1.Личностно - ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская).
Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая
По основному фактору развития: психогенная
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная. По типу управления познавательной деятельностью: система малых
групп.
По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая. По направлению модернизации: альтернативная. По категории обучающихся: массовая.
Акцент целей
• Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
• Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.
• Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Гипотезы
• Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.
• Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
• «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
• Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Особенности содержания
Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овладевать, описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.).
Определяя сферы человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.
Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
СУД. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.
В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
СУД рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.
С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).
Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».
Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:
• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
• изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
• в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
• активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, само выражения в ходе овладения знаниями;
• учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
• необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
• при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
• образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Позиция учителя:
- инициирование субъектного опыта учения;
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:
- самопознание, самоопределение, самореализация.
- Билет № 1
- 1.Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.
- 2.Определите основные задачи и пути развития речи младших школьников на уроках русского языка в начальных классах.
- 3.Разработайте конспект предметного урока по природоведению (класс, тема по выбору студента).
- 8. Узагальнення матеріалу із використанням наочності.
- Билет № 2
- 1.Общее представление о деятельности.
- 2.Раскройте особенности методической работы по формированию у учащихся начальных классов умений решать задачи определенных видов.
- 3. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (способ прямого и обратного приведения к единице, способ отношений)
- 3.Подберите подвижные игры на развитие ловкости и скорости (класс по выбору студента).
- Билет № 3
- 1.Технология коллективного творческого воспитания по и. П. Иванову.
- 2.Охарактеризуйте процесс анализа художественных произведений в начальных классах на уроках классного чтения (русский язык).
- 3.Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника в.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».
- Билет № 4
- 1.Классификация вредных факторов производственной среды.
- 2.Методика изучения фонетических и морфологических написаний на уроках украинского языка в начальной школе.
- 3.Разработайте конспект урока в первом классе по теме: «Числа1 - 10 и число 0» по действующим учебникам.
- 1.Усна лічба
- 2. Каліграфічна хвилинка. Робота в парах.
- Билет № 5
- 1.Сущность, двусторонний характер, противоречия и закономерности современного процесса воспитания.
- 2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
- 3.Обоснуйте систему работы над развитием украинской речи первоклассников.
- Билет № 6
- 1.Понятие о мышлении.
- 2.Методика обучения младших школьников упражнениям легкоатлетического характера.
- 3.Подберите систему приемов по ознакомлению учащихся с новым звуком и новой буквой на уроке обучения русской грамоте (основной период обучения, тема по выбору).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- 3.Спланируйте словарную работу в процессе ознакомления с художественным текстом (по выбору) на уроке классного чтения в 3 классе ( русский язык).
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина
- Билет № 8
- 1.Инструктажи по вопросам охраны труда. Виды инструктажей по охране труда
- 2.Особенности изучения произведений различных жанров.
- Билет № 9
- 1.Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму.
- 2.Раскройте методику работы над словосочетанием и предложением, элементами синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе.
- Методика работы над словосочетанием
- Методика работы над предложением
- Ознакомление с пунктуацией
- 3.Смоделируйте фрагмент урока «Сложение и вычитание двузначных чисел» на уроках математики.
- Vі. Усний рахунок.
- V. Розвиток математичних знань.
- Vі. Розв’язування задач.
- Vіі. Розвиток математичних знань.
- Vііі. Підсумки уроку.
- Билет № 10
- 1.Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
- 2.Методика словарной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках украинского языка.
- 3.Составьте план - конспект экскурсии с учениками начальной школы на выставку. Билет № 11
- 1.Гуманно - личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 2.Охарактеризуйте особенности использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.
- 3.Составьте основную часть урока гимнастики (класс на выбор).
- Билет № 12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 13
- 1.Коллектив как условие и средство развития детской группы.
- 1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
- 1.2. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес а.С.Макаренко.
- 1.3. Существенные признаки коллектива и его функции.
- 1.4. Этапы и уровни развития детского коллектива.
- 1.6. Организация коллективной деятельности
- 2.Раскройте особенности проведения исследований и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.
- «Однорідні члени речення»
- 1.Організаційний момент.
