнительную судебно-психологическую экспертизу.Законом предусмотрены следующие случаи обязательного назначения судебно-психологической экспертизы:1) для установления умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого. Перед экспертом будут поставлены вопросы: - есть ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются; - можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у конкретного липа отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию значения своих общественных опасных действий; - в какой степени данное лицо могло руководить своими действиями;2) для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; 3) для установления беспомощного состояния потерпевшей при совершении в отношении нее изнасилования. При этом состояние беспомощности может быть выражено по разному:- общая физическая слабость; - алкогольное или наркотическое опьянение; - неспособность правильно оценить ситуацию; - малолетний возраст и т. д.;4) для установления состояния аффекта при совершении преступления, который связан с понижением способности человека сознательно руководить своими действиями.Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена при наличии необязательных поводов для нее:1) для установления авторства письменного документа по определенным психологическим особенностям (выбор слов, правильность и организованность текста я т.п.);2) для установления непатологического психического состояния лица, расположенного к суициду, происходящего в результате длительной депрессии или длительном накоплении отрицательных эмоций,3) при расследовании происшествий, связанных с использованием техники, т.к. при расследовании аварий следователь при помощи эксперта должен отличить ошибки от халатности, преступной самонадеянности или небрежности. При некоторых дорожно-транспортных происшествиях может быть назначена инженерно-психологическая экспертиза, с помощью которой следователь может анализировать поведение водителя во время ДТП.

43.Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Наиболее распр ??,кот став-ся перед экспертами-психологами при исслед различных эмоц-х, психич-х состояний явл-ся: 1)с учетом индивидуально-психолог особенностей личности, нах-ся ли обвиняемый в момент соверш противоправных дей-ий в состоянии аффекта или ином эмоц.-напряженном состоянии. Какое влияние оно м. оказать на его сознание, поведение, способность руководить своими дей-ми и контролировать их. Что послужило причиной аффекта. Явл-ся ли для него с психологич. точки зрения ситуация, в которой он оказался,психотравмирующей? Какое влияние она могла оказать на эмоц-ое состояние, сознание, поведение? Имеются ли у подэкспертного какие-л. индивид.психологические особенности личности, которые могли бы оказать существ-е влияние на глубину, интенсивность переживаний в связи с дей-ми  и высказываниями противоположной стороны. 2)в зависимости от нахождения в стрессовом состоянии: -нах-ся ли в стрессовом состоянии; -мог ли  он соотносить свои Дей-я с обективными требованиями ситуации. Исследование эмоц-х состояний вкл. 3 этапа: 1)ретроспективный анализ психич состояния суб-та. Его влияние на сознание и д-ть; 2)изучение индивид.-психологических особенностей подэкспертного ; 3)изучение и психолог оценка ситуации, в которой было совершено прест.

