32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
Допрос - это общение следователя с допрашиваемым,во время которого осущ.регулируемое в рамках закона воздействие на мыслительную,эмоц и волевую сферу последнего с помощью психологических методов,в целях получения от него полной и правильной информации об интересующих следствие событиях и фактах.С т.з. психологии допрос можно определить как процесс общения и воздействия на допрашиваемого.Психологические закономерности человеческого общения в процессе допроса имеют свои специфические черты:- Допрос регламентирован нормами уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которыми следователь наделяется функцией управления общением. - Между следователем и допрашиваемым возникает ситуация принудительного общения,что влияет на психическое состояние последнего. - Результаты общения следователя с допрашиваемым должны быть удостоверены в протоколе допроса.Допрос с самого начала предполагает неравенство в обмене информацией. Со стороны следователя она всегда предельно лимитирована. Чёткая регламентация допроса,его объёма,количества,качества,последовательности передачи инфы следователем яв-ся непременным условием его эффек.проведения.Проведение данного следственного действия отличается от других следственных действий рядом важных психолог.особенностей.Причем имеются как «+»,так и «-»В + плане эти особенности проявляются в следующем:1)допрос легче проводить, чем другие след.действия;2)эффективность его проведения во многом зависит от профес.мастерства следователя;3)его можно снова провести,если что-то упущено,можно отложить.Негативные особенности проявляются в следующем:1)наличие психологических барьеров в общении;2)зависимость результатов допроса от надежности показаний свидетелей и потерпевших;3)технические сложности в проведении допроса.Д. имеет свое собственное психологическое содержание: -изучение психологических особенностей личности допраш: его мотивов,интересов,особенностей темперамента и характера и т.д.; -изменение психического состояния допрашиваемого:аффективного, фрустрационного и т.п.; - установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним; -оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого; -использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.Допрос представляет собой самостоятельный и сложный вид деятельности, состоящий из совокупности отдельных действий.В психологической литературе допрос представлен следующими основными стадиями.1.Психологическая подготовка к допросу.2.Осуществление допроса.3.Применение методов психологического воздействия.4.Фиксация результатов допроса.5.Анализ и оценка результатов допроса. Следователь д.знать с чего начать допрос, какие ? задать,какие психологические приёмы применить для воздействия на допрашиваемого.Следователь настраивается на определённое поведение при допросе,учитывает противодействие со стороны допрашиваемого. нешне психологическая готовность к допросу проявляется в уверенных движениях,убедительной речи и т.д., что, конечно, ощущает и допрашиваемый.Кроме этого, на эффективность допроса оказывает влияние целый ряд факторов.(Выбор времени и места допроса.Воздействие посторонних раздражителей. Обстановка в кабинете следователя.Применение магнитофонной записи.Поведение следователя во время допроса)Необходимым условием успешного проведения допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым.Установления такого контакта обусловлена следующими обстоятельствами.Цели установления психологического контакта: 1)Активизация психической деятельности субъекта в предстоящем общении.2)Снятие предубеждения, настороженности у субъекта общения.3)Облегчение процесса психологической адаптации.
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.