- 2.Повідомлення теми, мети уроку.
- 3.Актуалізація знань, вмінь, навичок.
- 4. Повідомлення нових знань, вмінь, навичок.
- 5.Закріплення знань, вмінь, навичок.
- 2.Формирование физических качеств младших школьников в процессе выполнения физических упражнений.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию графического навыка и исправления недочётов письма учащихся 1 класса (русский язык, основной период обучения грамоте, тема по выбору).
- Билет № 15
- 1.Технология проблемного обучения.
- 2.Охарактеризуйте современный урок математики в начальных классах и требования к нему.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 17
- 1.Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения различных образовательных уровней, которые реализуются в отечественной школе.
- 2.Раскройте систему работы по формированию словообразовательных понятий у младших школьников.
- 3.Составьте математический диктант с целью проверки знаний учащихся по теме «Нумерация чисел второго десятка» на основах дифференцированного подхода.
- Билет № 18
- 1.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Раскройте систему работы по формированию полноценного навыка чтения у школьников на уроках русского языка и чтения в начальных классах.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Петриковская роспись».
- Билет № 19
- 1.Технология с.М. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
- 2.Методика изучения типов предложений по цели высказывания и интонации, главных и второстепенных членов предложения.
- 3.Подберите физические упражнения, направленные на развитие ловкости для младших школьников, исходя из определения ловкости как физического качества.
- Билет № 20
- 1.Меры предупреждения производственного травматизма.
- 2.Раскройте особенности организации домашней работы по математике: ее цели, содержание, методика проведения.
- 3.Обоснуйте систему работы над словом на уроках украинского языка и литературного чтения.
- Билет № 21
- 1 Система образования в Украине, ее структура и основные тенденции развития.
- 2.Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия после наблюдения над словосочетаниями:
- 4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
- Обобщение и систематизация знаний. Исправление ошибок.
- Итог урока. Беседа.
- Билет № 22
- 1.Понятие о способностях: проблема биологического и социального в структуре способностей, виды и уровни способностей.
- 2.Методы и приемы организации детей на уроках физической культуры, обеспечивающие моторную и общую плотность урока.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию речевых умений в работе над связным текстом. Подберите дидактический материал (русский язык, класс по выбору). Билет № 23
- 1.Личностно - ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская).
- 2.Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
- 3.Составьте памятку «Подготовка учителя к уроку математики».
- Билет № 24
- 1.Понятие особенностей воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.
- 2.Обучение младших школьников передачи объема и пространства в реалистическом рисовании на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- 3.Составьте и обоснуйте логическую схему формирования естественных и социальных понятий, таких как: общество, человек, животное, растения, неживая природа.
- Билет № 25
- 1.Понятие и структура характера: представление о характере в отечественной и зарубежной психологии, понятие об акцентуации характера.
- 2.Методика проведения наблюдений и опытов на уроках труда в начальной школе.
- 3.Спланируйте урок по изучению сказки (класс, произведение на выбор).
- Билет № 26
- 1.Понятие, классификация и общий смысл традиционных методов обучения.
- 2.Средства физического воспитания учащихся начальных классов.
- 3.Разработайте пример дифференцированной работы на уроке математики над составными сюжетными задачами.
- Билет № 27
- 1.Темперамент в структуре индивидуальности человека.
- 2.Раскройте структуру творческих проектов естественно - социального содержания на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Портретный жанр в живописи».
- V. Практическая работа.
- VI . Завершение урока
- Билет № 28
- 1.Основные направления работы классного руководителя.
- 2.Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики.
- 3.Составьте комплекс ору, которые используются на уроках с элементами легкой атлетики.
- Билет № 29
- 1.Основные проблемы психологии мотивации.
- 2.Виды переводов и методика работы над ними.
- 3.Составьте план индивидуальной и массовой работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
- Билет № 30
- 1.Педагогический процесс как целостная система и основная категория педагогики.
- 2.Охарактеризуйте современный процесс обучения первоклассников русской грамоте.
- 3.Составьте несколько тестовых заданий для учащихся начальной школы по изобразительному искусству. Билет №12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина