1.Основные проблемы психологии мотивации.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. используется во всех областях пси, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
Наука о мотивации – объяснение того, что лежит в основе активности организма, почему, как, зачем осуществляется тот или иной акт, что вкладывает в него субъект деятельности, что он для него значит.
подходы к изучению мотивации можно разделить по нескольким основаниям:
1) по субъекту мотивации: животное или человек;
2) по источнику мотивации: мотивация как потребность, мотивация как реакция организма на стимул окружающей среды, мотивация как процесс принятия решения, мотивация как инстинкт, мотивация как мобилизация энергии;
3) по виду деятельности: мотивация общения, учебной деятельности, проф. деятельности, отклоняющегося поведения, просоциального поведения и т.д.;
4) по способу организации мотивации: внутреннеорганизованная, внешнеорганизованная.
Ранние представления о мотивации.
Аристотель, Платон, Сократ упоминали о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Сократ - каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления; человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желанием и поведением. Аристотель - стремления связаны с целью, в которой представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение; стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой; если влечение осознается, то оно превращается в желание. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию.
Взгляды на проблему мотивации располагались между двумя течениями:материалистическим и идеалистическим.
Следуя идеалистическим идеям, человек - уникальное существо, не имеющее ничего общего с животными. Возникновение мотивации и регуляция человеческого поведения обусловлены разумом и волей самого человека. Теория принятия решений -объясняла на рационалистической основе поведение человека.
Приверженцы материалистического течения основывали свои взгляды на изучении поведения животных. В отличие от человека, животные несвободны, неразумны, управляемы темными, неосознаваемыми силами биологического плана, которые имеют свои истоки в органических потребностях. Успехи механики привели к возникновению на базе этих взглядов теории автомата (организм действует по схеме рефлекса: механического, врожденного ответа живого существа на внешние воздействия).
Появление эволюционной теории Ч.Дарвина.
Теория биологических побуждений (теория импульсов).
Голод, жажда или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшее первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия. Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация и тем сильнее активируется организм. Это теория простой и прямой мотивации, объясняющая, как удовлетворяются биологические потребности. Но слишком узка.
Теория оптимальной активации.
Теория, основанная на законе Йеркса-Додсона, в 50-е г. ХХ века -Даффи и Хебб. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно. Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, азависит от физиологического состояния данного человека в данный момент. Т.о., некоторые люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, чем другие, способные выносить их лишь в ограниченном количестве. Механистичная теория. Позволяет объяснить, чем вызывается какое-то поведение, но не дает указаний на то, по какому конкретному пути оно пойдет. Большинство исследований проводилось на животных в искусственных лабораторных условиях.
Теории инстинктов (влечений).
Под влиянием теории эволюции Ч.Дарвина - изучение разумных форм поведения у животных (Торндайк, Келер, Лоренц) и инстинктов у человека (Джеймс, Макдауголл, Фрейд). Понятие потребности стали использовать и для объяснения поведения человека. Принципиальные отличия человека от животных большинство исследователей игнорировали. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных, в том числе и инстинкты. Джеймс и Макдауголл пытались свести все формы человеческого поведения кврожденным инстинктам, объясняя даже социальные проявления человека по аналогии с поведением животных. В итоге инстинкт стали заменять такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение.
Бихевиоризм.
Его интересовал тип поведения и социальные стимулы, формирующие это поведение. Человек по-прежнему остается марионеткой, только им управляют уже не инстинкты (природа), а социальное окружение (среда). Поведение само по себе, а не человек, стало предметом психологического исследования. Пси, по мнению Скиннера, должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. Вместо условных рефлексов павловской модели бих-м говорит о модели «стимул-реакция». Скиннер - путем правильного применения позитивных «стимулов» можно менять поведение как животного, так и человека.
