logo
экзамен педагогика

22. Мотивы учения школьников и пути их развития.

Мотивы - главные движущие силы дидактического процесса. Мотивация (от лат. moveo - двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах. Мотив – это то, ради чего человек совершает ту или иную деятельность. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Понимание мотивов-побуждений осложняется чем, что, во-первых, они всегда представляют собой комплексы и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом, а во-вторых, мотивы не всегда осознаются учителями и учащимися.

Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются : социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на:

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию:

  1. Социальные

  2. Познавательные

  3. Профессионально-ценностные

  4. Эстетические

  5. Коммуникационные

  6. Статусно-позиционные

  7. Традиционно-исторические

  8. Утилитарно-практические (меркантильные).

Установлено: 1) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения школьников; 2)группы мотивов находящихся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определяются суммарным действием мотивов.

Мотивы школьников можно разделить на побудительные, они лежат в основе различных целенаправленных действий, и смыслообразующие, которые «переводят» общественно значимые ценности на личностный уровень – «для меня».

Мотивы учения иногда подразделяются на: - внешние (от педагогов и родителей) и внутренние; - осознанные (выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию) и неосознанные (лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях); - реальные и мнимые.

Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учителю. Отношение школьников к учению учителя – практики обычно характеризуют активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Управление активностью школьников называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя умственной работы.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: