logo
Билет

3.Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника в.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».

Тема: Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника В.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».

Цель: уточнение, обогащение и активизация знаний русского народного фольклора; формирование эстетического вкуса.

Задачи:

1. Образовательные: уточнить и расширить знания русского народного фольклора; ознакомить с произведениями изобразительного искусства, а также с особенностями творчества художника В.М. Васнецова.

2. Коррекционно-развивающие: развивать образное мышление, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие; развивать навыки связной речи, умение анализировать собственные впечатления; обо­гащать словарный запас.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному фольклору, интерес к изобразительному искусству и его произведениям.

Оборудование: запись песни «Дорога добра», «В мире много сказок»; ноут­бук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, лента-название с темой урока; индивидуальные конверты с художественными картинами, разрезанными на части; художественные картины В.М. Васнецова «Аленушка», «Снегурочка», «Гамаюн», «Ца­ревна-лягушка», «Иван Царевич на сером волке», «Ковер-самолетраскраски с наклейками «Герои любимых книг» (13 шт.).

План

  1. Организационный момент (Дети сидят за партами.) (1 мин)

  2. Сообщение темы. (1-2 мин)

  3. Беседа о сказке: Что такое сказка? Какие виды сказок бывают? (3-4 мин)

  4. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове. (2-3 мин)

  5. Показ художественных произведений с использованием мультимедий­ной презентации с речевым сопровождением.

а) Определение картины по речевому описанию. (1-2 мин)

б) Рассматривание последовательно картин «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке». (10-12 мин)

  1. Игровое упражнение «Художники» для развития аналитико-синтетиче­ских и конструктивных умений, внимания. (3-4 мин)

  2. Итог занятия (подведение итогов, оценка детской деятельности, поощре­ние детей подарками). (2-3 минуты)

Ход

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I.Орг.

мо­мент

- Ребята, сейчас у нас с вами классный час, но классный час необычный. Мы окунемся в волшебный, сказочный мир, созданный известными русскими художниками.

II. Сообще­ние темы

- Поэтому и тема у нас сегодня особенная: «Сказка в произведениях русских художников».

III. Беседа о сказке

- А что такое сказка?

- Это художественное произве-дение о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных или фантастических сил.

- Какие бывают сказки? Если у сказки есть автор, как она называется? Если нет автора, как называется такая сказка?

- Читали вы когда-нибудь сказки?

- Какие сказки вы читали?

- Понравились они? Чем? Что в них интересного?

- Сказки тесно связаны с традициями и обычаями той страны, в которой они написаны. Поэтому творческие люди, например художники, используют сказочные сюжеты при создании своих художественных произведений. Среди таких художников, увлекающихся сказочной темой, можно назвать Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Александровича Врубеля, Ивана Яковлевича Билибина и др. Сегодня мы поговорим с вами о некоторых из них и об их творчестве.

Авторская.

Русская народная.

Да.

Ответы детей.

Ответы детей.

IV. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове

- Одним из выдающихся художников является Виктор Михайлович Васнецов. Он жил более 100 лет назад. Родился в семье священника. С детства он любил природу, восхищался ею. Его работы отличались сказочностью, необычностью, волшебством. Многие люди не понимали его творчества, оно казалось им ненастоящим, выдуманным, не соответствующим жизни.

- А сейчас обратите внимание на экран. Я предлагаю вам посмотреть на картины, созданные В.М. Васнецовым.

Показ слайдов.

V. Показ художественных произведений с использованием мультимедий­ной презентации с речевым сопровождением

а) Рассматривание картины В.М. Васнецова «Аленушка»

б) Рассматривание картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке»

- А теперь я предлагаю вам задание.

- Я прочитаю небольшой отрывок из сказки, а вы догадайтесь какое изображение соответствует этому отрывку.

- Почему так решили?

- Посмотрите внимательно на картину.

- Что изображено?

