16. Нарушения интеллекта.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, отождествляемая со стилем его мышления, способностью решать сложные задачи.Нарушение интеллекта - (умственная отсталость) - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого).Слабоумие - глубокий малообратимый дефект психики, проявляющийся - слабостью интеллекта; - утратой ранее приобретенных знаний и/или затруднением в приобретении новых; - бедностью психики в целом, - изменением поведения. Формы:1. олигофрения - различные формы врожденного или приобретенного в раннем детстве психического недоразвития (слабоумия). 2. деменция - приобретенное слабоумие с признаками распада психологической деятельности. Деменция может быть результатом органического поражения головного мозга (травмы, опухоли, атрофические процессы), эпилепсии, хронических интоксикаций, алкоголь, наркомания и т. д.Деменеция:1. Лакунарная (очаговая) – изменение интеллекта касается только одной функции, например памяти,2. Диффузное - изменение касается постепенного снижения или выпадений всех (нескольких) функций.3. Задержки развития - недоразвитость интеллекта от наследственной болезни, врожденных повреждающих факторов или лишений раннего периода развития ребенка.4. Тотальная - нарушаются все виды деятельности психической, теряется критичность, происходит деградация личности.В зависимости от выраженности нарушений подразделяется на степени 1. дебильность - задержка психического развития, относительно лёгкая степень олигофрении. Способны к обучению по специальным программам. Они медлительны, малоинициативны. Отмечается определенная необдуманность и непредсказуемость поступков, слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения. 2. имбецильность - выраженное отставание психического развития, средняя степень олигофрении, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. При имбецильности речь бедна и неправильна, но более или менее связана; мышление конкретно и примитивно, но последовательно. Страдающим имбецильностью удаётся привить элементарные трудовые навыки, обучить чтению, письму, счёту. Поведение зависит от окружающих. 3. идиотия - тяжёлая степень олигофрении. Обычно неразвита, нечленораздельна речь, движения неуклюжи, плохо дифференцированы. Влечения элементарны, не корректируются. Реакции на внешнее у них отсутствуют. Воспитание навыков самообслуживания, поведения весьма ограничено; обучение, даже во вспомогательных, специализированных учреждениях, практически не реально.
- 1. Понятие и задачи юридической психологии. Общее понятие о психике.
- 2. Методы изучения личности.
- 3. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
- 4. Этапы и развитие отечественной юридической психологии.
- 5. Историческое развитие зарубежной юридической психологии.
- 6. Общая характеристика познавательных процессов.
- 7. Проявление закономерностей ощущений в следственной практике.
- 8.Синестезия, контраст ощущений, адаптация.
- 9.Проявление закономерностей восприятия в следственной практике.
- 10.Индивидуальные особенности восприятия.
- 11.Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний
- 12.Восприятие пространства и времени
- 13. Понятие и виды памяти.
- 14. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
- 15. Нарушение памяти.
- 16. Нарушения интеллекта.
- 17. Понятие и основные теории интеллекта.
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- 19. Особенности дивергентного мышления и его значение в професс д-ти юриста.
- 20. Проявление особенностей воображения в следственной практике.
- 21. Влияние закономерностей познавательных процессов на формирование свидетельских показаний.
- 22. Основные теории личности в зарубежной психологии.
- 24. Гуманистическая школа психологии.
- 26. Характер его свойства и черты.
- 27. Акцентуации характера.
- 28. Воля в структуре личности.
- 29. Мотивационная сфера личности.
- 30. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
- 31.Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия.
- 32.Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта.
- 33. Психология осмотра места происшествия.
- 35.Психология допроса свидетелей
- 36. Психология допроса потерпевших.
- 37. Психология допроса подозреваемых.
- 38.Психология допроса обвиняемых.
- 39.Психологическая природа лжи, ее диагностика и разоблачение.
- 40.Психология допроса несовершеннолетних.
- 41.Психология опознания. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование образа воспринятого. Виды опознания.
- 42.Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения.
- 48. Судебно-психологичес экспертиза в гражд процессе
- 49. Психологические особенности личности преступника
- 51.Психология преступной группы
- 52.Организованная преступная группа и ее соц-психол. Хар-ка
- 54.Психология преступности несовершеннолетних.
- 55. Проблема криминогенности психических аномалий.
- 56. Мотивация преступного поведения.
- 57. Психология осужденного, влияние субкультуры. Задачи и факторы ресоциализации.
- 58. Психолог аспекты судопроизводства с участием присяжных.