logo
Билет

3.Спланируйте словарную работу в процессе ознакомления с художественным текстом (по выбору) на уроке классного чтения в 3 классе ( русский язык).

Для обогащения и активизации словаря младших школьников должна систематически проводиться словарная работа.

В настоящее время под словарной работой принято понимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слова, сферы их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов (смешиваемых слов), историзмов и неологизмов, наконец, фразеологических единиц.

Уроки чтения больше всего призваны способствовать расширению и уточнению словаря учащихся, как в процессе анализа читаемых произведений, так и во время наблюдений и предметных уроков; объяснение новых и непонятных слов проводится также на уроках чтения.

В уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий. Она необходима для правильного восприятия содержания текста. В процессе чтения дети встречаются не только с новыми для них словами, но и с новым значением знакомого слова, с устойчивыми сочетаниями разговорного («в долгу не останутся») или книжного («преобразуют природу», «воздается честь») употребления. Понимание их необходимо для полной сознательности чтения.

Однако этим не ограничивается значение словарной работы при чтении. Она связана с образованием новых понятий, следовательно, требует логических операций: выявления основных признаков предмета, отвлечения, узнавания их в новом проявлении, обобщения. Особенно влияет на развитие мышления учащихся образование в процессе занятий по чтению понятий отвлеченного характера с этическим или социальным содержанием (борьба, долг, совесть, общественное богатство и т.п.). Воспитание чуткости к слову, умения почувствовать точность и красоту образных выражений, употребленных автором для выражения своего замысла, и объяснение этих выражений в связи со всем содержанием – все это содействует развитию эстетического вкуса, облагораживает юного читателя.

Не менее важна и другая сторона словарной работы – обогащение активного словаря школьников. С этой целью учитель не ограничивается объяснением нового слова и проверкой его понимания детьми, но, выделив слова, которые нужно ввести в речь учащихся, создает условия и потребность их употребления детьми на всех этапах урока и даже на занятиях после урока.

Подготовка учителя к словарной работе на уроке чтения включает отбор и группировку следующих слов:

  1. слов, необходимых для правильного восприятия текста;

  2. слов и выражений, которые нужно осмыслить по ходу повторного чтения;

  3. слов, которые должны войти в активный запас учащихся и используются в разных занятиях.

В последнюю группу включаются слова, важные для подготовки к трудовой деятельности и для морального воспитания, а такие слова, пополняющие запас материала для успешного изучения грамматики.

Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте. Это требование вызывается, во-первых, многозначностью слова. Так глагол клюет дети встречают в разных значениях: птица питается и рыба идет на приманку. Во-вторых, слово, воспринятое и объясненное в определенном предложении, лучше усваивается учениками. Поэтому нужно стремиться при объяснении слов до чтения включить их в рассказ или в беседу.

Этапы словарной работы можно представить так:

  1. семантизация слова;

  2. актуализация слова;

  3. использование слова в речи.

Объяснение слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся.

М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слов: наглядный, контекстуальный, способ подбора синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.