В необихевиоризме между стимулом и реакцией вводятся опосредующие гипотетические конструкты (потребность, мотив и др.) и схема поведения имеет вид S=>конструкт=>R. Э.Торндайк впервые указал на необходимость мотивационного компонента для научения. Пища только тогда ведет к удовлетворению и делает возможным образование новой связи, когда организм испытывает голод. К.Халлобратил внимание на различия в поведении при одинаковой силе влечения и результатах научения и ввел в качестве гипотетического конструкта понятие «привлекательность целевого объекта». В необихевиоризме рассматриваются два компонента, определяющих поведение: мотивационный, выполняющий энергетическую функцию и связывающий силу влечения (D) и привлекательность объекта (К); иассоциативный, определяющий соответствие имеющихся связей раздражителя и реакции (Н) наличным внешним и внутренним стимулам.М.Миллер, изучая поведение в ситуации конфликта мотивов, расщепилистинную мотивацию, (например, голод) и приобретенную (страх).Д.Браун - влечение как активирующая и неспецифическая в отношении направленности переменная. Выученных влечений нет, есть вторичные мотивационные системы, которые образуются, когда определенные стимулы связываются с состоянием страха. Редукция страха выполняет функцию мотива. Э.Толмен разделил мотивацию и научение. Для того, чтобы выученное проявилось в поведении, нужна соответствующая мотивация. С мотивацией связаны две промежуточные переменные: влечение, драйв, с одной стороны, и нужность, привлекательность цели – с другой. Основную объяснительную нагрузку в бих-ме и необих-ме при изучении поведения несутситуационные факторы, рассматриваются основные проблемы мотивации: побуждение мотива, целенаправленность поведения, мотивационный конфликт, эффекты и генез мотивации.
Психоаналитические концепции мотивации.
По Фрейду, вся психическая деятельность исходит из внешних и внутренних (влечение внутри соматического источника раздражителя) раздражителей. Раздражение влечения есть потребность. З.Фрейд выделяет два основных типа влечений, исходя из тех целей, на которые они направлены: стремление к жизни, конструктивная энергия (эрос) и стремление к смерти, деструктивное начало в человеке (танатос). Желание выражает качество влечения (его отношение к цели и объекту). Влечение - движущая сила деятельности, желание - направленность на конкретную цель. Это желание - ближайший мотив деятельности. Часть мотивов - результат борьбы различных тенденций в психическом аппарате. Фрейд рассматривал его причинную обусловленность причин и движущих сил человеческого поведения,Адлер - целевую детерминацию. Считал, что сознательная цель не может быть движущей силой поведения. Направляющей и динамической силой обладает только цель бессознательная. Учение Юнга соединяет в себе эти обе теории: стремление к какой-либо цели имеет свою причину. Юнг ставил вопрос о синнергии, уравновешенности, о достижении баланса между противоположными мотивами. По Юнгу,бессознательное выполняет компенсаторную функцию, включая в себя проблемы, неразрешенные на уровне сознания. Между сознанием и бессознательным существует не только антагонизм, но и синнергия. Фрейд открыл пути и средства изучения: при помощи толкования сновидений и свободных ассоциаций, на материале изучения ошибок речи и письма и т.д.
Когнитивные модели мотивации.
Представлен моделями типа «ожидание х ценность». Модель мотивации достижения Аткинсона, детерминанты: ожидание - предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям, это когнитивное образование представляет субъективную вероятность наступления определенных процессов; ценность – относительная привлекательность конкретной цели; мотив - склонность получать удовольствие при достижении определенных классов потребностей. Сочетание последних двух детерминант мотивации образует валентность цели. Обобщающая когнитивная модель Хекхаузена объясняет выбор действия, интенсивность и настойчивость при его осуществлении. Основные переменные (ожидание и побудительная ценность) - как Аткинсон. Но рассматривает мотив как целостную, обобщенную, латентную когнитивную диспозицию, а мотивацию - как актуализацию мотива под влиянием требований ситуации. Валентность действия - один из главных параметров модели. Когда субъект оказывается в ситуации выбора из ряда альтернатив, то предпочтение отдается той, которая имеет наибольшую валентность действия. Когнитивные модели типа «ожидание х ценность» отличаются обобщенностью и высокой дифференцированностью структур, рационалистичностью, отсутствием внимания к эмоциональным и личностным параметрам. В основе лежит «компьютерная метафора»: через промежуточные конструкты они вычисляют, предсказывают выбор цели, а не сам процесс ее выбора и осуществления.
