40.Психология допроса несовершеннолетних.
В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия: младенческий возраст (от рождения до одного года);раннее детство (от года до трех лет);дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет);младший школьный возраст (от шести-семи до 11 12 лет);подростковый возраст (от 11 12 до 14 15 лет);ранний юношеский возраст (от 14 15 до 17 18 лет).Переход от одного возрастного периода к последующему сопровождается известными "кризисами" развития, обусловленными возникающими противоречиями между новыми потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка.Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе и к самой процедуре судопроизводства, что, безусловно, необходимоучитывать независимо от того, в какой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он ни проходил по делу: свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым (подсудимым), его поведение во время допроса во многом будет определяться прежде всего возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями его личности. Содержание, форма, достоверность показаний несовершеннолетних во многом будут зависеть от уровня развития их психики, индивидуально-психологических особенностей личности. Дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью. Особенности допроса : они имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти. Чтобы установить психологический контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями воспитания. Если следователь сомневается в способности несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, а также осознавать значение своих противоправовых действий, то он назначает судебно-психологическую экспертизу. Допросы лиц,достигших 16-17летнего возраста, целесообразно с применением тех же тактич.приемов,кот.рекоменд-ся при допросе взрослых.Вызов на допрос несоверш-го проводится черезего родителей и иных закон.представаителей. Для участия несоверш-го в возрасте до 14л(м.б.от 14-18л) вызывается педагог. Свидетели,не достигшие 16л не предупреждаются об ответ-ти за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Допрос несоверш-го в суде м.б.проведен в отсутствие подсудимого.Свидетель,не достигший 16л,д.б. удален из зала заседания по окончании допроса. Аналогич.порядок при рассмотрении ГД. При полготовке допроса необх-мо получить сведения: в каких условиях проживает, харракт-ка интеллект.развития;насколько наблюдателен,сообразителен.черты характера,физич.развитие ребенка, состояние восприятия интересующих суд фактов, чем занимался после происшествия, рассказывал ли кому. Важно на начальной стадии допроса сформировать интерес к предстоящему разговору. Пояснить ребенку, что от него ждут помощи. Допрашиваемый м.прибегнуть к вымыслу, чтобы заслужить одобрение взрослых,участвующих в допросе. При допросе следует чередовать вопросы,затрагивающие эмоц.комплекс с нейтральными вопросами. Продуктивно м.давать показания: дети 3-5лет-15-20мин,5-7лет-20-25мин, 7-10лет 25-35мин. Если за это время не все удалось выяснить, обязательно следует сделать перерыв в допросе.
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.