3.Спланируйте упражнения по формированию графического навыка и исправления недочётов письма учащихся 1 класса (русский язык, основной период обучения грамоте, тема по выбору).
Формирование четкого, разборчивого почерка требует формирования у учеников правильных графических навыков, умения ориентироваться на линиях, координировать движение глаз и руки.
Подготовка руки ребенка к письму осуществляется по таким направлениям:
развитие кисти руки и мелких мышц пальцев;
формирование умения координировать движения руки, пальцев, глаз, предплечья;
развитие глазомера (умения определять центр, середину, подчинять движение руки зрению, контролю сознания);
формирование пространственных представлений (слева, справа, внизу, над и под линией, между линиями);
развитие плавности, точности, темпа и ритма движений;
формирование умения проводить на протяжении 0,5 – 1 минуты безотрывные линии.
Последовательность упражнений при подготовке руки ребенка к письму такая:
рисование предметов прямыми линиями;
обводка, штриховка, раскрашивание контуров геометрических фигур, овощей и фруктов овальной формы;
рисование предметов с элементами орнамента круглой и овальной формы, из прямых горизонтальных и вертикальных линий;
написание безотрывных линий на одном ряду;
письмо элементов букв.
Начинать работу по подготовке руки ребенка к письму надо до поступления его в школу. Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет огромное значение для овладения письмом. При подготовке ребенка к школе важно не научить его писать, а создать необходимые условия для развития руки. Для этого можно использовать разнообразные игры и упражнения, которые учитель должен порекомендовать родителям еще до записи ребенка в школу:
лепка из глины и пластилина; снега, песка;
рисование, раскрашивание картинок. Надо разнообразивать тематику рисунков, обращая внимание на основные детали;
изготовление поделок из бумаги, аппликация;
изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других материалов;
конструирование;
завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков;
открывание и закрывание дверцы или шкатулки;
нанизывание бус;
плетение косичек из ниток, венков из цветов;
все виды ручного творчества: вязание, вышивание, чеканка, выпиливание, выжигание;
переборка круп. Насыпать в тарелку, например, горох, гречку, рис и попросить ребенка перебрать их;
«показ» стихотворений. Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении;
теневой театр;
игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Все эти упражнения приносят ребенку тройную пользу:
во-первых, развивают его руку, подготавливая к овладению письмом;
во-вторых, формируют у него художественный вкус;
в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Для развития координации и ловкости в пальцах используют дидактический материал М. Монтессори. Этот дидактический материал чрезвычайно простой. Он состоит из рамок, к которым прибиты куски материи или кожи. Дети должны соединять и разъединять их, застегивая на пуговицы, крючки и петли или шнуруя и связывая один с другим.
Работа по формированию графического навыка в I классе начинается одновременно с процессом обучения письму. Содержание уроков письма по видам работ в период обучения грамоте следующее: работа над буквами, буквосочетаниями, словами, предложениями, но основное внимание уделяется формированию графического навыка. Отсюда более тщательная работа над формами групп букв, включающих элементы, выполняемые одинаковыми движениями руки, над трудными соединениями этих букв. Для развития легкости движений руки в урок включаются специальные подготовительные упражнения, которые проводятся как в воздухе, так и в тетради в виде изображения бордюров, узоров, росчерков.
Подготовительные упражнения для письма с детьми-первоклассниками проводятся в добукварный период. Такие упражнения предполагают:
рисование, соединенное со штриховкой;
письмо бордюров;
письмо элементов букв.
Практика показывает, что письмо с учениками-первоклассниками целесообразно начинать с написания точек. С помощью таких упражнений ученики знакомятся с разлиновкой тетради: верхней и нижней строчной линией. Находят середину рабочей строчки. Определяют ширину и высоту букв, так как именно ширина буквы определяет расстояние между буквами. Письмо точек в тетради проверяет глазомер школьников. Часто для развития зрительной памяти, глазомера и ориентировки используют зрительные диктанты.