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера объясняет влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но и под воздействием знаний (когниций), их согласованности или противоречивости. Система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности - диссонанса, индивид стремится снять или уменьшить его, т.к. испытывает это состояние как дискомфорт, и такое стремление может стать сильным мотивом его поведения. Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда, когда субъект воспринимает себя самого в качестве наиболее вероятной причины несогласованности.
Мотивация в гуманистической психологии.
Тео. мотивации А.Маслоу - люди имеют множество различных потребностей, но их можно разделить на 5 основных категорий и расположить в виде строгой иерархической структуры:
1) потребности самовыражения - в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности;
2) потребности в уважении включают самоуважение, личные достижения, компетентности, уважение со стороны окружающих, признание;
3) социальные потребности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки;
4) потребности в безопасности и уверенности в будущем - в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира;
5) физиологические потребности являются необходимыми для выживания (еда, вода, отдых, секс).
Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. Однако хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею (не обязательно полностью удовлетворять нижлежащие потребности).
Теория МакКлелланда - людям присущи 3 потребности: власти, успеха и причастности. Потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Гуманистическая пси разделила мотивы человеческого поведения наинстинкты и страсти. Инстинкт - чисто биологическая категория,страсти и влечения, коренящиеся в характере, - биосоциальные исторические категории. Они не служат физическому выживанию, но обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. Гуманисты выделили такие мотивы человеческого поведения:тенденция к самоактуализации, изменению, личностному росту;мотив творчества. Впервые выделили мотивы, которые признавали в человеке активную личность.
Проблемы мотивации у отечественных ученых.
Лазурский - вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов. О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал Ланге. Он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что 1 –влечения, переходящие в активные действия, 2 – деятельная воля. Учение А.А.Ухтомского о доминанте интегрировало физиологическую картину динамического взаимодействия нервных центров с представлениями о мотивационной направленности поведения целостного организма; нарастающая мощность доминанты как мотива имеет своим источникомустремленность организма к внешнему миру. Истинно человеческая мотивация имеет социальную природу; вопрос об иерархичном строении мотивационной сферы, о различных уровнях ее организации.
ЛСВ - проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. Большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации.
Мотивацию с позиции «теории установки» рассматривал Узнадзе. Источником активности является потребность. Все поведение человека можно отнести к двум категориям: экстерогенное (поведение получает импульс извне) и интерогенное (исходит из внутреннего импульса). При экстерогенном поведении установку поведения определяет тот предмет, потребность в котором побуждает его к активности. При интерогенной – установкой, фиксированной в прошлом субъекта.
АНЛ - идеи культурно-исторической теории, схема структуры деятельности и соотнесена со структурой мотивационной сферы (мотив – цель – условие). Вопрос о соотношении мотивов и потребностей: «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом». Развитие человеческих потребностей: «человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей; но далее человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать», за развитием потребностей скрывается развитие их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека. Отличие от субъективистских моделей: субъективные переживания, хотения, желания не могут быть мотивами потому, что сами по себе они не способны породить направленную деятельность. Нельзя называть мотивами деятельности тенденцию к воспроизведению стереотипов поведения, тенденцию к завершению начатого действия и т.д. Стремление к положительным эмоциям и избегание отрицательных эмоций также не могут выступать в качестве мотивов. Вопрос о соотношении мотивов и целей: генетически исходным для человеческой деятельности является их несовпадение - возникает в результате приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо в результате осознания мотивов (при этом мотивы превращаются в мотивы-цели). «В отличие от целей, мотивы актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Мотивировка не всегда содержит в себе указание на действительный мотив». Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Даже когда мотивы не сознаются, они находят свое психическое отражение в формеэмоциональной окраски действий. АНЛ делит мотивы насмыслообразующие (побуждая деятельность, придают ей личностный смысл) и мотивы-стимулы (выполняя роль побудительных факторов лишены смыслообразующей функции). Иерархия мотивов: у АНЛ иерархических отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредствованиями. Это относится и к соотношению смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Смыслообразующие мотивы являются ведущими в жизни личности, но при этом для самого человека могут оставаться «за занавесом» со стороны сознания и аффективности. «Мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно они выступают только в своем косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели». «Осознание мотивов - явление вторичное, возникающее только на уровне личности».
