logo
Билет

2.Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики.

Нумерация – совокупность приемов наименования и обозначения чисел. Способ именовать натуральные числа при помощи нескольких слов называется устной нумерацией (словесной системой счисления), а способ обозначать (записывать) их при помощи нескольких знаков – письменной нумерацией.

Цели изучения нумерации чисел в пределах десяти следующие:

Изучение каждого из чисел первого десятка проводится в такой последовательности: знакомство с числом и соответствующей ему цифрой, сравнение чисел и состав числа.

Знакомство с новым числом и цифрой строится на следующих заданиях:

Овладение операцией счета.

На первом этапе счет выступает для ребенка как установление взаимно однозначного соответствия между предметной совокупностью и совокупностью слов-числительных, расположенных в определенном порядке.

Один два три четыре пять….

Поэтому для овладения операцией счета прежде всего необходимо запомнить порядок слов-числительных, которыми договорились пользоваться при счете.

Деятельность, связанная с усвоением порядка слов-числительных, выполняется по образцу и закрепляется в процессе однотипных упражнений, начинающихся со слов «Сколько …?». Начинать выполнять эти упражнения полезно как можно раньше (с 3-4 лет), постепенно увеличивая количество пересчитываемых предметов. В этом случае ребенок сможет непроизвольно запомнить последовательность слов – числительных.

Большинство детей шестилетнего и семилетнего возраста, поступающих в школу, уже владеют этим навыком, хотя ошибки возможны.

Этот факт необходимо учитывать, организуя деятельность учащихся в школе. Но для этой цели следует использовать уже не только упражнения, начинающиеся со слов «Сколько…?», а включать учащихся в разнообразную деятельность, связанную с осознанием операции счета и с введением математических символов (цифр).

Для усвоения и уточнения порядка слов-числительных при счете можно использовать различные формулировки заданий.

Например

Что изменилось? Что не изменилось?

По какому признаку подобраны пары картинок?

Покажи «лишнюю» картинку:

Анализируя картинки с точки зрения различных их признаков (цвет, форма, количество изображений), учащиеся также упражняются в счете. В процессе выполнения приведенных упражнений уточняется порядок слов-числительных.

Вывод: таким образом, операция счета сводится к нумерации данных объектов в определенной последовательности. В данном случае речь идет об устной нумерации, т.е. установлении взаимно однозначного соответствия между каждым объектом данной совокупности и словами – числительными, которые называются в определенном порядке.

Усвоение детьми последовательности слов-числительных позволяет учителю перейти к формированию операции счета и к знакомству с символическим обозначением каждого числа (цифрами).При этом не обязательно ориентироваться на порядок чисел в натуральном ряду. Можно сначала научится писать 4, а потом 1 и т.д. Осознание различия между числом и цифрой при изучении однозначных чисел является довольно сложной задачей для ребенка, да и сам учитель иногда испытывает затруднения, связанные с использованием этих слов. Например, на доске написано: 6. Что это число или цифра?

При такой постановке вопроса трудно ответить однозначно, так как это может быть и число 6, если речь идет о шести каких-либо предметах, но и может быть и цифра, обозначающая число 6.

Для избежания таких ошибок полезно использовать следующую схему:

Четыре 4.

Рекомендуется также познакомить учеников с другими обозначениями некоторых чисел. Например, с римскими цифрами.

Это поможет младшим школьникам дифференцировать понятия «число» и «цифра». Так как каждому предмету группы ребенок ставит в соответствие определенное слово-числительное, то в процессе счета он легко осознает порядковую характеристику числа, которая находит свое выражение в словах: первый, второй, …Гораздо труднее довести до его сознания тот факт, что каждое число, названное при счете, является одновременно и порядковым, так как указывает на порядок при счете, и количественным, так как указывает на количество всех перечисленных предметов. Для осознания взаимосвязи между количественным и порядковым числом советуем использовать специальные практические упражнения. Например, пересчитать круги на рисунке.

Так как они могут поставить слово-числительное «один» в соответствие любому кругу, то, естественно, «четвертым» может оказаться любой круг.

Пересчитав различными способами все круги, дети убеждаются в том, что их число остается постоянным, а следовательно, одному и тому же конечному множеству может соответствовать лишь одно натуральное число.

Вывод: В основе формирования числа, с одной стороны, лежит счет предметов, который служит для определения их количества. Число выступает как результат счета и характеризует количество предметов данного множества («количественное число»). С другой стороны, число осознается ребенком в процессе установления взаимно однозначного соответствия между элементами различных множеств. Ответы на вопросы: «Больше?», «Меньше?»,- могут быть получены как способом пересчета, так и установлением взаимно однозначного соответствия. Эти способы используются параллельно, дополняя друг друга.

Каждое число, называемое в процессе счета, ставится в соответствие одному из пересчитываемых предметов, характеризуя его порядок присчете («порядковое число»). Порядковая и количественная характеристика числа тесно связаны.