44.Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. Дел на две гр.: а) Эксп. обвин.; б) Эксп. свидетелей, потерпев. Экспертиза обвиняемых-несовершен.: у обвин. возможно отставание в развитии, не связ. с псих. заболев. Пед. запущен.: не обуч. в школе, живет с родит-алкогол., неблагополуч. среда. Не развив. эмоц.-волевая сфера, абстракт. мышление. Задержка психич. развития. Возрастная психология- это отрасль психолог. науки, кот. изуч. закономер. этапов психич. развития и формир. личности на протяжении онтогенеза чел. от рожд. до старости. Сущ. периодизация возрастов, кажд. возраст им. ряд особенностей; псих. особен. измен. скачкообразно. Новорожд.: 1-10 дней; груд. реб.: 10 дн.-1 год; раннее детство: 1-2 года; 1ый период детства: 3-7 лет; 2ой период детства: мальч.- 8-12 лет, дев.- 8-11 лет;подрост. возраст: м.- 13-16(17) лет, д.- 12-15(16) лет; юношеский возраст: м.- 17(18)-21 год, д.- 16-20 лет. Подрост. возраст - 11(12)- 15(16) лет- псих. особенности базир. на биологич. измен. и на физиологии. Подросток за год м. вырасти до 20 см, но сердечно-сосуд. система отстает. Гормональные изм. повыш. восприимчивость и направ. псих. процессы. Биологич. особенности влияют на психич. особен. Поведение стан. импульсивным, слабоконтролир., неустойчивость настроения => конфликтность со взрослыми. Велика роль лично-интимных отн-ий. Болезненное чувство взрослости. Ярко выражено стремление наход. в группе. Если обвин.- несовершен. участв. в групп. прест. и по материалам дела видно, что на него м. повлиять гр., то перед экспертом м. поставить вопросы: 1) учит. возраст., индивид.-психол. особен. личности какое влияние на поведение м. оказать члены прест. группы? 2) наход. ли он от них в психол. завис.? Экспертиза свидетелей, потерпевших- несовершен.: Сущ. неск. точек зр.: 1. дети до 16 лет однозначно не м. давать правдив. показ., что связано со склон. к фантазир., высок. уровнем внушаемости; 2. Гульдан: несоверш. от 12 лет способны давать столько же инф-ии при свобод. рассказе, сколько и взрослые; 3. М.М. Коченов, Осипова: при правильно провед. допросе правдив. показ. м. давать и малолет. дети 5 лет, но с учетом псих. особен. возраста. С.С. Шипшин: выд. 2 гр. факторов, кот. влияют на показ. несоверш.: 1) внешние факторы: это условия восприятия исслед. событий (П: дефицит времени, наличие сильных помех (звуковых); 2) внутренние факторы: а)особен. анализаторных систем, позвол. адекватно воспринимать отд. предметы или сочет., а т. внешнюю сторону событий; б) особен. мыслит. деят. (П: жизнен. опыт); в) эмоц. и соматическое сост. (здоровье) чел. в момент восприятия; г) насколько м. объяснить увиденное словами, т.е. речевое развитие; д) повышен. внушаемость с одной ст., а с др.- склонность к фантазированию. Повыш. внушаемость м. приводить к искаж. инф-ии под влиянием лиц, заинтерес. в сокрытии реальных обст-в; а с др. стор.- показ. м. меняться под влиянием сл-ля (путем наводящих вопросов). Внушаемость- это инд., не критическая готовность, податливость подчиниться возд. окруж. людей и источников инф-ии (книги, ТВ). Внуш. зависит от личност. хар-к, она выше у тревожно-мнительных, робких, стеснит. Сущ. ситуативные факторы: утомление, стресс, дефицит времени при принятии решений, недостаток инф-ии, групповое давление. Осн. вопросы: им. ли у свидет., потерп. психол. особенности, снижающие его способ. правильно восприн. события или предметы и адекватно воспринятому воспр. увиденное или услышанное?

45.Посмертная судебно-психологическая экспертиза. Самый сложный вид эксп, т.к нет того, чью психику мы изучаем. Изучаются х-ки различных людей о чел-ке, предсмертная записка (кто написал, в каком эмоц-ом состоянии - определяют графологи; смысловая направленность записки - с точки зр. психолингвистического аспекта) Эксп назнач в случае суицида. Суицид - умышл, намеренное лишение себя жизни. Это осознанный волевой акт.  Хотя бывает у психич-больных людей. Суицидальное поведение вкл-ет в себя: 1)завершенное самоубийство; 2)суицидальн попытки; 3)суицидальн намерения. Суицидальн проц-с - эволюция суиц поведения от мыслей к покушению, далее к завершенному самоуб-ву. Аффективный суицид - внезапно, сразу все стадии. Хронический суицид - образ жизни, сопряженный с рискованным поведением, включая злоупотребление алкоголем, потреблением наркотиков или системное покушение на свою жизнь.  Одинарный суицид - 1 чел кончает жизнь самоуб-вомю 2-ой суицид - одновр-но самоуб-во двоих людей по взаимной договоренности. Расширенное самоуб-во - 1-го или неск-их чел-к, последовавшее за самоуб-вом члена семьи или значимого чел-а . Суицид - предмет социологии, мед, психологии и др. Попытки объснения суицида с точки зр. соц-гии: 1)сам-во, его кол-во и ур-нь нах-ся в обратной корреляционной завис-ти от степ интеграции и степ сплоченности общ-ва. Чем более сплоченное общ-во, тем меьше суицидов. Сниж-ся ур-нь во время войн, катаклизмов.; 2)Ур-нь суицидов повыш-ся в годы экон-х кризисов, депрессивного сост-я эк-ки и роста безработицы; 3)степень соц.-экономической дифференциации : чем больше диф-ция, тем больше суицидов; 4)Ур-нь  возрастает в годы идеологических кризисов (смена вех) 90-е годы. Весна, осень - обострение суицидов, особенно опасны - выходные дни (невроз вых-го дня). Опасные возраста: 1)13-14 -1-ая любовь; 2)19-20 - попытки у девушек, завершенные суициды у парней; 3)кризис среднего возраста - за 30; 4)старше 44-45 - синдром "опустевшего гнезда". Большая суицидальная опасность у военнослужащих. Кто в большей степени склонен к суициду: 1)люди с тревожно-мнительными хар-ками. Трудноприспособленные к жизн-ым усл-ям; 2)сильные, целеустремленные, очень категоричные; 3)те кто  склонен контролир-ть свои эмоции, сдержанные; 4) у кого утрированно чувство долга. Этапы суиц-го поведения: 1.предсуиц-ый период. М.б. разным: от 6 мес до 1 мес (продуманный суицид) или аффективный суицид. Х-но для длительного суицида: ощущение безразличия; чувство сожаления о своем существовании; переживание тягостности, невыносимости; чувство внутреннего согласия со смертью; этап эйфории - за 2-3 дня до совершения самоуб-ва (т.к. психологич-ое облегчение от разрешения внутр-го конфликта). Этой динамики нет в демонстративных суицидах. 2.этап исполнения. 46.СПЭ инд-психологичес особенностей обвиняемого и мотивов противоправных действий.