Выделяют несколько важных факторов, указывающих на специфику человеческой мотивации:
1. Мотивация человека имеет социальное происхождение, поскольку предметы потребности человека являются продуктом общественного производства, человеческая мотивация отвечает нуждам общества (а биологическая – нуждам индивида и вида), отличается разнообразием, изменчивостью, историчностью, в отногенезе развивается в результате специально направленных формирующих действий, составляющих основное содержание воспитания человека;
2. Мотивация человека опосредована интеллектом, речью,осуществляется при помощи волевых процессов, она надситуативна, функционально автономна от состояния организма, имеет негомеостатический характер, направлена на отдаленные жизненные цели.
Мотивации человека присущи признаки, которые характеризуютвнутреннюю организацию и динамику: иерархическая соподчиненность мотивов, полимотивированный характер деятельности, поливалентность мотивов по отношению к потребностям, пластичность, взаимозаменяемость.
- Билет № 1
- 1.Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.
- 2.Определите основные задачи и пути развития речи младших школьников на уроках русского языка в начальных классах.
- 3.Разработайте конспект предметного урока по природоведению (класс, тема по выбору студента).
- 8. Узагальнення матеріалу із використанням наочності.
- Билет № 2
- 1.Общее представление о деятельности.
- 2.Раскройте особенности методической работы по формированию у учащихся начальных классов умений решать задачи определенных видов.
- 3. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (способ прямого и обратного приведения к единице, способ отношений)
- 3.Подберите подвижные игры на развитие ловкости и скорости (класс по выбору студента).
- Билет № 3
- 1.Технология коллективного творческого воспитания по и. П. Иванову.
- 2.Охарактеризуйте процесс анализа художественных произведений в начальных классах на уроках классного чтения (русский язык).
- 3.Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника в.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».
- Билет № 4
- 1.Классификация вредных факторов производственной среды.
- 2.Методика изучения фонетических и морфологических написаний на уроках украинского языка в начальной школе.
- 3.Разработайте конспект урока в первом классе по теме: «Числа1 - 10 и число 0» по действующим учебникам.
- 1.Усна лічба
- 2. Каліграфічна хвилинка. Робота в парах.
- Билет № 5
- 1.Сущность, двусторонний характер, противоречия и закономерности современного процесса воспитания.
- 2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
- 3.Обоснуйте систему работы над развитием украинской речи первоклассников.
- Билет № 6
- 1.Понятие о мышлении.
- 2.Методика обучения младших школьников упражнениям легкоатлетического характера.
- 3.Подберите систему приемов по ознакомлению учащихся с новым звуком и новой буквой на уроке обучения русской грамоте (основной период обучения, тема по выбору).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- 3.Спланируйте словарную работу в процессе ознакомления с художественным текстом (по выбору) на уроке классного чтения в 3 классе ( русский язык).
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина
- Билет № 8
- 1.Инструктажи по вопросам охраны труда. Виды инструктажей по охране труда
- 2.Особенности изучения произведений различных жанров.
- Билет № 9
- 1.Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму.
- 2.Раскройте методику работы над словосочетанием и предложением, элементами синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе.
- Методика работы над словосочетанием
- Методика работы над предложением
- Ознакомление с пунктуацией
- 3.Смоделируйте фрагмент урока «Сложение и вычитание двузначных чисел» на уроках математики.
- Vі. Усний рахунок.
- V. Розвиток математичних знань.
- Vі. Розв’язування задач.
- Vіі. Розвиток математичних знань.
- Vііі. Підсумки уроку.
- Билет № 10
- 1.Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
- 2.Методика словарной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках украинского языка.
- 3.Составьте план - конспект экскурсии с учениками начальной школы на выставку. Билет № 11
- 1.Гуманно - личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 2.Охарактеризуйте особенности использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.
- 3.Составьте основную часть урока гимнастики (класс на выбор).
- Билет № 12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 13
- 1.Коллектив как условие и средство развития детской группы.
- 1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
- 1.2. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес а.С.Макаренко.
- 1.3. Существенные признаки коллектива и его функции.
- 1.4. Этапы и уровни развития детского коллектива.
- 1.6. Организация коллективной деятельности
- 2.Раскройте особенности проведения исследований и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.
- «Однорідні члени речення»
- 1.Організаційний момент.
- 2.Повідомлення теми, мети уроку.
- 3.Актуалізація знань, вмінь, навичок.
- 4. Повідомлення нових знань, вмінь, навичок.
- 5.Закріплення знань, вмінь, навичок.
- 2.Формирование физических качеств младших школьников в процессе выполнения физических упражнений.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию графического навыка и исправления недочётов письма учащихся 1 класса (русский язык, основной период обучения грамоте, тема по выбору).
- Билет № 15
- 1.Технология проблемного обучения.
- 2.Охарактеризуйте современный урок математики в начальных классах и требования к нему.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 17
- 1.Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения различных образовательных уровней, которые реализуются в отечественной школе.
- 2.Раскройте систему работы по формированию словообразовательных понятий у младших школьников.
- 3.Составьте математический диктант с целью проверки знаний учащихся по теме «Нумерация чисел второго десятка» на основах дифференцированного подхода.
- Билет № 18
- 1.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Раскройте систему работы по формированию полноценного навыка чтения у школьников на уроках русского языка и чтения в начальных классах.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Петриковская роспись».
- Билет № 19
- 1.Технология с.М. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
- 2.Методика изучения типов предложений по цели высказывания и интонации, главных и второстепенных членов предложения.
- 3.Подберите физические упражнения, направленные на развитие ловкости для младших школьников, исходя из определения ловкости как физического качества.
- Билет № 20
- 1.Меры предупреждения производственного травматизма.
- 2.Раскройте особенности организации домашней работы по математике: ее цели, содержание, методика проведения.
- 3.Обоснуйте систему работы над словом на уроках украинского языка и литературного чтения.
- Билет № 21
- 1 Система образования в Украине, ее структура и основные тенденции развития.
- 2.Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия после наблюдения над словосочетаниями:
- 4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
- Обобщение и систематизация знаний. Исправление ошибок.
- Итог урока. Беседа.
- Билет № 22
- 1.Понятие о способностях: проблема биологического и социального в структуре способностей, виды и уровни способностей.
- 2.Методы и приемы организации детей на уроках физической культуры, обеспечивающие моторную и общую плотность урока.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию речевых умений в работе над связным текстом. Подберите дидактический материал (русский язык, класс по выбору). Билет № 23
- 1.Личностно - ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская).
- 2.Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
- 3.Составьте памятку «Подготовка учителя к уроку математики».
- Билет № 24
- 1.Понятие особенностей воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.
- 2.Обучение младших школьников передачи объема и пространства в реалистическом рисовании на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- 3.Составьте и обоснуйте логическую схему формирования естественных и социальных понятий, таких как: общество, человек, животное, растения, неживая природа.
- Билет № 25
- 1.Понятие и структура характера: представление о характере в отечественной и зарубежной психологии, понятие об акцентуации характера.
- 2.Методика проведения наблюдений и опытов на уроках труда в начальной школе.
- 3.Спланируйте урок по изучению сказки (класс, произведение на выбор).
- Билет № 26
- 1.Понятие, классификация и общий смысл традиционных методов обучения.
- 2.Средства физического воспитания учащихся начальных классов.
- 3.Разработайте пример дифференцированной работы на уроке математики над составными сюжетными задачами.
- Билет № 27
- 1.Темперамент в структуре индивидуальности человека.
- 2.Раскройте структуру творческих проектов естественно - социального содержания на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Портретный жанр в живописи».
- V. Практическая работа.
- VI . Завершение урока
- Билет № 28
- 1.Основные направления работы классного руководителя.
- 2.Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики.
- 3.Составьте комплекс ору, которые используются на уроках с элементами легкой атлетики.
- Билет № 29
- 1.Основные проблемы психологии мотивации.
- 2.Виды переводов и методика работы над ними.
- 3.Составьте план индивидуальной и массовой работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
- Билет № 30
- 1.Педагогический процесс как целостная система и основная категория педагогики.
- 2.Охарактеризуйте современный процесс обучения первоклассников русской грамоте.
- 3.Составьте несколько тестовых заданий для учащихся начальной школы по изобразительному искусству. Билет №12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина