Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
Содержание учебного процесса определяются учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).
Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:
Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул
Полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении
Распределение предметов, изучаемых в данном учебном заведении
Распределение предметов по годам обучения
Количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе
Количество в неделю на изучение каждого предмета
Структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.
Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит:
Объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требований к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения
Тематическое содержание учебного материала
Ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса
Перечень основных мировоззренческих вопросов
Указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий
Рекомендуемую литературу
В связи с углублением дифференциации образования разрабатываются различные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями.
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и др. От качества учебной литературы зависит результативность обучения, поэтому подготовке эффективных учебных пособий уделяется большое внимание.
Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым УК содержанию обучения, а также быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным.
Учебник выполняет следующие дидактические функции:
Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.
Информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации
Контрольно-коррекционную, которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Наряду с традиционными все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и пр. Их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
- Сущность процесса обучения
- Принципы обучения
- Принцип воспитывающего обучения и его практическая реализация
- Принцип связи теории с практикой
- Содержание учебного процесса
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
- Классификация методов обучения
- 9. Методы обучения.
- 11. Этапы педагогического процесса.
- 12. Репродуктивная и творческая учебная деятельность школьников.
- 13. Процесс усвоения школьниками знаний.
- 14. Урок как форма организации обучения в школе.
- 15. Типы и структура уроков.
- 16. Виды и формы обучения.
- 17. Нестандартные уроки
- 18. Деятельностный подход к обучению и воспитанию
- 19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников
- 20. Проблема развивающего обучения в современной дидактике.
- Принципы развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б.Эльконина-в.В.Давыдова
- 21. Стимулирование учения.
- 22. Мотивы учения школьников и пути их развития.
- 23. Развитие познавательного интереса школьников разного возраста.
- 24. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения.
- 25. Диагностика обучения.
- 26.Анализ современных диагностических концепций.
- 27.Цели воспитания.
- 28. Особенности воспитательного процесса.
- 29.История педагогики и образования как область научного знания.
- 30.Общие методы воспитания.
- 31. Технология воспитания.
- 32. Понятие о воспитательных системах.
- 33.Воспитание личности в коллективе.
- 34. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировых культур.
- 35. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- 36. Воспитание культуры межнационального общения.
- 37.Воспитание толерантности.
- 38. Общественное и семейное воспитание.
- 39. Предмет социальной педагогики.
- 41. Функции и задачи внутришкольного управления.
- 42.Понятие педагогических технологий.
- 43.Требования к учителю в современной школе.
- 44 Профильное обучение.
- 45 Педагогические инновации.
- 46 Аттестация педагогических кадров.
- 47. Школьное расписание уроков и требования к нему.
- 48 Современные инновационные процессы в школе.
- 1. Информационно-коммуникационные технологии (икт) в предметном обучении.
- 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
- 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
- 4. Мониторинг интеллектуального развития.
- 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
- 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса оу.