Овладение учащимися операцией счета предполагает усвоение слов-числительных, используемых при счете, и определенных правил:

-первым при счете может быть указан любой объект данной совокупности, важно только, чтобы ему соответствовало числительное «один»;

Отрезок натурального ряда.

Замена слов-числительных (один, два, три,…), названных в определенной последовательности, математическими знаками позволяет познакомить школьников с отрезком натурального ряда.

Изучение этого понятия в начальных классах сводится к усвоению учащимися той закономерности, которая лежит в основе построения натурального ряда: каждое число в натуральном ряду больше предыдущего и меньше следующего на 1.

В соответствии с этим подходом последовательно рассматриваются отрезки натурального ряда чисел: 1,2; 1,2,3; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5; 1,2,3,4,5,6; и т.д. При этом на каждом отрезке натурального ряда выполняются однотипные упражнения.

Например, при изучении чисел 1- 4 проводится такая работа:

 Положите 2 круга, ниже положите столько же треугольников, придвиньте еще 1 треугольник. Сколько стало всего треугольников? Как получили 3 треугольника? Каких фигур больше: треугольников или кругов? На сколько больше?

 Положите в следующий ряд столько квадратов, сколько у вас лежит треугольников. Что надо сделать, чтобы квадратов стало больше на 1? Сколько стало квадратов? Как получили 4 квадрата?

 А если к трем флажкам присоединить еще 1 флажок, сколько станет флажков? Если к трем ученикам подойдет еще 1 ученик? Если к числу 3 добавить число 1, какое число получится? Запишем это разрядными цифрами: 3 + 1 = 4.

 Положите 4 кружка. Ниже положите столько же квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько получилось квадратов? Как получили 3 квадрата? И т.д.

 Так появляется запись: « 4 – 1 = 3».

Аналогичная работа проводится при изучении ряда чисел 1- 5, 1 – 6, 1-7 и т.д.

В результате выполнения однообразных упражнений на каждом отрезке натурального ряда чисел, связанных с получением следующего и предыдущего числа, дети убеждаются в том, что числа упорядочены по величине: после числа 1 называют при счете число 2, которое больше его на 1, после числа 2 идет число 3, которое больше его на 1, перед числом 4 называют число 3, которое меньше его на 1, и т.д.

После изучения числа 5 учащиеся знакомятся с понятиями предыдущее и последующее число. Содержание работы иллюстрируют такими заданиями:

1) Назовите предыдущие и последующие числа к числу 4.

2) Назовите «соседей» каждого из чисел, записанных в рамках.

3

2

  1. Назовите пропущенные числа.

1

2

4

5

5

3

1

  1. По записи 5 + 1 = 6 объяснить, как составлено число 6 (к числу пять прибавить один, будет шесть).

  2. По рисункам составить примеры на состав числа 6.

При изучении нумерации учащиеся еще не решают абстрактных примеров на сложение (за исключением примеров на прибавление единицы). Из предметных множеств или рисунков они только составляют примеры и читают их, находят результат пересчета. В конце изучения нумерации чисел первого десятка больше внимания уделяется взаимосвязи между порядковым и количественным счетом, понятиям «столько же сколько», замены равночисленных множеств.

Цифра и число 0.

В рамках изучения нумерации чисел первого десятка идет знакомство учащихся с понятием нуля.

Число нуль является характеристикой пустого множества, т.е. множества, не содержащего ни одного элемента. Для того. Чтобы учащиеся представили себе такое множество, можно использовать различные методические приемы. Рассмотрим некоторые из них.

1 прием связан с установлением соответствия между числовой фигурой и цифрой, обозначающей количество предметов.





1 2 3 0

Этим подходом можно воспользоваться до изучения сложения и вычитания, на этапе формирования у учащихся представлений о количественном числе.

Другой методический прием знакомит младших школьников с нулем как результатом вычитания. Учащиеся должны уяснить, что число нуль можно получить, если из какого-либо множества последовательно вычесть все его единицы; что нуль меньше любого натурального числа и должен стоять в ряду чисел перед единицей.

Сравнение чисел.

Для установления отношений «больше», «меньше», «равно» между числами младшие школьники могут использовать предметные, графические и символические модели.

В качестве математической основы действий на предметном уровне выступает установление взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств:

Для записи отношений между числами учитель знакомит учащихся со знаками  (больше),  (меньше),  (равно) и с математическими записями, которые называются равенствами и неравенствами (56, 3=3)

В качестве символической модели используется отрезок натурального ряда (ряд чисел. которыми можно пользоваться при счете предметов: «5 9, так как число 5 называется при счете раньше, чем 9».

В качестве графической модели используем числовой луч, на котором дети отмечают точки, соответствующие натуральным числам.