logo
Билет

2.Охарактеризуйте современный процесс обучения первоклассников русской грамоте.

Содержание:

1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте.

2. Приемы анализа и синтеза.

3. Периодизация процесса обучения грамоте.

4. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.

5. Основные приемы и виды упражнений с использованием ма­териалов различной методической направленности.

6. Требования к урокам обучения грамоте.

Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обу­чаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в слонах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначе­ние звука буквой выполняется после его выделения из слов и изу­чения его звучания в разных словах.

Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков проис­ходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Зву­ковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.

Со времен К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошел сложный путь развития. Рассмот­рим основные принципы метода.

I. С точки зрения целей формирования личности.

1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов букваря и азбуки.

2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюде­ний природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения.

II. С точки зрения психолого-лингвистической.

1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи.

2. За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).

3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.

4. В качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа рус­ской графики).

5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц.

6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.

III. С точки зрения организационной.

1. Устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу).

2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения.

3. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним.

4. Систематически вводятся пропедевтические элементы грам­матики, словообразования, орфографии (на практической основе).

IV. С точки зрения приемов обучения.

1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму.

2. Введение элементов моделирования.

3. Использование моделей слогов, слов, предложений.

Основа метода — изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период.

Анализ

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.

4. Деление слова на слоги, установление их количества.

5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), уста­новление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный.

6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.

7. Обозначение выделенного звука буквой.

Синтез

1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).

2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.

3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнитель­ные пометы.

4. Чтение предложений и связных текстов.

Типовой план может изменяться в связи с изучаемым матери­алом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приоб­ретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.

При использовании приемов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последователь­ность звуков в словах.

Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изу­чения на данном уроке, может быть организовано такими спосо­бами, как:

1) выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» — звук [и]);

2) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированного: ю-ла, я-ма;

3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — ж-ж-ж-ж);

4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наи­менее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак);

5) выделение согласного звука из открытого слога, преиму­щественно «длительных» согласных [ш], [с], [ж] (Шура, Саша);

6) выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);

7) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (брат, грач).

Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения.

Периодизация процесса обучения

Обучение грамоте продолжается при обучении детей:

с шести лет — 7,5 месяца или целый учебный год.

Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовительный и основной (букварный).

Подготовительный период имеет свои цели:

— приобщение детей к учебной деятельности;

— усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

— подготовка к чтению и письму;

— выявление степени готовности учащихся к обучению.

В подготовительном периоде выделяются две ступени. На первой ступени, безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, глас­ный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит зна­комство с учебной книгой азбукой (букварем), со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и уп­ражнения, тренирующие руку для письма.

На второй ступени подготовительного периода изучаются глас­ные звуки [a], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Зна­комство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствую­щими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обуче­нии чтению. С буквой э знакомятся гораздо позже, так как она редко встречается в речи; с йотированными е, я, ё, ю также на более позднем этапе, поскольку эти буквы обозначают гласные в особых утопиях или слияние согласного с гласным.

Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уров­ня сформированности навыка чтения и письма, углублением ана­лиза содержания прочитанного.

Начало основного периода совпадает с изучением первой со­гласной буквы. Главные задачи основного периода:

— изучение всех букв;

— усвоение сочетаний букв;

— практическое усвоение правил графики;

— выработка навыка плавного слогового с переходом на це­лые слова чтения;

— развитие интереса к чтению, к литературе;

— развитие речи и мышления.

Основной (букварный) период обучения грамоте включает че­тыре последовательные ступени. На первой ступени букварного пе­риода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, пря­мых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и крат­ки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных пози­циях. Обучаются приему выборочного чтения, правильному построе­нию ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного.

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на одной странице), появляются стихотворные тек­сты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техни­ки чтения. Детям разъясняют правила произношения (орфоэпия), наблюдаются некоторые орфографические явления. Больше внима­ния уделяется развитию связной речи (высказывания по картин­ке, активизация и обогащение словаря).

На четвертой ступени читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутство­вать на уроках классного чтения.

В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение занятия по внекласс­ному чтению с использованием книги Н.Н. Светловской «Учимся любить книгу».

Обучение грамоте организуется с помощью учебных книг: букваря, который используется для обучения семилетних детей, и азбуки — для обучения шестилетних детей.

Новым по сравнению с ранее действовавшими учебниками в букваре и азбуке является иная последовательность изучения звуков и букв. Их расположение основывается на принципе час­тотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сдела­но для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс ста­новления техники чтения. Появляется возможность проводить работу по развитию речи и мышления в связи с чтением и анализом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобщения и классифика­ция, наблюдения над многозначностью слов, антонимами, омонимами, словоизменением и словообразованием), над предложе­нием (составление предложений по вопросам, картинкам, схе­мам, распространение предложений и др.), над связной речью (составление рассказов по серии картинок, по аналогии с про­читанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.).

