logo
Билет

1.2. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес а.С.Макаренко.

Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива». Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.  Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие принципы были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи Макаренко получили в педагогических  трудах и опытеСухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога;  богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного состояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд, поведение.

Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х годов проблема коллектива считалась традиционно педагогической. С начала 60-х годов интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук.  Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении  развитием общества.

Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности. Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается  как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития.

Работами Новиковой и Селивановой доказано, что в основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях. Через чтение книг и средства массовой информации. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.  Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению Козлова, исследовавшего творчество Макаренко, - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Только в коллективной деятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной сущности личности и проявления ее индивидуальности.