- Кто главная героиня картины?

- Обратите внимание на ее внешний облик. Какая одежда?

- Как думаете, из богатой она семьи или это простая крестьянка?

- Обратите внимание на ее лицо. Какое выражение лица? Взгляд?

- Из-за чего она так печальна? Возможно что-то случилось, какая-то беда.

- Как она сидит? В какой позе?

- Где самая светлая часть картины? Зачем художник выделяет это место светлыми цветами?

- К чему привлекает?

- Какие места картины художник выделяет темными цветами?

- Почему? Что стремится показать? Темные цвета позволяют показать глубину, таинственность леса, озера, а вместе с тем придавая им особую красоту и сказочность.

- Вспомните, подумайте, события какой сказки отражает эта картина?

- Теперь я снова предлагаю вам из нескольких картин выбрать одну, которая подходит к отрывку из сказки. Этот отрывок я сейчас зачитаю.

- Почему так решили?

- Посмотрите внимательно на картину.

- Что изображено?

- Кто главные герои картины?

- Обратите внимание на их внешний облик. Какая одежда?

- О чем это говорит? К знатному роду принадлежат эти люди или они бедны?

- Обратите внимание на лицо молодого человека. Какое выражение лица? Взгляд? Чего может бояться?

- Как же изобразил художник девушку? Она задумчива, склонилась на грудь молодого человека.

- Кто еще главный герой этой картины? Как художник изобразил волка? Лапы его оторваны от земли, он изображен в прыжке.

- Быстро ли бежит волк? По каким деталям можно догадаться об этом? (высунул язык – может немного устал, волосы у девушки развеваются по ветру)

- Где самая светлая часть картины? Зачем художник выделяет это место светлыми цветами?

- К чему привлекает?

- Какие места картины художник выделяет темными цветами?

- Почему? Что стремится показать? Темные цвета позволяют показать таинственность, сказочность леса.

- Вспомните, подумайте, события какой сказки отражает эта картина?

Ответы детей.

Девушка, озеро, природа.

Девушка.

Простое цветастое платье. Нет обуви.

Простая девушка.

Грустное, печальное.

Взгляд печальный, задумчивый.

Сидит на камне у озера, поджав под себя ноги.

В центре, где изображена главная героиня.

Чтобы привлечь наше внимание.

К образу девушки, к ее настроению.

Лес, озеро.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Ответы детей.

Лес, люди, волк.

Волк, молодой человек, девушка.

Красивая, богатая.

К знатному роду.

Серьезное, испуганное. Взгляд испуганный.

Погони.

Волк.

Бегущим.

Быстро.

В центре.

Чтобы привлечь наше внимание.

К главным героям, их действиям.

Лес.

«Иван Царевич и серый волк».

VIII. Игровое упражнение «Художники»

- А сейчас попробуем стать художниками, но необычными. У каждого есть свой конверт, в нем перепутались части картин. Каждый из вас станет тем художником, который из разных частей соберет целую картину.

Звучит музыка (песни «Дорогою добра», «В мире много сказок»)

- Как называется картина? (спрашиваю у каждого)

- Если забыли название у вас есть подсказки, которые вам помогут. (иллюстрации на доске)

- Вы - молодцы! Все картины собраны. Это говорит том, вы будете хорошими художниками, потому что главное качество хорошего художника – умение доводить дело до конца.

Собирают картину.

Ответы детей.

VII. Итог занятия

- Итак, дети, о чем мы с вами се­годня говорили на классном часе?

- С творчеством каких двух художников познакомились?

- Какие их работы вы запомнили?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали, помогали, ста­рались отвечать.

- Каждый человек – это художник. А вы только начинающие художники, и вам нужно еще многому научиться. Поэтому я подготовила для вас то, что вам в этом поможет. (поощрение детей раскрасками)

О сказках, о картинах.

С творчеством В.М. Васнецова, М.А. Врубеля.

Ответы детей.