Материалы каждой страницы учебника объединены одной те­мой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности.

На каждый урок отводится две страницы букваря (разво­рот азбуки), которые содержат текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополняется иллюстративным: предметными и сюжетными картинками. Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составле­нию предложений и рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.

Кроме текстового материала и иллюстраций букварь (азбука) содержит разнообразные внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения и развитию речи и мышления.

В учебнике широко представлен разнообразный занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале прописи, где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей. В разработках уроков письма нередко дается материал в несколько большем объеме, чем нужно для урока. Это позволяет учителю отобрать необходимый материал с учетом возможностей своего класса.

Обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: живые беседы, рассказы, наблюдения, отгадывание загадок, пересказ, декламацию. Эти виды работы способствуют созданию речевых ситуаций, осмысливанию процессов чтения и письма и формированию речевых навыков — навыков чтения и письма.

В чем же состоит суть чтения и письма, каков их механизм? Вся информация, которой человек пользуется в своей деятельнос­ти, закодирована, т.е. каждой единице значения соответствует ус­ловный знак, или кодовая единица. В русской речи используется звуковой код, или наш звуковой язык, в котором значение слова закодировано в определенном наборе звуков речи; на письме ис­пользуется буквенный код, в котором буквы соотнесены со звука­ми устною кода. Переход с одного кода на другой называется пе­рекодированием.

Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (пись­менных) знаков в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).

Перекодировка является главным предметом методики обуче­ния грамоте. Прямая перекодировка (письмо) и обратная (чтение) должны перемежаться и идти параллельно.

Если бы русское письмо было идеографическим, то каждый знак (идеограмма) перекодировался бы непосредственно в смысловую еди­ницу (слово или понятие); соответственно при письме слово коди­ровалось бы с помощью идеограммы. Но наше письмо — звуковое, следовательно, возникает необходимость промежуточного этапа — перевода графических знаков в звуки при чтении или звуков в буквы при письме.

Русское письмо — звуковое (фонемное). Это значит, что каждому основному звуку (фонеме) в графической системе языка соответствует свой знак — буква (графема). Поэтому методика обу­чения грамоте основывается на фонетической и графической системах (фонетика и графика).

Учитель должен знать, какие звуковые единицы выполняют смыслоразличительную функцию (т.е. являются фонемами) и какие такой функции не выполняют (варианты основных фонем в слабых позициях).

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте, предполагающий выделение звука в слове, анализ звука, синтез, усвоение буквы и процесс чтения.

В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Поэтому в современной методике обучения грамоте действует прин­цип слогового (позиционного) чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как единицу чтения. Открытые слоги характерны для русского языка. Построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности.

Слог представляет собой несколько звуков, произносимых од­ним выдыхательным толчком. Основой слога является гласный звук. Структура слога может быть различной: СГ (открытый), ГС (зак­рытый), типа СГС, а также эти же типы со стечением согласных: ССГ, СССГ и др. (С — согласный, Г — гласный).

Овладение правилами графики — необходимое условие письма, но недостаточное. Живые фонетические процессы приводят к тому, что между словом произнесенным и написанным часто возникает несоответствие. Это происходит в тех случаях, когда фонемы находятся в слабых позициях. Для обозначения буквой звука слабой по­зиции нужно определить, к какой фонеме относится данный звук, а затем уже обозначать его. Буква для звука, соответствующего силь­ной позиции фонемы, выбирается по правилам графики. Для звука же, представляющего слабую позицию фонемы, — по правилам орфографии.

Основой обучения чтению также является орфоэпия, нормы которой детям запомнить сразу, а тем более выполнять трудно. По­этому на начальных этапах рекомендуется двоякое прочтение: ор­фографическое, а затем орфоэпическое.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые слу­чаи пунктуации: точку, вопросительный и восклицательный зна­ки, запятую, двоеточие, тире.

Чтение и письмо — сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может ох­ватить зрением значительную часть текста (2-3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. И лишь незнакомые слова взрослый прочитывает по слогам.

«Поле чтения» начинающего читателя ограниченно: он охва­тывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать, нередко нужно сравнить ее с другими. Прочтение буквы вызывает у ребенка же­лание сразу назвать звук, но учитель требует читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памя­ти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то со­четание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнава­ния, сколько букв в слоге, слогов в слове.

Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строч­ку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повто­ряет слоги или слова по два и более раза. Иногда ребенок пытается угадать слово по первому слогу, по картинке или по контексту. Все указанные трудности постепенно исчезают по мере того, как увеличивается «поле чтения».

Письмо — сложное речевое действие. Взрослый человек пишет, не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклас­сника этот процесс распадается на множество самостоятельных дей­ствий. Он должен следить за положением ручки и тетради, вспом­нить письменную букву, соответствующую звуку или печатной бук­ве, разместить ее на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физи­чески. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными уп­ражнениями.