Вопросы, решаемые СПЭ относительно индив-психологических (характерологических) особенностей, свойств личности. В качестве примерных ??, кот м б поставлены перед экспертом-психологом, можно назвать следующие: Какие индивидуально-психолог особенности присущи личности испытуемого? Имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психолог особенности (интеллект, характерологические, эмоционально-волевые, мотивацион и др.), кот могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации? Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и другие), снижающие его способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и адекватно воспринятому воспроизводить увиденное (услышанное)?При расследовании УД об автопроисшествиях, нарушениях правил техники безопасности и других тяжких по своим последствиям происшествиях, когда субъект (оператор) не справился со своими профессиональными обязанностями, перед экспертом-психологом, специалистом в области инженерной психологии могут быть поставлены следующие вопросы: Каким образом инд-психол особенности личности обвиняемого, его психическое состояние в момент происшествия могли оказать влияние на оценку им сложившейся ситуации, принятие решения и его реализацию? Каково время двигательной реакции у испытуемого, соответствует 'ли она требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью? При возникающих сомнениях относительно невиновного причинения вреда, когда субъект, хотя и предвидел вредные последствия, но не сумел их предотвратить, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: соответствуют ли психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него профессионально-психологических навыков требованиям экстремальных условий, в которых он оказался, характеру нервно-психических перегрузок?

47.Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. КСППЭ провод. одноврем. и совместно экспертом-психологом и экспертом-психиатром. На разрешение экспертов м/б поставлены след. вопросы: 1) опред., им. ли у лица такие особенности умствен. деят., кот. м. препятствовать осознанию им значения противоправ. действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения; 2)опред. степень влияния характериологических особенностей обследуемого лица на реализацию противоправ. поведения; 3)диагностировать состояние аффекта у психопатической личности во время совершения правонарушения. Особая разновидность патологической обусловленности противоправ. поведения   состояние алк. опьянения. Известно , что больш. прест. против личности и многие др. преступления соверш. в этом состоянии. При опред. субъективных сторон состава преступления (вина, цель, мотивы), совершенного в состоянии алк. опьянения, возникает ряд трудностей, если не учитывать это состояние как состояние патологическое. Индивид. своеобразие данного состояния т. треб. экспертного психолого-психиатрического исслед. Раскрытие психолого-психиатрической эксп. структуры личности подэкспертного лица (содержания и иерархии его осн.  мотивационных образований) м/б  использ. судом при анализе мотивов противоправного деяния. В ряде случаев субъективная сторона так называемых "безмотивных" прест. раскрыв. на основе "расшифровки" общих установочных особенностей мотивационной сферы личности.