Рассмотрим первый вид подготовительных упражнений к письму. К ним относят рисование со штриховкой. Эти упражнения имеют свои этапы:
работа с готовыми формами;
самостоятельное рисование предметов и штриховка их.
Первые упражнения должны быть связаны с различной формой предметов: прямоугольник, круг. Эллипс, овал, квадрат и так далее. Лучше такую работу проводить в тетрадях с печатной основой, где дети штрихуют разные рисунки и тем самым готовят руку к написанию элементов букв, даже не подозревая этого. Школьники воспринимают форму предмета, его положение в пространстве, расположение на листе бумаги, усваивают направление движения руки, понятия «налево, напрво, вверх, вниз…».
После того, как дети научились ориентироваться и штриховать готовые контуры, можно включать в урок самостоятельное изображение фигур, прямых и ломаных линий, а также выполнение круговых штриховок. Такую работу целесообразно проводить в тетрадях с разлиновкой №3.
Выполнение подготовительных упражнений такого типа надо проводить на протяжении всего подготовительного периода, особенно в начале урока. Такие упражнения помогают детям в дальнейшем правильно писать элементы букв.
Написание элементов букв – это другой вид подготовительных упражнений к письму. От того, как учитель научит детей писать основные и вспомогательные элементы, зависит в дальнейшем написание самой буквы. Дети должны приобрести постоянные навыки письма основных элементов букв.
В целях предотвращения неправильных написаний перед письмом букв детям предлагается рассмотреть образец (на доске или в таблице), указать зрительные и двигательные элементы, обвести букву в воздухе. Непосредственно упражнения состоят из прописывания отдельных букв и нацелены на закрепление и коррекцию правильного зрительного и двигательного образа буквы.
При работе над буквосочетаниями отбираются такие, которые требуют разного типа соединений. Все сочетания закрепляются в словах или сочетаниях слов. При работе над формой нескольких букв предусматривается их закрепление в ходе письма предложения, которое подбирается с учетом максимального использования в нем всех повторяемых букв.
При проведении уроков письма важно учитывать возрастные особенности первоклассников, предупреждать перегрузку мышечного аппарата руки. В связи с этим планируется не менее 3 физкультминуток, а в ходе урока письменные упражнения чередуются с устными.
Основными методами и приемами работы на уроках в I классе являются:
— показ написания учителем;
— анализ формы буквы;
— списывание с образца;
— анализ ошибочных написаний и т.д.
Основные недочёты письма следующие:
1. Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов одной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением.
2. Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).
3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мелких зигзагов, — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:
4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, н вместо ю.
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.
Общие для всех ошибок причины — недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, недостаточное освещение, неудобная мебель и т.п.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки могут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.
Необходимо также обратить особое внимание на развитие тонкой моторики руки ребёнка, для этого давать соответствующие задания родителям. Использовать в этом направлении уроки труда, изодеятельности (лепка, мозаика, конструирование, рисование).
На уроках физической культуры развивать у детей координацию движений, силу, ловкость. Все эти упражнения в комплексе дадут положительный результат формирования графического навыка.
Упражнения при написании строчной буквы в (основной период обучения грамоте).
1. Рисование узора «Цветы на лугу».
2. Сравнение письменных и печатных букв В, в.
3. Графический анализ письменной строчной буквы в в сравнении с другими буквами (а, о, у).
4. Показ способа написания строчной буквы в и объяснение:
— Начинаем писать букву с середины рабочей строки.
— Ведем линию вверх, делаем петлю, пересекаем верхнюю линейку и пишем овал.
5. Письмо буквы по образцу, данному в прописи. Дети обводят образец, осваивая способ соединения буквы в с другими, затем пишут букву самостоятельно.
6. Письмо слога ва (нижнее соединение).
7. Письмо слова трава. Слово анализируется, соотносится со схемой, составляется из разрезной азбуки и прочитывается. Схема закрашивается. Учитель показывает, как надо записать слово, как надо соединить буквы. Дети пишут это слово в прописи по образцу, проговаривая (обращается внимание на написание первого слога).