Успешное обучение чтению и письму требует большой и систематической работы по развитию фонематического слуха, т.е. уме­ния различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звук из слова или слога. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и для выработки впоследствии ор­фографических навыков. Развитию фонематического слуха способ­ствуют звуковой анализ слов, установление последовательности зву­ков в слове, упражнения в слушании, слышании и «узнавании» фонемы в сильной и слабой позиции.

Психологическое изучение процесса чтения и письма начина­ющего показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Он может услышать звуки, произно­симые учителем, но, переходя к записи слова, он помогает себе собственным проговариванием и прислушиванием к нему. Проговаривание при письме называется речедвигательным анализом. Учителю необходимо упражнять детей в правильном произношении по слогам слов при их составлении и написании. Ребенок должен на­учиться проговаривать каждое слово по слогам, одновременно при­слушиваясь к его звучанию, стремясь уловить каждый звук слова и порядок звуков.

Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Внимание первоклассников отличается неустойчивостью, колебанием во время урока, ребенок еще не умеет его концентрировать или распределять.

Отличительная особенность памяти ребенка — преобладание наглядных образов над словесными, поэтому словесный материал запоминается им механически и без осмысления.

Восприятие в этом возрасте характеризуется тем, что дети воспринимают предмет в целом, не расчленяя его. И в слове они воспринимают прежде всего его смысл, а не состав. В первые дни ребенок часто смешивает понятия «слово», «слог», «звук», «буква»; путает буквы, сходные по форме, и звуки, близкие по звучанию.

Первоклассник мыслит конкретными образами, абстрактное мышление практически отсутствует.

В связи с этими особенностями психических процессов обуче­ние грамоте организуется с помощью приемов и методов, помога­ющих реализовать принципы доступности и посильности, нагляд­ности и индивидуального подхода. Важное место на уроке занима­ет игра.

Сформулируем основные педагогические требования к процес­су обучения грамоте.

1. В начале каждого этапа урока учитель сообщает детям, что они будут делать и зачем, а по окончании работы оценивает, что и как сделали.

2. Задания и вопросы формулируются конкретно и короткими фразами.

3. Преобладает общеклассная форма работы, постоянно учитель показывает образцы выполнения или исполнения заданий.

4. На уроке чтения большую часть времени дети должны чи­тать, а на уроке письма — писать.

5. В течение урока необходимо несколько раз менять виды деятельности учащихся.

6. Наглядные пособия, дидактический материал, игровые за­дания должны использоваться в такой мере, чтобы обучение было доступным и интересным, но не перегружало внимание учащихся.

7. Планируя работу, необходимо учитывать подготовленность всего класса и отдельно каждого ученика (группы учеников).

8. Осторожно использовать методы наказания, отдавая пред­почтение поощрению ребенка.

Успех организации обучения грамоте зависит от того, насколько учитель владеет лингвистическими знаниями, учитывает требова­ния психологии и педагогики.

Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень вели­ко, однако могут быть выделены общие основные требования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.

Перечислим общедидактические требования:

1) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке?);

2) ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоя­тельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень за­вершенности темы и т.п.);

3) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

4) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависи­мость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер;

5) организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока;

6) обучение детей приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым услови­ем успешного обучения в школе.

Обязательны также некоторые другие дидактические требова­ния: научность, доступность материала, систематичность и после­довательность обучения и т.п.

Специфика предмета «Русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

1) неотъемлемым условием урока русского языка является за­бота учителя о речевой среде: на уроке должна звучать правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, царить атмосфера культуры речи. Все, что вывеши­вается в классе на стенах, на досках, должно быть безусловно грамотным, образцовым и по содержанию, и по оформлению; каж­дый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному язы­ку, к живому, яркому, выразительному слову;

2) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогаще­ние, уточнение и активизация словаря, составление и анализ пред­ложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пе­ресказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими — со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т.д.;

3) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элемен­тами являются также разнообразные приемы звукового и буквен­ного анализа и синтеза — подготовка к чтению или, особенно, к письму, а также самостоятельные упражнения;

4) непосредственная работа по формированию умений и на­выков чтения и письма должна занимать на уроках большую часть времени — примерно 2/3 урока; это значит, что на уроках чтения нужно в основном читать, на уроках письма — писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т.е. работа над созна­тельностью чтения; это же можно сказать о понятии «писать»);

5) на каждом уроке чтения и письма используется образцо­вый языковой материал: наряду с текстами букваря, составленны­ми, как правило, искусственно (из тех слов, которые первокласс­ники в состоянии прочитать), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина и других детс­ких писателей — так осуществляется связь классного чтения с вне­классным, чтения — со слушанием;

6) уроки чтения и письма преемственно связаны и представ­ляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжени­ем предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюда­ется такая последовательность).

Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спла­нированного или проведенного урока и как примерная «схема» анализа урока после его посещения и протоколирования (или анализа плана, конспекта предстоящего урока).