logo
otvety_yurpsikh

40.Психология допроса несовершеннолетних.

В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия: младенческий возраст (от рождения до одного года);раннее детство (от года до трех лет);дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет);младший школьный возраст (от шести-семи до 11 12 лет);подростковый возраст (от 11 12 до 14 15 лет);ранний юношеский возраст (от 14 15 до 17 18 лет).Переход от одного возрастного периода к последующему сопровождается известными "кризисами" развития, обусловленными возникающими противоречиями между новыми потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка.Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе и к самой процедуре судопроизводства, что, безусловно, необходимоучитывать независимо от того, в какой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он ни проходил по делу: свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым (подсудимым), его поведение во время допроса во многом будет определяться прежде всего возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями его личности. Содержание, форма, достоверность показаний несовершеннолетних во многом будут зависеть от уровня развития их психики, индивидуально-психологических особенностей личности. Дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью. Особенности допроса : они имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти. Чтобы установить психологический контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями воспитания. Если следователь сомневается в способности несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, а также осознавать значение своих противоправовых действий, то он назначает судебно-психологическую экспертизу. Допросы лиц,достигших 16-17летнего возраста, целесообразно с применением тех же тактич.приемов,кот.рекоменд-ся при допросе взрослых.Вызов на допрос несоверш-го проводится черезего родителей и иных закон.представаителей. Для участия несоверш-го в возрасте до 14л(м.б.от 14-18л) вызывается педагог. Свидетели,не достигшие 16л не предупреждаются об ответ-ти за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Допрос несоверш-го в суде м.б.проведен в отсутствие подсудимого.Свидетель,не достигший 16л,д.б. удален из зала заседания по окончании допроса. Аналогич.порядок при рассмотрении ГД. При полготовке допроса необх-мо получить сведения: в каких условиях проживает, харракт-ка интеллект.развития;насколько наблюдателен,сообразителен.черты характера,физич.развитие ребенка, состояние восприятия интересующих суд фактов, чем занимался после происшествия, рассказывал ли кому. Важно на начальной стадии допроса сформировать интерес к предстоящему разговору. Пояснить ребенку, что от него ждут помощи. Допрашиваемый м.прибегнуть к вымыслу, чтобы заслужить одобрение взрослых,участвующих в допросе. При допросе следует чередовать вопросы,затрагивающие эмоц.комплекс с нейтральными вопросами. Продуктивно м.давать показания: дети 3-5лет-15-20мин,5-7лет-20-25мин, 7-10лет 25-35мин. Если за это время не все удалось выяснить, обязательно следует сделать перерыв в допросе.