8. Письмо слога вы (верхнее соединение).
9. Анализ и запись слова коровы проводятся по аналогии с работой над словом трава.
10. Письмо предложений. Предложения прочитываются в прописи, соотносятся с начерченными на доске схемами и списываются. Записанные предложения прочитываются учениками. Замеченные ошибки исправляются.
11. Тренировочные упражнения в письме строчной буквы в.
- Билет № 1
- 1.Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.
- 2.Определите основные задачи и пути развития речи младших школьников на уроках русского языка в начальных классах.
- 3.Разработайте конспект предметного урока по природоведению (класс, тема по выбору студента).
- 8. Узагальнення матеріалу із використанням наочності.
- Билет № 2
- 1.Общее представление о деятельности.
- 2.Раскройте особенности методической работы по формированию у учащихся начальных классов умений решать задачи определенных видов.
- 3. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (способ прямого и обратного приведения к единице, способ отношений)
- 3.Подберите подвижные игры на развитие ловкости и скорости (класс по выбору студента).
- Билет № 3
- 1.Технология коллективного творческого воспитания по и. П. Иванову.
- 2.Охарактеризуйте процесс анализа художественных произведений в начальных классах на уроках классного чтения (русский язык).
- 3.Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника в.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».
- Билет № 4
- 1.Классификация вредных факторов производственной среды.
- 2.Методика изучения фонетических и морфологических написаний на уроках украинского языка в начальной школе.
- 3.Разработайте конспект урока в первом классе по теме: «Числа1 - 10 и число 0» по действующим учебникам.
- 1.Усна лічба
- 2. Каліграфічна хвилинка. Робота в парах.
- Билет № 5
- 1.Сущность, двусторонний характер, противоречия и закономерности современного процесса воспитания.
- 2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
- 3.Обоснуйте систему работы над развитием украинской речи первоклассников.
- Билет № 6
- 1.Понятие о мышлении.
- 2.Методика обучения младших школьников упражнениям легкоатлетического характера.
- 3.Подберите систему приемов по ознакомлению учащихся с новым звуком и новой буквой на уроке обучения русской грамоте (основной период обучения, тема по выбору).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- 3.Спланируйте словарную работу в процессе ознакомления с художественным текстом (по выбору) на уроке классного чтения в 3 классе ( русский язык).
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина
- Билет № 8
- 1.Инструктажи по вопросам охраны труда. Виды инструктажей по охране труда
- 2.Особенности изучения произведений различных жанров.
- Билет № 9
- 1.Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму.
- 2.Раскройте методику работы над словосочетанием и предложением, элементами синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе.
- Методика работы над словосочетанием
- Методика работы над предложением
- Ознакомление с пунктуацией
- 3.Смоделируйте фрагмент урока «Сложение и вычитание двузначных чисел» на уроках математики.
- Vі. Усний рахунок.
- V. Розвиток математичних знань.
- Vі. Розв’язування задач.
- Vіі. Розвиток математичних знань.
- Vііі. Підсумки уроку.
- Билет № 10
- 1.Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
- 2.Методика словарной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках украинского языка.
- 3.Составьте план - конспект экскурсии с учениками начальной школы на выставку. Билет № 11
- 1.Гуманно - личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 2.Охарактеризуйте особенности использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.
- 3.Составьте основную часть урока гимнастики (класс на выбор).
- Билет № 12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 13
- 1.Коллектив как условие и средство развития детской группы.
- 1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
- 1.2. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес а.С.Макаренко.
- 1.3. Существенные признаки коллектива и его функции.
- 1.4. Этапы и уровни развития детского коллектива.
- 1.6. Организация коллективной деятельности
- 2.Раскройте особенности проведения исследований и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.
- «Однорідні члени речення»
- 1.Організаційний момент.
- 2.Повідомлення теми, мети уроку.
- 3.Актуалізація знань, вмінь, навичок.
- 4. Повідомлення нових знань, вмінь, навичок.
- 5.Закріплення знань, вмінь, навичок.
- 2.Формирование физических качеств младших школьников в процессе выполнения физических упражнений.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию графического навыка и исправления недочётов письма учащихся 1 класса (русский язык, основной период обучения грамоте, тема по выбору).
- Билет № 15
- 1.Технология проблемного обучения.
- 2.Охарактеризуйте современный урок математики в начальных классах и требования к нему.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 17
- 1.Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения различных образовательных уровней, которые реализуются в отечественной школе.
- 2.Раскройте систему работы по формированию словообразовательных понятий у младших школьников.
- 3.Составьте математический диктант с целью проверки знаний учащихся по теме «Нумерация чисел второго десятка» на основах дифференцированного подхода.
- Билет № 18
- 1.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Раскройте систему работы по формированию полноценного навыка чтения у школьников на уроках русского языка и чтения в начальных классах.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Петриковская роспись».
- Билет № 19
- 1.Технология с.М. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
- 2.Методика изучения типов предложений по цели высказывания и интонации, главных и второстепенных членов предложения.
- 3.Подберите физические упражнения, направленные на развитие ловкости для младших школьников, исходя из определения ловкости как физического качества.
- Билет № 20
- 1.Меры предупреждения производственного травматизма.
- 2.Раскройте особенности организации домашней работы по математике: ее цели, содержание, методика проведения.
- 3.Обоснуйте систему работы над словом на уроках украинского языка и литературного чтения.
- Билет № 21
- 1 Система образования в Украине, ее структура и основные тенденции развития.
- 2.Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия после наблюдения над словосочетаниями:
- 4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
- Обобщение и систематизация знаний. Исправление ошибок.
- Итог урока. Беседа.
- Билет № 22
- 1.Понятие о способностях: проблема биологического и социального в структуре способностей, виды и уровни способностей.
- 2.Методы и приемы организации детей на уроках физической культуры, обеспечивающие моторную и общую плотность урока.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию речевых умений в работе над связным текстом. Подберите дидактический материал (русский язык, класс по выбору). Билет № 23
- 1.Личностно - ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская).
- 2.Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
- 3.Составьте памятку «Подготовка учителя к уроку математики».
- Билет № 24
- 1.Понятие особенностей воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.
- 2.Обучение младших школьников передачи объема и пространства в реалистическом рисовании на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- 3.Составьте и обоснуйте логическую схему формирования естественных и социальных понятий, таких как: общество, человек, животное, растения, неживая природа.
- Билет № 25
- 1.Понятие и структура характера: представление о характере в отечественной и зарубежной психологии, понятие об акцентуации характера.
- 2.Методика проведения наблюдений и опытов на уроках труда в начальной школе.
- 3.Спланируйте урок по изучению сказки (класс, произведение на выбор).
- Билет № 26
- 1.Понятие, классификация и общий смысл традиционных методов обучения.
- 2.Средства физического воспитания учащихся начальных классов.
- 3.Разработайте пример дифференцированной работы на уроке математики над составными сюжетными задачами.
- Билет № 27
- 1.Темперамент в структуре индивидуальности человека.
- 2.Раскройте структуру творческих проектов естественно - социального содержания на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Портретный жанр в живописи».
- V. Практическая работа.
- VI . Завершение урока
- Билет № 28
- 1.Основные направления работы классного руководителя.
- 2.Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики.
- 3.Составьте комплекс ору, которые используются на уроках с элементами легкой атлетики.
- Билет № 29
- 1.Основные проблемы психологии мотивации.
- 2.Виды переводов и методика работы над ними.
- 3.Составьте план индивидуальной и массовой работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
- Билет № 30
- 1.Педагогический процесс как целостная система и основная категория педагогики.
- 2.Охарактеризуйте современный процесс обучения первоклассников русской грамоте.
- 3.Составьте несколько тестовых заданий для учащихся начальной школы по изобразительному искусству. Билет №12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина